Филимонова Антонина
Конспект к НОД По финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»
Цель: Знакомство с понятием «Семейный бюджет». Сформировать представление о факторах, влияющих на оплату труда. Дать детям первые экономические знания о купле-продаже товаров.
Программные задачи:
Образовательные:- познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов. Закрепить названия продуктов, умение использовать в речи обобщающие слова. Научить экономическим отношениям, дать представление детям о семейном бюджете. Закрепить навыки счета в пределах 10. учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
Публикация «Конспект к НОД По финансовой грамотности в старшей группе „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие:
-интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи, речь детей, расширять словарный запас. Логическое мышление, умение соотносить название магазина и того, что в нем продается. Развивать зрительное восприятие цифр в пределах 10
Воспитательные:
- уважительное отношение к мнению товарища, развивать коммуникативные качества ребенка. Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость. Трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Предварительная работа: беседы и чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, дидактические и сюжетно ролевые игры.
Материалы и оборудование: Костюм инспектора ГИБДД, врача, бабушки, дедушки. Модель «семейный бюджет». Карточки-схемы с изображением товаров, которые можно купить в магазине и то, что не продаётся. Мешочек с монетами, монеты достоинством 5, 2, 1 рубль, банковская карта, кошельки, «товар», ценники, кассовый аппарат и корзины покупателя для сюжетно ролевой игры «Супермаркет».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная, самостоятельная продуктивная.
Ход НОД:
Вводная часть. Сегодня к нам пришла семья (переодетые дети). Назовём членов семьи.
папа-Я главный на дороге.
Я важный, как директор.
Смотрю взглядом строгим
Я- автоинспектор.
бабушка-Теперь я отдыхаю
И с собачкою гуляю,
дедушка-А я на даче с лопатою
Здоровье укрепляю.
брат- Всегда сестренку защитит,
От всех проблем он оградит,
Какой бы ни была проблема,
Всегда поможет непременно!
сестра-Что может лучше быть богатства,
Чем иметь родного брата?
С которым, будто за стеной –
Он самый верный и родной.
мама- На работу доктор-мама
Прибегает очень рано,
Надевает свой халат,
В кабинет зовет ребят
Как вы думайте, чем каждый из них занимается? Папа – инспектор, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад. Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. И это оплата труда. Кто получает зарплату? (Папа, мама) За что они получают зарплату? (За свой труд) В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие. Одной фразой- Деньги, доход – это плата за труд.
(Модель круга постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи).
Воспитатель обращает внимание детей на лежащий на столе мешочек с монетами.
Как вы думаете, что лежит в мешочке? Встряхивает его. – Ответы детей. Это деньги, монеты.
Основная часть: Деньги есть в каждой семье. Они находятся в кошельке у взрослых. Бывают бумажные- это купюры и металлические- монеты (обобщ. мелочь). А еще деньги бывают электронные, они невидимы т. к. находятся на банковской карточке. Для чего нам нужны деньги? – Ответы детей. (Покупать продукты, одежду, платить за квартиру, садик, проезд. Покупка лекарства, бензина, игрушек и т. д.)
Еще деньги тратятся когда мы что-то покупаем или оплачиваем, берем из кошелька и отдаем деньги это доход или расход? Ответ детей- это расход.
Давайте заглянем в магазин. Посмотрите на выкладку товара, как называется место в магазине, где находится товар? Правильно- витрина. А что это за этикетки с цифрами? – Ответы детей. – Верно, это ценники. Они нужны, чтобы знать, сколько мы отдадим денег за этот товар.
Сколько стоит капуста? А апельсины? Что дороже стоит? – Ответы детей. Значит, апельсины стоят больше, т. е. дороже чем виноград. А что самое дорогое? – Ответы детей. Верно, самое дорогое – продукты.
Дидактическая игра: «В какой магазин идти?» (карточки с изображением товара на каждого)
В каком магазине можно купить
- морковку, капусту, груши? – овощи-фрукты, овощной магазин. Что еще можно купить в этом магазине?
- молоко, сметану, масло? – молоко, молочный магазин, продуктовый. Что еще можно купить в этом магазине?
- хлеб, батон, кекс? – хлеб, хлебный, булочная, продуктовый. Что еще можно купить в этом магазине?
- кофту, брюки, пальто? – одежда, магазин одежды, универмаг. Что еще можно купить в этом магазине?
- туфли, сапоги, ботинки? – обувь, обувной магазин, универмаг. Что еще можно купить в этом магазине?
- стол, кровать, буфет? – мебель, мебельный магазин. Что еще можно купить в этом магазине?
- хлеб, молоко, конфеты, игрушки, мясо? – супермаркет (новое слово)
Супермаркет – большой магазин, где продают различные товары.
Физминутка:
«Мы идем на базар» музыкальная подвижная игра
Сюжетно ролевая игра «За покупками в супермаркет»
Ребенок – кассир надевает униформу и садится за кассу. У каждого ребенка на покупку товара есть только 10 рублей, как на карте, так и наличными. Дети- семьи выбирают товар исходя из заданного обеденного меню. Воспитатель, следя за временем, может сообщить, что магазин закрывается, и покупатели должны оплатить товар у кассира. Дети идут к кассе, выкладывают товар, рассчитываются. При необходимости, воспитатель подсказывает кассиру. Воспитатель – администратор магазина.
Выясняем, какой доход был в каждой семье.
Что самое дорогое купили в магазине?
На что не хватило денег?
Можно ли купить, если не хватает денег?
Почему говорят: «Деньги счет любят»?
Народная мудрость о труде и деньгах (дети рассказывают пословицы и поговорки с разъяснением)
Работа с карточками. Зачеркни карандашом предметы, которые нельзя купить за деньги
Заключительная часть. 1. Что нельзя купить за деньги? (Солнце, луну, дождь, здоровье и т. д.) 2. Откуда берутся деньги? (Зарабатывают папы и мамы.) 3. Как называются совместно заработанные деньги папы и мамы? (Семейный бюджет.) 4. Как необходимо тратить деньги? (Экономно, разумно, на нужные вещи.)
Какие все сегодня молодцы!
Для вас имеется награда.
Вы все сегодня хороши,
А мне приятно, я так рада!
Сюрпризный момент (шоколадные конфеты- рубли).