ирина гибадуллина
Конспект занятия в подготовительно группе «Капелька чистой воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа : подготовительная к школе группа
Образовательная область: познавательное развитие.
Форма организации: групповая
Цель: - формирование навыков научно-познавательной деятельности по изучению родного края, в процессе знакомства с топонимами;
- формирование основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи:
– формировать у дошкольников представления о водных объектах Златоуста через знакомство с топонимами;
Публикация «Конспект занятия в подготовительно группе „Капелька чистой воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Чистая вода. Экология воды
- Темочки
– закрепить навыки выделения существенных признаков предметов и явлений и подбора образных определений;
– активизировать речь детей через систему педагогических воздействий;
– закрепить знания о составе числа 9;
– познакомить с принципами экологического движения «плоггинг»
– формировать представления об утилизации вторичном использовании бытовых отходов;
– развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;
– воспитывать социальную и гражданскую ответственность за чистоту водных объектов Златоуста.
Планируемый результат:
– дети проявляют познавательный интерес к топонимике Златоуста;
– дети проявляют осознанно-бережное и экологически-целесообразное отношение к водным объектам родного города.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы обучения: наглядные (рассматривание иллюстраций, демонстрация презентации, словесные (беседа, рассказ, словесная игра, проблемная ситуация и вопросы, пояснение, практические (упражнение, моделирование и решение проблемной ситуации, игровые (подвижная игра, дидактическая игра, воображаемая игровая ситуация).
Методы воспитания: упражнение в положительном поведении и поступках, воспитывающая ситуация, метод развития социальных чувств в совместной общественно-ценной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий городских водных объектов, беседы о правилах поведения в природе. Рассматривание иллюстраций и фотографий с растительным и животным миром городского пруда.
Словарная работа: названия рек Златоуста, плоггинг, сортировка, русло, есаул.
Оборудование: предметы бытовых отходов из разных материалов (пакеты, газеты, упаковки, коробки, контейнеры с условными обозначениями для сортировки мусора; перчатки по количеству детей, пакеты для сбора мусора, карточки с примерами на состав числа 9; карта Златоуста, фотографии рек Златоуста, проектор, экран, интерактивная презентация, игровой предмет в виде капельки, конверт с письмом.
Работа с презентацией:
1 слайд Титульный лист. Переход на слайд 2 стрелка
2 слайд При щелчке на включается аудиозапись «Звук текущего ручья», после звука появляется кнопка. Нажимаем на кнопку – появляется изображение капельки. Голос капельки запускается при щелчке на капельку (всего 3 записи голоса). После 3 голоса появляется кнопка - переход на следующий слайд.
3 слайд Проверка примеров. Нажать на - появится ответ. После последнего примера капелька задаёт детям вопрос и появляется кнопка - переход на следующий слайд.
4 слайд Зрительная гимнастика. Нажать на - запустится мелодия. Нажать на - начнётся движение капельки. Когда капелька остановится, появится стрелка. Чтобы выключить музыку и перейти на следующий слайд, нажмите на стрелку.
5 слайд Две записи голоса при щелчке на капельку. После последней фразы капелька исчезает.
6 слайд Спасибо за внимание
7 слайд Список литературы
ВНИМАНИЕ! Выход из режима демонстрации осуществляется только нажатием кнопки ESC!
Вводная часть
Звучит аудиозапись «Звук текущего ручья» (Звук запускается при щелчке на кнопку на слайде 2)
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно. Какой звук вы слышите?
Дети: Это бежит вода.
Воспитатель: Правильно. Это звук текущей журчащей воды. (Нажать на следующую кнопку на слайде 2, появится изображение капельки) Посмотрите, вместе с весенним ручейком к нам в гости приплыла прозрачная капелька чистой воды. Сегодня мы будем говорить о воде.
Основная часть
Капелька : Здравствуйте, ребята. Я капелька чистой воды. Расскажите, в каком городе вы живёте, но обязательно используйте «красивые слова». (Голос капельки запускается на слайде 2 при щелчке на капельку – голос1)
Воспитатель: Ребята, расскажите капельке о нашем городе, используйте в своём ответе слова-признаки.
Дети: Мы живём в замечательном городе Златоусте.
Мы живём в прекрасном Златоусте.
Мы живём в славном Златоусте. …
Капелька : Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие водные объекты есть в вашем городе? (Голос запускается на слайде 2 при щелчке на капельку – голос 2)
Дети: В нашем городе есть реки, пруд…
Воспитатель: Ребята, скажите капельке, сколько всего рек течёт в нашем городе?
Дети: В Златоусте течёт …рек.
Капелька : Выполните моё задание и тогда вы узнаете точное число рек в Златоусте. Разделитесь на две команды и решите примеры. (Голос запускается на слайде 2 при щелчке на капельку – голос 3)
Воспитатель: Капелька предлагает вам выполнить задание, чтобы узнать точное число рек в Златоусте. Разделитесь на две команды: мальчики и девочки. Вы видите на экране примеры. (слайд 3) У вас на карточках такие же примеры. Решите их, а потом проверим на экране. (Дети делятся на две команды. Решают примеры, записанные на карточках, затем проводится проверка на слайде 3 – нажать на знак вопроса.)
