Ирина Поперечная
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что нам осень подарила»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция познавательных областей : познание, коммуникация, социализация.
Цель: Закрепить знание детей об осени (какие изменения происходят в природе – растительном и животном мире, ее характерных признаках.
Задачи:
Познавательные :
- Закрепить название и последовательность осенних месяцев
- Закреплять умение детей различать овощи и фрукты.
-Закреплять обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «грибы» .
- Обогащать лексику детей прилагательными, глаголами. Активизировать в речи существительные.
Развивающие:
Публикация «Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Что нам осень подарила“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
-Развивать тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения, память, внимание, мышление.
-Развивать связную речь, общую и мелкую моторику.
-Совершенствовать навыки лепки.
-Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Материал: слайд-проектор, аудиозаписи, корзиночки, муляжи и натуральные овощи и фрукты,"чудесный мешочек",панно"Дерево" ,пластилин, оборудование для лепки, листы бумаги зеленого цвета, листья зеленые и других цветов, угощенье (грибочки,мяч.
Предварительная работа: Наблюдения за живой и неживой природой. Рассматривание картин и репродукций об осени. Чтение художественной литературы. Заучивание стихов, отгадывание загадок, беседа о жизни диких животных. Показ презентаций: "Как птицы и звери к зиме готовятся. ","Что такое осень".
Применяемые технологии: игровые, использование ИКТ, технологии здоровьесберегающие и технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные игры, занятия лепкой, интеграция, технологии музыкального воздействия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе, о ее красоте, о ее дарах, а также поиграем и повеселимся.
2. Основная часть.
1. Дети, скажите, а вы любите разгадывать загадки? (Педагог говорит загадку)
- Ветер с листьями играет, листья с веток обрывает,
Листья жёлтые летят прямо на руки ребят (осень)
-Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Звучит музыка- трек28. (входит золотая осень)
Осень : - Здравствуйте, ребята! Я к вам в гости пришла и подарки принесла : фрукты, овощи и букет из осенних листьев. (Кладет подарки на столик)
В: -Ребята, кто это к нам в гости пришел (осень)
-Правильно -это осень. Золотая осень - осень радостная, яркая, богатая урожаем. А кто знает стихотворение про осень?
3. Дидактическая игра «Назови примету осени». (проводит осень)
- Ребята, у меня есть волшебный листочек. Кто его в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени. Давайте будем передавая друг другу этот листочек, называть приметы осени. (осень бывает – холодная, тёплая, золотая., дождливая, ветреная, пасмурная, ранняя, моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улететь на юг, дети надели теплые курточки, сапожки).
4. Дидактическая игра «Назови одним словом».(проводит воспитатель)
- Я сейчас перечислю подарки, которые дарит нам осень, а вы назовите это одним словом:
- яблоко, груша, апельсин, персик, слива;
- помидор, огурец, морковка, капуста, лук;
- клубника, смородина, малина, крыжовник;
- подосиновик, масленок, опята, мухомор.
В:- Действительно осень богата и щедра на подарки : овощи, фрукты, ягоды и грибы. Что-то еще лежит в корзине! Это "Чудесный мешочек".
5. Д/игра «Чудесный мешочек»(проводит воспитатель.)
- Посмотрите на этот мешочек. Как вы думаете, что в нем? Правильно в этом мешочке лежат овощи. А вот какие, мы узнаем после того, как поиграем. Тот, кого я позову, подойдет к мешочку и опустит в него руку. Там он возьмет один какой-нибудь овощ и постарается узнать его на ощупь; затем, не называя его, расскажет: какой он: круглый или продолговатый, гладкий или шершавый, мягкий или твердый и т. д. Если мы отгадаем, то овощ переложим в корзину, если не отгадаем, то надо будет еще раз точнее и подробнее рассказать об овоще.
6. Д/игра «Отгадай по вкусу».(проводит осень)
- Осень богата не только овощами, но и фруктами. У меня на подносе лежат кусочки фруктов и овощей. Я предлагаю вам их попробовать, но с закрытыми глазами. Нужно, только попробовав на вкус, назвать: что это?
В:- В огороде много гряд.
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох.
А картофель разве плох?
Нас прокормит целый год.
7. Подвижная игра «Соберем картошку».
- Наросло картошки много, надо собирать. Я хочу знать кто из вас самый шустрый быстрый? Кто больше всех соберет картошки?
Осень : - Мне было хорошо у вас в гостях. Вы порадовали меня своими знаниями. Примите от меня эти подарки (корзину с овощами, фруктами). До свидания (Осень уходит.)
Воспитатель читает стихотворение «Осенние подарки» (автор Кравцова Т. И)
Как хорошо, красиво в октябре
Гуляет осень во дворе.
И застилает золотом дорожки.
Все листья в золоте,
И мы с тобой немножко.
Воспитатель: Каким золотом застилает дорожки и нас с вами волшебница осень?
-Ребята, мы сегодня с вами отправимся на прогулку в осенний лес. Слушайте внимательно слова и правильно выполняйте движения вместе со мной.
8. Динамическое упражнение «На прогулку»
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.
Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой» между разложенными на полу листьями (звучит мелодия)
В: -Ну вот мы и в лесу. .
(Звучит музыка -трек 11,появляется поздняя осень)
Осень : - Здравствуйте, ребята! Вы меня конечно узнали, я Поздняя осень.
-Я знаю, что к вам в гости сегодня приходила моя младшая сестра Золотая осень. Расскажите, а чем отличается поздняя осень,какие у меня приметы?
(грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, с холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом.)
Осень : Вы пришли погулять ко мне в осенний лес? Кто скажет, кто расскажет, кто живет в лесу?
Дети:
Волк, лиса, еж, белка, медведь…
-Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто где живет?»
9. Речевая игра «Кто где живёт» (с мячом (проводит осень)
Где лиса живет? (В норе) .
Ну а белочка? (В дупле).
В старых пнях живут. (Ежи) .
А где волки, подскажи? (В логове) .
Где медведи, наконец? (В берлоге) .
Кто всё знает - молодец!
А серый зайка? (Под кустом) .
10. В: - Почему в осеннем лесу так тихо? (Все готовятся к зиме) .
Дикие животные без дела не сидят (спросить у детей) :
(слайд) Белка – сушит грибы на ветке, собирает орехи, утепляет своё гнездо. (слайд) Заяц беляк меняет серую шубку на белую.
(слайд) Медведь нагуливает жир и подбирает себе удобную, просторную берлогу для сна, в феврале у медведицы появятся маленькие медвежата.
(слайд) Лиса не спит зимой, а мышкует (ловит мышек) хитра лисица, голодная не останется, может и зайчиком полакомиться, если, конечно, его поймает.
(слайд) Волка ноги кормят. Они с лисой всю зиму охотятся.
11. Игра"Волшебное дерево".
В:-Посмотрите, ребята, какое волшебное дерево стоит в лесу и листья у него необычного цвета.
-Сейчас Осень загадает вам свои загадки, а вы дети на каждый ответ найти лепесток соответствующего цвета. (Поздняя осень загадывает загадки)
- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной… (ёж – серый, чёрный)
- Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придёт весна, просыпается от сна… (медведь – коричневый)
- Хвост пушистою дугой, вам знаком зверёк такой?
Острозубый, черноглазый, по деревьям любит лазать… (белка – рыжая, серая)
- Угадайте, что за шапка: меха целая охапка,
Шапка бегает в бору, у стволов грызёт кору… (заяц– серый, белый)
- Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! Как её зовут? - … (лиса – рыжая, красная, чёрная)
- Кто осенью холодной ходит хмурый, злой, голодный (волк – серый)
Осень : - Вы прекрасно справились с этим заданием. Я хочу подарить вам в подарок свои волшебные грибочки. До свидания ребята, приходите еще в гости в наш волшебный лес. (осень уходит) (возвращаетесь из леса)
В: -Закончилась наша экскурсия в лес,
Как много увидели в нём мы чудес!
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
-Нам пора возвращаться домой. (звучит мелодия (садятся за столы)
12. Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»
Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:
Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.
Подул ветерок и листок перелетел влево.
Снова подул ветерок и перенес листочек в вправо.
Ветер закружил листочек по кругу.
Ветер перенес листочек в верхний правый угол.
А теперь листочек полетел в нижний левый угол.
Листочек снова перенесся в центр.
Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.
В:Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь в дали красуется, там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин.
13. Лепка барельефная «Осеннее дерево»
Дерево готово, займемся листьями. У вас есть кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые,красные, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю)
Звучит мелодия"Осень" Вивальди.
3. Заключительная часть
- Сегодня в гости к нам приходила Золотая осень, побывали с вами мы на лесной полянке и повстречались с Поздней осенью.
- Ребята, вам понравились подарки Осени?
- Какой подарок осени вам понравился больше всего?
Ребята, вы все молодцы, хорошо потрудились. Какое красивое дерево с листочками вылепили. Я думаю, ребята, вы сегодня получили заряд бодрости и хорошего настроения!