Шушпанникова Елена
Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга «Мой выбор»
▼ Скачать
Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга.
Составители:
Педагог-психолог Е. А. Шушпанникова
Педагог-психолог Б. Д. Зодбаева
Тема: «Мой выбор»
Цель: дать учащимся представление об отклоняющемся поведении и конструктивных способах решения ситуаций выбора.
Задачи:
• формирование навыка адекватного проявления эмоций и поддержки;
• формирование представлений у подростков о причинах и последствиях отклоняющего поведения;
Публикация «Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга „Мой выбор“» размещена в разделах
• закрепление умений учащихся в отстаивании собственной позиции и умения говорить: «Нет!»;
• развитие навыков сотрудничества и конструктивного взаимодействия учащихся со сверстниками.
Целевая группа: учащиеся 9 класса
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Методы: метод групповой дискуссии, интерактивные игровые методы, ролевая игра.
План занятия :
1. Приветствие.
1.1. Упражнение «Комплимент»
2. Основная часть.
2.1. Упражнение «Гроздь проблем»
2.2. Упражнение «Причины и последствия»
2.3. Игра «Причины и последствия ОП» (LearningApps.org)
2.4. Упражнение «Умей сказать - Нет!»
3. Заключительная часть.
3.1. Игра «Да и Нет»(LearningApps.org)
Материальное обеспечение: анкета, фломастеры и цветные карандаши, шариковые ручки, карточки с рабочим материалом, стикеры с надписями для ролевой игры.
Ход занятия:
1. Приветствие (2 мин)
Психолог: Добрый день, уважаемые ребята и гости. Наше занятие сегодня будет посвящено обсуждению важной темы, с которой сталкиваются большинство современных девушек и юношей.
1.1. Упражнение «Комплимент» (5 мин)
Психолог: Здравствуйте, ребята!
Для того, чтобы поприветствовать друг друга мы выполним Упражнение «Комплимент».
Нам нужно встать в круг и соседу справа сказать комплимент, используя слова: «Здравствуй, … Мне нравится, что ты.»
- Какие эмоции вы чувствовали во время выполнения упражнения?
- Как вы чувствовали себя, когда вам говорили комплименты?
- Легко ли было находить и говорить нужные для человека слова?
(Ответы учащихся.)
- Принимать комплименты всегда приятно. Мы поздоровались и подняли друг другу настроение и готовы к дальнейшей работе.
2. Основная часть
Психолог: Ребята, сегодня мы будем обсуждать очень важную тему. А какую именно, вы узнаете после выполнения следующего упражнения.
2.1. Упражнение «Гроздь проблем» (12 мин)
Психолог вызывает в круг несколько человек и дает им соответствующие роли. Например: Вася, мама, папа, друг, сестра, бабушка.
Психолог: Ребята, посмотрите на Васю, у него есть проблемы (пакеты с надписями) :
в общении (ругается, дерется, не слушает, кричит,
с финансами (ворует, мама не дает денег на карманные расходы,
с учебой (плохо учится, стоит на учете в школе,
с жизненными перспективами (приводы в полицию, уголовная ответственность,
с репутацией, с личной жизнью.
Психолог вешает на него все эти проблемы.
- Как вы думаете хорошие или плохие поступки у нашего героя?
- Это поведение отличается от нормы?
Психолог:
- Вася, как ты себя чувствуешь? - Тебе тяжело?
- Что тебе хочется сделать с этими проблемами?
Психолог: Его пытаются спасать родственники, друзья (берут по 1 пакету). Они забирают от человека его проблемы, пытаются освободить, но проблемы сопротивляются. Если какую-то проблему и получается оторвать от человека, она тут же повисает на том, кто ее отдирал. Если Васе удается вырваться от проблем, они тут же снова нависают на нём (поведение у Васи не меняется).
Психолог:
- Как вы думаете о чём это упражнение, в чём его смысл?
- Ребята, давайте сядем за стол и обсудим почему не решаются Васины проблемы?
Вывод: У каждого нашего поведения есть причины и последствия. Если мы хотим успеха, мы прикладываем к этому усилия, если мы не прикладываем усилия, мы должны заплатить за наше бездействие.
Человек, который выбирает легкий путь, рано или поздно приходит к отклоняющемуся поведению.
Психолог: Ребята, что такое отклоняющееся поведение?
Слайд: «Отклоняющее поведение»
При выполнении этого упражнения мы убедились, что на самом деле происходит в жизни Васи и понимаем, что при этом страдает не только он, но и те люди, которые стремятся ему помочь. Получается, что такой человек не только сам расплачивается за свой выбор, но и заставляет окружающих расплачиваться за его выбор.
2.2. Упражнение «Виды и причины ОП» (5 мин)
Психолог: Сегодня мы обсудим проблему выбора каждого человека, поговорим о видах и причинах отклоняющего поведения. Сейчас вам нужно найти и отобрать карточки с видами и причинами ОП. Можно советоваться и помогать друг другу.
Психолог предлагает детям разделиться на 2 команды, разложить все карточки и объединить в 2 группы: «Виды ОП» и «Причины ОП».
- Виды отклоняющего поведения?
- Как Вы думаете, что может стать причиной ОП человека.
Психолог: - Вы все знаете, что отклоняющееся поведение приводит к негативным последствиям.
- Почему же всё-таки люди практикуют такое поведение?
- Что заставляет их наносить вред самим себе?
Виды: (слайд)
1)Алкогольная зависимость
2)Наркомания
3)Преступления
4)Суицид
5) Хулиганство
6)Воровство
7)Драка
8)Избиение
9) Игромания
Причины: (слайд)
1)Недовольство собой и своим состоянием (плохой характер, застенчивость, неуверенность в себе, чувство вины, низкая самооценка).
2)Недовольство своими отношениями (ссора с родителями, обида, никто не любит, одиночество).
3)Неудовлетворённость своей жизнью (недостаток средств, родители заставляют учиться не там, где хочется, не может найти работу, нет дома, дома всё плохо, не хочет идти домой).
4)Дружба с теми, кто целенаправленно выбирает отклоняющееся поведение (со мной не будут дружить, если я не буду похож, не буду делать тоже самое).
5)Без видимых причин.
6)Позиция жертвы (неуверенность в себе, жалость к себе, готовность подчиняться, неумение отстаивать свою позицию)
Психолог: - Получается, что любое жизненное затруднение может послужить предлогом к отклоняющемуся поведению. - А есть ли такие люди, у которых нет в жизни трудностей?
Известно, что не все люди в случае жизненного затруднения начинают вести себя таким образом. Получается, что некоторые в трудных ситуациях выбирают определенное отклоняющееся поведение, а другие - выбирают какой-то другой способ решения проблемы.
Таким образом, для некоторых людей отклоняющееся поведение — это такой способ решать свои проблемы, а вернее, способ убежать от их решения. Возможно человек не знает, как справиться со своими трудностями и решить их или ему кажется, что это слишком сложно. Возможно он жалеет себя и выбирает, как ему кажется, самый простой пусть. Люди, выбирающие ОП, ничем не отличаются от других: у них столько же способов, столько же сил и энергии. Они отличаются только своим выбором. Итак, они выбирают ОП, а затем пытаются оправдать себя, потому что знают, что многим окружающим это не нравится.
Чем они оправдывают себя:
1)обвиняют окружающих
2)ставят на себе крест
3)представляют себя мучениками
4)представляют себя пленником ограничений, искателями приключений
5)ставят себя в позицию жертвы
Поиск оправданий только создаёт иллюзию, будто есть особые причины для того, чтобы выбирать ОП. На самом деле причины в том, что человек не умеет, а может и не хочет решать затруднения другим способом. Значит, есть одна причина - выбор человека.
2.4. Дидактическая игра «Последствия ОП» (LearningApps.org) (5 мин)
Психолог: Ребята, как человек может противостоять чужому давлению?
2.5. Упражнение «Умей сказать - Нет!» (5 мин)
Сейчас мы познакомимся с некоторыми формулами, которые называются «цивилизованный отказ»
1. Отказ-опасение: - «Нет!» Собеседнику отказывают с аргументами и
предложением чего-либо
другого взамен.
2. Отказ – сожаление: -«Нет!» Собеседнику сообщают
причины, по которым
ему отказывают.
3. Отказ - без аргументов – «Нет!»
Собеседнику отказывают без аргументов и без
предложения чего-либо
другого взамен. Кратко и уверенно.
Раздаем детям карточки-ситуации.
Психолог:
- Какую форму отказа вам было воспринимать легче всего?
- Какая форма больше всего раздражала?
- И в какой форме вам было легче всего отказывать самим?
Но необходимо запомнить, что вам надо подбирать каждый раз ту форму, которая кажется вам наиболее подходящей в конкретных обстоятельствах и с конкретными людьми.
3. Заключительная часть.
3.1. Игра «Да и Нет» (4 мин)
3.2. Рефлексия. (5 мин)
- Наше занятие подошло к концу.
Поделитесь своими мнениями о занятии : что понравилось, что не понравилось.
- Какой вывод вы для себя сделали относительно ОП.
- Как вы поступите в ситуации выбора.
Список используемой литературы
1. Кривцова С. В., Д. В. Рязанова, Е. А. Пояркова, О. И. Байдакова, Ю. А. Зеликман, С. С. Крыжановская, В. В. Лунин «Тренинговые занятия с подростками. Жизненные навыки» 5-7 и 7-8 классы, Генезис,М,2018 г.
2. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н. И. Шевандрин. – М., 2001
3. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге. – М. :генезис,2015. – 376с. : ил.
4. Слепович Е. С., Поляков А. М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. - СПб. :Речь,2008. – 247 с.
5. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия»,2004. – 160с.