Воспитатель: Какое число у вас получилось?
Капелька : Вы правильно решили все примеры. В Златоусте девять рек. А названия каких рек вы знаете? (Голос запускается на слайде 3 после проверки последнего примера).
Дети: река Ай, Тесьма…
Воспитатель: Покажите эти реки на карте нашего города. Скажите, в каких районах текут эти реки. (Воспитатель предлагает отвечающим детям показать на карте города, в каком районе города текут названные реки, если ребёнок затрудняется, то подсказывает).
Воспитатель: Молодцы! Вы назвали много рек Златоуста. А ещё в нашем городе текут реки (Воспитатель называет реки, не названные детьми: Ай, Громатуха, Есаулка, Салтанка, Татарка, Большая Тесьма, Каменка, Чувашка, Уржумка) – это реки, протекающие в черте города. Конечно, вам знакомы реки Киалим, Черная, Губенка. Они текут в окрестностях Златоуста.
Какие интересные названия у рек, красивые, необычные, разные. Названия рекам придумали люди. В каком-то названии можно услышать характер реки, какое-то название расскажет нам, в каком районе протекает река. Например, почему маленькая река Громатуха получила такое название? Что вы слышите в этом слове? Давайте вместе подумаем. (Воспитатель демонстрирует детям фотографию р. Громатуха)
Дети: В названии реки мы слышим слово гром
Воспитатель: Вы правы. В названии реки мы слышим слово гром. Наблюдая за этой маленькой речкой, люди заметили, что, разливаясь весной, она с грохотом и громом течёт с Уреньги, перекатывая и переворачивая тяжёлые камни. В давние времена Громатуху называли Гремячка.
Воспитатель: А как река Каменка получила своё название, подумает и скажет нам (дифференцированный подход к малоактивным детям). (Воспитатель демонстрирует фотографию р. Каменка)
Дети: В названии реки слышится слово камень.
Воспитатель: Конечно, Каменка названа от слова камень. У Каменки каменистые берега и русло. Кто вспомнит и объяснит нам, что такое русло?
Дети: Русло – это углубление, по которому течёт река.
Воспитатель: Догадайтесь, о какой реке я говорю. «Название этой реки – тонкая лента. Брось в неё шишку, и, если она по пути нигде не застрянет, уральские воды унесут ее в далекое Каспийское море, в незнакомые, теплые края. (Воспитатель демонстрирует фотографию р. Тесьма)
Дети: Это река Тесьма.
Воспитатель: Конечно, тонкая лента – это тесёмка, река Тесьма.
А эта река берёт своё начало между горными хребтами Уреньга и Аваляк. (показ на карте) С башкирского переводится «лунная, светлая».Какая эта река?. (Воспитатель демонстрирует фотографию р. Ай)
Дети: Это река Ай.
Воспитатель: Правильно, Ай – это «лунная» река.
Следующая река названа по воинскому званию начальника небольшого казачьего отряда - есаул. Догадайтесь, как будет называться эта река? (Воспитатель демонстрирует фотографию р. Есаулка)
Дети: Это река Есаулка.
Воспитатель: Правильно, Есаулка.
А про названия рек Уржумка, Салтанка, Татарка и Чувашка, почему они так названы, узнайте вместе с родителями, а потом нам расскажете. Прочитать об этих реках вы можете в Златоустовской энциклопедии или на сайте Златоустовского краеведческого музея.
Зрительная гимнастика:
Воспитатель: Мы с вами много смотрели на экран, рассматривали фотографии, наши глаза устали. Давайте потрем ладони, чтобы они стали тёплыми и положим на закрытые глазки. Послушайте музыку. (Музыка включается щелчком на кнопку на слайде 4) Откройте глаза найдите на экране капельку и внимательно следите за ней глазами. (Движение капельки запускается при щелчке на капельку на слайде 4. Музыка выключается при щелчке на стрелку, которая появится после завершения движения капельки.)
Воспитатель: Вода в реках Златоуста бывает разная: прозрачная, шумная, тихая, кристальная. Встаньте в круг и, передавая друг другу капельку воды, скажите «Какая бывает вода?» (Дети встают в круг и, передавая друг другу капельку, называют слова-признаки: журчащая, дождевая, сверкающая, голубая, свежая, хрустальная, речная,)
Воспитатель: Как много красивых слов вы назвали. А какая вода может быть наоборот? Чистая, а наоборот?
Дети: Грязная (грязная, тухлая, затхлая, мутная, мыльная,).
Воспитатель: Ребята, Капелька хочет нам что-то сказать. Давайте послушаем.
Капелька : Ребята, я притекла к вам, чтобы передать письмо от Айского хранителя. Айский хранитель – это хранитель городских водоемов. В письме он просит вас о помощи. (Голос запускается при щелчке на капельку на слайде 5, голос - 1)
Воспитатель: Давайте прочитаем и узнаем, о чём просит нас Айский хранитель. (воспитатель берёт конверт и зачитывает письмо) «Здравствуйте ребята, я Айский Хранитель. Я слежу за чистотой воды, за порядком возле городских рек и водоемов. Однажды утром я обнаружил, что мой пруд превратился в настоящее болото, вода покрылась тиной, растения завяли, птицы улетели, рыбки заболели. Я не знаю, что мне делать? Как сохранить наш замечательный городской пруд? Кто сможет мне помочь?
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Айскому хранителю?
Дети: Мы можем убрать мусор из пруда, очистить берега от мусора.
Воспитатель: Покажите на карте города, в каком районе находится городской пруд.
Воспитатель: Закройте глаза, я произнесу волшебные слова, и мы с вами очутимся на городском пруду: «Раз, два, три – повернись, на городском пруду очутись». (Дети открывают глаза и видят вокруг кучи разного мусора.)
Воспитатель: Посмотрите, как много мусора на берегу пруда. Предлагаю вам убрать мусор в стиле плоггинг. Плоггинг – это сбор мусора во время пробежки. Участники плоггинга занимаются спортом и делают чище окружающий мир. Что нам нужно для сбора мусора?
Дети: Для сбора мусора нам нужны мешки для мусора и перчатки.
Воспитатель: Разделитесь на две команды, наденьте перчатки. Добежав до мусора, положите предмет в мешок и возвращайтесь к своей команде, чтобы передать мешок следующему. (Организуется Физминутка - подвижная игра «Сбор мусора»)
Воспитатель: Мы собрали много мусора, но если мы просто отнесём его в мусорный контейнер, то весь собранный мусор будет снова разлагаться на свалке, загрязняя окружающую среду. Что можно сделать с собранным мусором?
Дети: Мусор можно отправить на переработку.
Воспитатель: Правильно, мусор можно сортировать и отправить на переработку. Как вы думаете, что можно изготовить из собранного пластика? Из бумаги? Из стекла?
Дети: Из пластика изготовят новую упаковку, из бумаги – тетради и альбомы, из стекла бутылки и стекловату для строительства.
Воспитатель: Для раздельного сбора бытовых отходов существуют специальные разноцветные контейнеры для разного типа мусора. Цвета контейнеров бывают разные. Но обычно в синий собирают бумагу, в зелёный – стекло, в оранжевый – пластик, в жёлтый – картон и картонные упаковки, чёрный – для бытовых отходов, а коричневый – для опасных (аккумуляторы, батарейки, люминесцентные лампы).
Воспитатель: Перед вами 5 разноцветных контейнеров. Давайте вместе рассортируем мусор по контейнерам. (Проводится дидактическая игра «Сортировка мусора»).
Воспитатель: Скажите, почему мусор появляется на берегах Златоустовских водоёмов?
Дети: Мусор появляется из-за неправильного поведения людей.
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы люди не бросали мусор, не загрязняли воду?
Дети: Можно проводить беседы с жителями города, показывать пример своим поведением, раздавать памятки, устанавливать плакаты.
Воспитатель: Я предлагаю вам изготовить плакат-памятку для жителей нашего города. Какое название мы ему придумаем? («Чистая вода», «Сохраним чистоту водоёмов!», «Не загрязняйте пруд!», «Не делай так!»)
Выберете подходящие изображения для нашего плаката. (Детям предлагаются готовые варианты изображений, среди которых встречаются неправильные: «дети кидают мусор в урну – дети кидают мусор на землю» и т. д и оформляют плакат из выбранных изображений.)
Заключительная часть
Капелька : Спасибо, ребята! Вы не только очистили берег пруда от мусора, но и смастерили замечательный плакат, который напомнит жителям Златоуста о правилах поведения возле водоёмов. А мне пора с вами прощаться. Берегите природу. Не оставляйте мусор на берегах водоёмов и не бросайте его в воду. Не мойте велосипеды, посуду и не стирайте одежду. Относитесь бережно к растениям и обитателям водоёмов. До свидания. (Голос запускается при щелчке на капельку на слайде 5, голос - 2)
Воспитатель: Ребята, у вас получился замечательный плакат. Расскажите, о чём узнают жители города, посмотрев на вашу работу.
Дети: Жители узнают, что мусор нужно кидать в урну. Жители узнают, что нельзя кидать мусор в воду. Нельзя сливать в воду отходы. Нельзя мыть посуду в водоёмах моющими средствами.
Воспитатель: Скажите, названия, каких рек вы запомнили? Что такое плоггинг? Что нужно делать, чтобы мусор не загрязнял окружающую среду? Что нужно делать, чтобы люди не оставляли мусор на берегах водоемов?
Наш плакат мы заламинируем, а летом пойдем на экскурсию и установим плакат на берегу Златоустовского пруда.