МААМ-картинки

«Строение цветка». Конспект комбинированного урока по биологии для 6 класса

Лина Ливенцова
«Строение цветка». Конспект комбинированного урока по биологии для 6 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект комбинированного урока по биологии на тему: «Строение цветка»

Тема: Строение цветка

Цель урока: Изучение строения цветка как органа семенного размножения растений, а также закрепление знаний о функциях отдельных частей цветка.

Задачи:

1. Образовательная: - Формирование у учащихся знаний о строении цветка и его значимости для растения.

Публикация «„Строение цветка“, Конспект комбинированного урока по биологии для 6 класса» размещена в разделах

2. Развивающая: - Развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию. - Стимулирование познавательной активности через практическое занятие.

3. Воспитательная: - Воспитание бережного отношения к природе.

- Прививание интереса к биологии.

Тип урока: Комбинированный (объяснение нового материала + лабораторная работа).

Оборудование и материалы: Таблицы с изображением цветков различных видов растений. Микроскопы, препаровальные иглы, предметные стекла, покровные стекла. Набор гербариев. Лупы. Цветки различных растений (например, лилии, тюльпана, яблони).

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент:

Учитель: Добрый день! Сегодня мы продолжаем изучать биологию, и наша новая тема будет очень интересной – «Строение цветка». Но прежде чем начать, давайте проверим присутствие всех учащихся.

Учитель: Прежде чем перейти к новой теме, я хочу напомнить вам о важности внимательного отношения к материалу. Цветок – это удивительный орган растения, который выполняет множество функций. Поэтому постараемся сегодня максимально сосредоточиться и внимательно слушать друг друга.

II. Актуализация знаний:

Учитель: Чтобы лучше понять новую тему, нам нужно вспомнить некоторые базовые понятия. Кто может сказать, какие части растения вы уже знаете? (корень, стебель, лист, цветок и плод).

Учитель: Отлично! А теперь скажите мне, какую функцию выполняют цветки у растений? (цветки служат для размножения растений).

Учитель: Хорошо, а теперь представьте себе, что перед вами стоит задача создать идеальный механизм для размножения растения. Как бы он выглядел? Какие элементы должны присутствовать?

Ученикам предлагается обсудить этот вопрос в парах или группах, после чего учитель выслушивает несколько ответов.

Учитель: Замечательно! Вы уже начали задумываться над тем, каким образом устроен цветок. Теперь перейдем непосредственно к нашей теме.

III. Объяснение новой темы:

Учитель: Мы начинаем изучение одной из самых интересных тем в ботанике – строения цветка. Почему эта тема так важна? Потому что цветок является основным органом размножения растений. Он отвечает за образование семян и плодов, благодаря которым растение может распространять свои потомки. Давайте посмотрим, из каких частей состоит цветок и как они работают вместе.

Основные части цветка:

1. Цветоножка и цветоложе:

Цветоножка – это часть стебля, которая поддерживает сам цветок. Она соединяет цветок с растением и обеспечивает ему питание через сосуды. Цветоложе – расширенная верхняя часть цветоножки, на которой располагаются все остальные части цветка. Это своего рода платформа, где размещаются лепестки, тычинки и пестик.

2. Чашелистики:

Чашелистики образуют чашечку цветка. Они обычно зеленые и защищают бутон до того, как он раскроется. После раскрытия бутона чашелистики могут оставаться видимыми или исчезать.

3. Лепестки:

Лепестки формируют венчик цветка. Их главная функция – привлечение насекомых-опылителей. Лепестки часто ярко окрашены и имеют приятный запах. Они также могут служить защитой для внутренних частей цветка.

4. Тычинки:

Тычинки – мужские органы цветка. Каждая тычинка состоит из двух частей: нити, которая удерживает ее на месте, и пыльника, содержащего пыльцу. Пыльца содержит мужские половые клетки, необходимые для оплодотворения.

5. Пестик:

Пестик – женский орган цветка. Он состоит из трех основных частей: - Рыльце – верхняя часть пестика, куда попадает пыльца. - Столбик – тонкая трубочка, соединяющая рыльце с завязью. - Завязь – нижняя часть пестика, внутри которой находятся семязачатки. После оплодотворения из них развиваются семена.

Учитель: Теперь давайте рассмотрим функции каждой из этих частей подробнее.

