Лина Ливенцова
«Строение цветка». Конспект комбинированного урока по биологии для 6 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комбинированного урока по биологии на тему: «Строение цветка»
Тема: Строение цветка
Цель урока: Изучение строения цветка как органа семенного размножения растений, а также закрепление знаний о функциях отдельных частей цветка.
Задачи:
1. Образовательная: - Формирование у учащихся знаний о строении цветка и его значимости для растения.
Публикация «„Строение цветка“, Конспект комбинированного урока по биологии для 6 класса» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
2. Развивающая: - Развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию. - Стимулирование познавательной активности через практическое занятие.
3. Воспитательная: - Воспитание бережного отношения к природе.
- Прививание интереса к биологии.
Тип урока: Комбинированный (объяснение нового материала + лабораторная работа).
Оборудование и материалы: Таблицы с изображением цветков различных видов растений. Микроскопы, препаровальные иглы, предметные стекла, покровные стекла. Набор гербариев. Лупы. Цветки различных растений (например, лилии, тюльпана, яблони).
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент:
Учитель: Добрый день! Сегодня мы продолжаем изучать биологию, и наша новая тема будет очень интересной – «Строение цветка». Но прежде чем начать, давайте проверим присутствие всех учащихся.
Учитель: Прежде чем перейти к новой теме, я хочу напомнить вам о важности внимательного отношения к материалу. Цветок – это удивительный орган растения, который выполняет множество функций. Поэтому постараемся сегодня максимально сосредоточиться и внимательно слушать друг друга.
II. Актуализация знаний:
Учитель: Чтобы лучше понять новую тему, нам нужно вспомнить некоторые базовые понятия. Кто может сказать, какие части растения вы уже знаете? (корень, стебель, лист, цветок и плод).
Учитель: Отлично! А теперь скажите мне, какую функцию выполняют цветки у растений? (цветки служат для размножения растений).
Учитель: Хорошо, а теперь представьте себе, что перед вами стоит задача создать идеальный механизм для размножения растения. Как бы он выглядел? Какие элементы должны присутствовать?
Ученикам предлагается обсудить этот вопрос в парах или группах, после чего учитель выслушивает несколько ответов.
Учитель: Замечательно! Вы уже начали задумываться над тем, каким образом устроен цветок. Теперь перейдем непосредственно к нашей теме.
III. Объяснение новой темы:
Учитель: Мы начинаем изучение одной из самых интересных тем в ботанике – строения цветка. Почему эта тема так важна? Потому что цветок является основным органом размножения растений. Он отвечает за образование семян и плодов, благодаря которым растение может распространять свои потомки. Давайте посмотрим, из каких частей состоит цветок и как они работают вместе.
Основные части цветка:
1. Цветоножка и цветоложе:
Цветоножка – это часть стебля, которая поддерживает сам цветок. Она соединяет цветок с растением и обеспечивает ему питание через сосуды. Цветоложе – расширенная верхняя часть цветоножки, на которой располагаются все остальные части цветка. Это своего рода платформа, где размещаются лепестки, тычинки и пестик.
2. Чашелистики:
Чашелистики образуют чашечку цветка. Они обычно зеленые и защищают бутон до того, как он раскроется. После раскрытия бутона чашелистики могут оставаться видимыми или исчезать.
3. Лепестки:
Лепестки формируют венчик цветка. Их главная функция – привлечение насекомых-опылителей. Лепестки часто ярко окрашены и имеют приятный запах. Они также могут служить защитой для внутренних частей цветка.
4. Тычинки:
Тычинки – мужские органы цветка. Каждая тычинка состоит из двух частей: нити, которая удерживает ее на месте, и пыльника, содержащего пыльцу. Пыльца содержит мужские половые клетки, необходимые для оплодотворения.
5. Пестик:
Пестик – женский орган цветка. Он состоит из трех основных частей: - Рыльце – верхняя часть пестика, куда попадает пыльца. - Столбик – тонкая трубочка, соединяющая рыльце с завязью. - Завязь – нижняя часть пестика, внутри которой находятся семязачатки. После оплодотворения из них развиваются семена.
