Нина Зенина
Конспект комплексного занятия на тему: «Одежда наших предков» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Познакомить с женским и мужским народными костюмами, особенностями их изготовления и использования. Развивать у детей художественный вкус, творческое воображение.
Предварительная работа : Рассматривание репродукции картины Ф. Малевича «Хоровод», иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья избушка», чтение сказки «Царевна лягушка»; беседы о старинных женских головных уборах.
Словарная работа: Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха косоворотка, пояс, кокошник, вышивка крестом.
Публикация «Конспект комплексного занятия на тему: „Одежда наших предков“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал: Русский сарафан (из льняной ткани с вышивкой крестом) женская кофта - рубаха, косоворотка и передник из льна, украшенные вышивкой крестом, короб; бумажные силуэты сарафанов на каждого ребенка (или передники, женские рубашки); куклы из кукольного уголка.
Ход занятия : (Воспитатель). Сегодня дети мы поговорим о русском народном костюме, женском и мужском. Одежда в старину была простой, удобной и красивой. Из какой ткани шили одежду? (Ответы детей, если затрудняются, воспитатель сама рассказывает) Шили одежду из льна. Именно из такой ткани сшит этот костюм ( достает из короба женский народный костюм: кофта - рубаха, сверху сарафан).
Чем льняная ткань хороша и чем плоха? (ответы детей).
Воспитатель: Да ребята, хороша потому, что эта ткань экологически чистая: нити, из которых ее ткут спрядены из растения, из льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней «дышит». Плоха потому, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается. В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтобы она не так мялась, решили добавлять в нее тоненькие искусственные нити.
А кто скажет, что надевали девушки под сарафан? А надевали под сарафан (снимает с «плечиков» сарафан и демонстрирует кофту-рубаху, белую кофту-рубаху. Поверх сарафана повязывали передник (достает из короба передник, надевает его на себя). Давайте внимательно рассмотрим народный костюм. Почему он кажется необычным и красивым? (Ответы детей). Верно, и на переднике, и на сарафане, и на кофте-рубахе есть вышивка. Это вышивка крестом. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки - обереги располагались в определенных местах; на рукавах и у выреза рубахи и на подоле сарафана. Узоры на рукавах защищали руки, их силу и ловкость, а узоры на сарафане - легкие и сердце.
Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, передники, скатерти, полотенца, но и мужскую одежду (достает из короба косоворотку). Рассмотрим эту рубаху. Она длинная, рукава тоже длинные и широкие. Чем старинная рубаха отличается от рубашек наших мальчиков?
Вспомните, как она называется? Правильно льняная. Кроме того, у старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Еще одна особенность рубахи-вышивки на вороте, рукавах и по низу. (Физминутка)
А теперь давайте рассмотрим с вами иллюстрацию Е Рачава к русской народной сказке «Кот, петух и лиса». Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? Правильно, пояс. В старину пояса называли опояски. В старину пояса плели из тесьмы, делали из ткани, кожи и т. п. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат человек или беден: у богатого - пояс широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного - узкий, и узор на нем попроще.
А сейчас ребята давайте с вами украсим свои сарафаны (приготовленные заранее). (Дети выполняют аппликацию). Воспитатель показывает образец. В конце занятия дети рассматривают свои сарафаны. Воспитатель спрашивает, чей сарафан больше понравился детям.
Литература: Дошкольное воспитание № 8 - 2006 г.