Раиля Курамшина
«Россия — наш общий дом». Конспект проектной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект к проектной деятельности в средней группе
«Россия – наш общий дом».
Цель: формировать представление о России как о многонациональном государстве.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о многообразии народов нашей страны;
- познакомить с народным фольклором.
Развивающие:
- развивать умение рассуждать и делать выводы;
- развивать словарный запас, навык выразительного чтения стихов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к культуре народов России;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей;
- воспитывать любовь к своей Родине, гордость за свою страну.
Оборудование: куклы в национальных костюмах, экспонаты мини- музея «Русская изба»; пазлы для дидактической игры «Собери костюм»; запись русской народной хороводной песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельев, сл. Л. Жигалкина, А. Хайт).
Предварительная работа: чтение стихов о России, русских народных сказок, разучивание песен.
Ход занятия:
Звучит русская народная песня («Хоровод»).
Воспитатель:
Нарядилась Россия
В алый русский сарафан,
Дорогих гостей встречает,
Приглашает в гости к нам!
Стелет скатерть - самобранку
Меж рябинок и берёз,
Под журчанье быстрой речки
Закружила хоровод.
Гости встали друг за другом,
Крепко за руки держась-
Вся семья родной России
В хороводе собралась.
Дети встают в хоровод, танцуют под музыку.
Воспитатель:
Посмотрите, в нашем хороводе есть куклы в красивых нарядах. Это национальные костюмы народов России. Россия – общий дом для русских, армян, евреев, украинцев, татар и многих других. Об этом нам расскажет небольшой мультфильм.
Рассматривание кукол в национальных костюмах «Народы России».
Воспитатель: Ребята, все народы России похожи или отличаются друг от друга? (ответ детей: все народы разные)
Чем они отличаются друг от друга? (ответ детей: одеждой, танцами, песнями, языками.)
Да, все мы разные, но у нас много общего. Мы - россияне и очень любим свою страну. Все народы России дружно живут. Вместе и в горести, и в радости.
Воспитатель: А теперь спросим у наших гостей, кто они?
Кукла в русском национальном костюме:
Я из русского народа.
В избу милости прошу!
Вас загадками потешу
И блинами угощу.
(дети отгадывают загадки и знакомятся с предметами русского быта)
1. Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
(самовар)
2. Черный конь скачет в огонь.
(кочерга)
3. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет клетки кладет.
(лапти)
4. Что в избе за коровьи рога?
(ухват)
5. В избе — изба,
На избе — труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(печь).
6. Я — матрешка расписная!
На мне не шубка, не кафтан,
Одета я зимой и летом
В красивый яркий …
(Сарафан)
Воспитатель:
Белолица, косы русые.
Девочка Олеся, кто ты?
Кукла в белорусском национальном костюме:
Белоруска!
Мы ведь тоже любим песни под гармошку.
Вам споем мы «Бульбу» - песню про картошку!
Звучит песня «Бульба»
Воспитатель: Ребята, а вы поняли, что такое «бульба»? «Бульбой» белорусы называют картошку и очень любят готовить из неё разные кушанья.
Кукла в татарском национальном костюме:
А я – татарин. Зовут меня Марат.
С вами встретиться я очень рад.
Что-то засиделись мы, в круг вставай!
Познакомлю вас с игрою «Тимербай».
Дети встают в круг, проводится игра.
Дети, взявшись за руки, встают в круг. Водящий - Тимербай. Он становится в центре круга и говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Кукла в армянском национальном костюме:
По - армянски «барев дзес» -это значит «здравствуй».
У моего народа свои песни, свои сказки.
Послушайте мою сказку, мотайте на ус,
Поймёте, отчего лук горький, и сладкий арбуз.
Знакомство с армянской народной сказкой «Отчего лук стал горький»
«Когда-то давно арбуз и лук жили рядом, на одной грядке. И в те годы арбуз был маленьким и горьким, а лук большим и сладким. Сладкий лук поливали, за ним ухаживали, и ему не приходилось заботиться о себе. Поэтому лук скучал.
Однажды он увидел, как за оградой пробивается из дороги подорожник. Лук показал подорожник арбузу и тот пожалел растение, которому приходилось так тяжело. Но лук смеялся над подорожником и издевался над ним:
- Скажи, подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на солнцепеке, быть раздавленным копытом, вырванным с корнем или быть порубленным неумолимым железом?
- Самое трудное – не обидеть другого.
Лук вдруг увидел, что подорожник начинает растить себе детей и испугался. Он подумал, что подорожники выпьют всю воду и он засохнет. Напрасно урезонивал его арбуз, говоря, что воды всем хватит, лук ничего не хотел слушать. Он позвал железо и то стало безжалостно кромсать подорожник.
А подорожник умирая проклял лук, пообещав тому, что тот станет горьким, как его слезы. И напротив благословил арбуз, пожелав тому стать сладким, как его надежды.
Железо искромсало подорожник, но не заметило, что семена растения развеялись по ветру. И вскоре вокруг во множестве расцвели подорожники.
Лук видел это, скрежетал от злобы, и становился все меньше и все более горьким. А арбуз радовался, видя детей подорожника, и от радости разбухал и становился слаще.
Так лук стал горьким, а арбуз сладким»
Воспитатель:
- Кто герои этой сказки? (ответы детей: лук, арбуз, подорожник)
- Каким был лук? (ответы детей: злой, жестокий, завистливый).
- Каким был арбуз? (ответы детей: добрый, веселый).
- Чем закончилась сказка? (ответы детей: лук стал горьким, потому что был злой, а арбуз сладкий)
- Чему учит эта сказка? (ответы детей: доброте, никому не желать зла)
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Все сказки учат дружить и относиться друг к другу по- доброму.
Куклы (хором):
Весело мы с вами пели и плясали.
Вам свои народные костюмы показали.
А теперь попробуйте угадать,
Чей в картинке спрятался наряд.
Дидактическая игра (пазлы) «Собери костюм»
Воспитатель:
- Ребята, кто сегодня был у нас в гостях?
- О культуре каких народов вы узнали?
- Как можно назвать всех жителей нашей страны?
Наше знакомство с народами России только началось. Мы с нетерпением будем ждать новых встреч.
Народы - как одна семья,
Хотя язык и разный.
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
Звучит песня «Большой хоровод». Дети исполняют танец.