Учитель: Теперь давайте рассмотрим функции каждой из этих частей подробнее.
Функция чашелистиков и лепестков: Чашелистики и лепестки играют важную роль в защите и привлечении. Чашелистики защищают бутон от внешних воздействий, таких как ветер и дождь, пока он еще не раскрылся. Лепестки же привлекают насекомых-опылителей своим ярким цветом и ароматом. Некоторые растения даже выделяют сладкий нектар, чтобы привлечь больше опылителей.
Роль тычинок: Тычинки производят пыльцу, которая необходима для оплодотворения. Когда насекомое садится на цветок, оно переносит пыльцу с одного цветка на другой. Это называется перекрестным опылением. Если пыльца попадет на рыльце другого цветка, она может прорасти и достичь семязачатка, вызывая оплодотворение.
Значение пестика: Пестик принимает пыльцу и проводит ее к семязачатку. Внутри каждого семязачатка находится яйцеклетка, готовая к оплодотворению. После того как пыльцевые зерна достигают рыльца, они прорастают, образуя пыльцевую трубку. Эта трубка растет вниз по столбику и достигает семязачатков. Там происходит слияние мужской половой клетки из пыльцы с женской половой клеткой из семязачатка, что приводит к образованию зародыша.
Разнообразие цветков: Не все цветы одинаковы. У разных видов растений могут быть разные формы и размеры цветов, количество лепестков, тычинок и пестиков. Например, у некоторых растений есть только один пестик, а у других – много. Также встречаются растения с обоеполыми цветами (имеющими и тычинки, и пестики) и раздельнополыми (где одни цветы содержат только тычинки, а другие – только пестики).
IV. Лабораторная работа:
- Подготовьте рабочее место: разложите оборудование и материалы.
- Выберите цветок для исследования. Лучше всего использовать крупные цветы, такие как лилия или тюльпан.
- Рассмотрите цветок визуально. Определите его форму, размер и окраску.
- Запишите ваши наблюдения в тетрадь.
- Определение основных частей цветка:
- С помощью лупы или микроскопа рассмотрите цветок более детально.
- Найдите и определите следующие части цветка: - Цветоножку - Цветоложе - Чашелистики - Лепестки - Тычинки - Пестик
-Изучение структуры цветка:
- Аккуратно отделите лепестки от цветка с помощью ножниц или пинцета.
- Рассмотрите внутреннюю часть цветка. Обратите внимание на расположение тычинок и пестика.
- Используя препаровальную иглу, аккуратно извлеките одну тычинку и пестик.
- Исследование тычинки и пестика:
- Поместите извлеченную тычинку на стеклянную пластинку и добавьте каплю воды.
- С помощью микроскопа изучите структуру тычинки. Обратите внимание на нить и пыльник.
- Аналогично поместите пестик на другую стеклянную пластину и добавьте воду.
- Изучите под микроскопом структуру пестика. Обратите внимание на рыльце, столбик и завязь.
Анализ результатов:
- Заполните таблицу, указав названия и функции каждой части цветка.
Часть цветка Функция
Цветоножка Поддержание цветка
Цветоложе | Платформа для размещения остальных частей
Чашелистик | Защита бутона |
Лепесток Привлечение опылителей
Тычинка Производство пыльцы
Пестик | Оплодотворение
V. Закрепление материала:
После завершения лабораторной работы проводится обсуждение результатов:
- Какое строение имеют изученные вами цветки?
- Чем отличаются мужские и женские органы цветка?
- Почему важно знать строение цветка?
Учащиеся делятся своими наблюдениями и делают выводы.
VI. Домашнее задание:
1. Повторить материал по учебнику.
2. Сделать зарисовки других типов цветков.
VII. Рефлексия:
Учитель предлагает ученикам поделиться своими впечатлениями от урока, отметить, что было интересно и полезно.