Функция чашелистиков и лепестков: Чашелистики и лепестки играют важную роль в защите и привлечении. Чашелистики защищают бутон от внешних воздействий, таких как ветер и дождь, пока он еще не раскрылся. Лепестки же привлекают насекомых-опылителей своим ярким цветом и ароматом. Некоторые растения даже выделяют сладкий нектар, чтобы привлечь больше опылителей.

Роль тычинок: Тычинки производят пыльцу, которая необходима для оплодотворения. Когда насекомое садится на цветок, оно переносит пыльцу с одного цветка на другой. Это называется перекрестным опылением. Если пыльца попадет на рыльце другого цветка, она может прорасти и достичь семязачатка, вызывая оплодотворение.

Значение пестика: Пестик принимает пыльцу и проводит ее к семязачатку. Внутри каждого семязачатка находится яйцеклетка, готовая к оплодотворению. После того как пыльцевые зерна достигают рыльца, они прорастают, образуя пыльцевую трубку. Эта трубка растет вниз по столбику и достигает семязачатков. Там происходит слияние мужской половой клетки из пыльцы с женской половой клеткой из семязачатка, что приводит к образованию зародыша.

Разнообразие цветков: Не все цветы одинаковы. У разных видов растений могут быть разные формы и размеры цветов, количество лепестков, тычинок и пестиков. Например, у некоторых растений есть только один пестик, а у других – много. Также встречаются растения с обоеполыми цветами (имеющими и тычинки, и пестики) и раздельнополыми (где одни цветы содержат только тычинки, а другие – только пестики).

IV. Лабораторная работа:

- Подготовьте рабочее место: разложите оборудование и материалы.

- Выберите цветок для исследования. Лучше всего использовать крупные цветы, такие как лилия или тюльпан.

- Рассмотрите цветок визуально. Определите его форму, размер и окраску.

- Запишите ваши наблюдения в тетрадь.

- Определение основных частей цветка:

- С помощью лупы или микроскопа рассмотрите цветок более детально.

- Найдите и определите следующие части цветка: - Цветоножку - Цветоложе - Чашелистики - Лепестки - Тычинки - Пестик

-Изучение структуры цветка:

- Аккуратно отделите лепестки от цветка с помощью ножниц или пинцета.

- Рассмотрите внутреннюю часть цветка. Обратите внимание на расположение тычинок и пестика.

- Используя препаровальную иглу, аккуратно извлеките одну тычинку и пестик.

- Исследование тычинки и пестика:

- Поместите извлеченную тычинку на стеклянную пластинку и добавьте каплю воды.

- С помощью микроскопа изучите структуру тычинки. Обратите внимание на нить и пыльник.

- Аналогично поместите пестик на другую стеклянную пластину и добавьте воду.

- Изучите под микроскопом структуру пестика. Обратите внимание на рыльце, столбик и завязь.

Анализ результатов:

- Заполните таблицу, указав названия и функции каждой части цветка.

Часть цветка Функция

Цветоножка Поддержание цветка

Цветоложе | Платформа для размещения остальных частей

Чашелистик | Защита бутона |

Лепесток Привлечение опылителей

Тычинка Производство пыльцы

Пестик | Оплодотворение

V. Закрепление материала:

После завершения лабораторной работы проводится обсуждение результатов:

- Какое строение имеют изученные вами цветки?

- Чем отличаются мужские и женские органы цветка?

- Почему важно знать строение цветка?

Учащиеся делятся своими наблюдениями и делают выводы.

VI. Домашнее задание:

1. Повторить материал по учебнику.

2. Сделать зарисовки других типов цветков.

VII. Рефлексия:

Учитель предлагает ученикам поделиться своими впечатлениями от урока, отметить, что было интересно и полезно.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией Конспект открытого урока для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова». Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских.

Административная контрольная работа по биологии «Организменный уровень жизни» для 11 класса Спецификация административной контрольной работы учащихся 11 класса по биологии 1. Назначение работы Работа предназначена для проведения.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Строение цветка». Конспект комбинированного урока по биологии для 6 класса
Опубликовано: 24 ноября 2024 в 19:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Строение цветка». Конспект комбинированного урока по биологии для 6 класса» (включая файлы) размещена пользователем Лина Ливенцова (УИ 2665274) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД