Эрзи Алидарова
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений.
«Путешествие по математическим станциям»
Публикация «Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП» размещена в разделах
(подготовительная к школе группа)
Цель: выявить уровень сформированности у воспитанников элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные :
1. Закрепление элементарных представлений о времени.
2. Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 20.
3. Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6, 6 меньше 7).
4. Закрепление умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
4. Закрепление умения делить предмет на 2 и более равных частей путем сгибания предмета, правильно обозначить части целого (половина, одна четвертая). Устанавливать соотношение целого и части, размера частей, находить части целого и целое по отдельным частям.
5. Закрепление умения распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, изображать располагать на плоскости.
6. Закрепление умения ориентироваться на ограниченной поверхности.
Развивающие:
1. Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений.
2. Развитие логического мышления.
Воспитательные:
1. Воспитание у детей самостоятельности, усидчивости, внимания.
2. Воспитание умения слушать и слышать друг друга, правильно оценивать свою работу на занятии.
Интеграция областей:
- познание,
- коммуникация,
- здоровье,
- физическая культура.
Оборудование:
Цифры от 1 до 20, квадраты синие и красные, картина с изображением бабочек и цветов, картинки с изображением птиц.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстрации с изображением птиц,
- решение простых арифметических задач,
- решение логических задач,
- рассматривание иллюстраций бабочки на поляне.
Используемые методы:
- словесный,
- наглядный,
- игровой.
Раздаточный материал:
- Карандаши простые;
- Тетрадные листы;
- Круги;
- Касса счетных материалов.
Ход занятия
(Дети заходят в группу и садятся на свои места.)
Воспитатель:- Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте!
- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по стране Математики. Известно, что Математика очень важная и нужная наука.
В наше время, чтобы дом построить и машиной управлять,
Прежде нужно - математику познать.
В нашей жизни современной – в годы мирного труда,
При расчетах непременно математика нужна.
Без нее побед не будет, а победа – это мы.
Без нее российским людям не познать своей страны!
Воспитатель:Ребята! Прежде чем начнем наше путешествие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
- Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.
Сегодня с вами мы отправляемся в путешествие по математическим станциям, где вы будете считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные примеры и “веселые” задачи. Путешествовать мы будем на паровозе. Садитесь поудобнее, и в путь!
Дети имитируют руками движение паровоза, припевая слова из песни “Мы едем, едем, едем в далекие края…
1. Остановка «Круглый год»
- Какое сейчас время года? (весна)
- Какой сейчас месяц? (апрель)
- Сколько дней в одном месяце? (30 дней)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Какой был вчера день недели, позавчера? (Ответы детей)
- Какой будет завтра день недели, послезавтра? (Ответы детей)
- Какие части суток знаете? (Ответы детей)
- Сколько часов в сутках. (24)
Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка…
2. Остановка «Математическая разминка»
1. Ребята, давайте посчитаем от 1 до 20.
2. А теперь обратно от 20 до 1.
3. Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8, от 5 до 9
4. Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3, от 6 до 2
5. Назовите соседей чисел 3,5,7,9
6. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3
7. Какое число больше 3 или 4, 7 или 8, 5 или 9
8. Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6, 5 или 8
9. Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8
10. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9
Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперёд и уже подъезжаем к прекрасной поляне.
Дети поют песню “Мы едем, едем, едем…
3. Остановка «Счетная»
Воспитатель: Вы попали на прекрасную полянку, где растет много красивых цветов и порхает много разноцветных бабочек.
(Воспитатель показывает картину с изображением цветов и бабочек)
- Сколько бабочек(3)
- Сколько цветов(9)
- Чего больше (цветов)
- На сколько больше? (на 6)
- Чего меньше (бабочек)
- На сколько (на 6 бабочек меньше)
(Дети отвечают на вопросы с помощью карточек с цифрами)
Воспитатель: Очень хорошо! Едим дальше.
Дети поют песню “Мы едем, едем, едем…
Остановка «Минутка для отдыха»
Воспитатель: Пришло время отдохнуть.
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками,
Руки вниз и руки вверх,
Мы летим быстрее всех (машут руками, как крыльями).
Чтобы ноги не болели,
1- присели, 2- присели, (приседаем)
Вместе дружно мы идём (ходьба на месте)
И садимся мы потом (садимся за столы)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Воспитатель: - Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше путешествие.
Дети поют песню “Мы едем, едем, едем…
4. Остановка «Цифровая»
Воспитатель: - Ребята, что вы видите на доске? (квадраты)
- Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.
- Сколько всего квадратов? (7)
- Сколько красных квадратов? (6) сколько синих? (1)
-Как мы получили число 7? (к 6 +1=7)
- Каким по порядку стоит синий квадрат? (третьим)
- На какие группы можно разбить квадраты? (на красные и синие).
(Вывешиваются числовые выражения)
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»
- Если я говорю ночь, вы закрываете глаза, а когда я говорю день вы открываете глаза. Но прежде чем наступит ночь, внимательно посмотрите на квадраты, и запомните.
Дети закрывают глаза, наступила ночь.
Воспитатель меняет красный квадрат на синий.
Наступил день, открываем глаза
Воспитатель: «Что изменилось?» (Красный квадрат поменяли на синий.)
- Сколько стало синих квадратов? (2)
- Сколько осталось красных квадратов? (5)
- Сколько всего квадратов на доске(7)
- Как мы получили число 7? (5 + 2 = 7)
Ночь, закрываем глаза. Воспитатель меняет синий квадрат на красный.
- День, что изменилось? (еще один красный поменяли на синий.)
- Сколько стало синих квадратов и красных? Давайте посчитаем. (3 синих и 4 красных).
- Сколько всего квадратов? (7)
- Как мы получили число 7? (4 + 3 = 7)
Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием.
Наш паровоз едет дальше.
Дети поют песню “Мы едем, едем, едем…
5. Остановка «Угости тортом»
Воспитатель: - Представьте, что к вам в гости пришли три друга. Их надо угостить тортом. На сколько частей нужно разделить торт, чтобы у всех части были равные?
Дети: - На четыре части.
Воспитатель: - Ребята, у вас на столах лежат круги. Представьте, что перед вами лежит торт. Возьмите торт и попробуйте выполнить задание. Но, мы это будем делать без ножниц и ножа. Нужно сложить торт, чтобы всем досталось поровну.
Воспитатель:- Пожалуйста, сложите круг 1 раз пополам.
(Дети сгибают круг пополам.)
- Что вы сделали? (Сложили круг пополам)
- Что получилось? (Две равные части)
- Что больше целый круг или часть круга? (Целый круг больше)
- Что меньше? Одна часть или целый круг (Одна часть меньше)
- А теперь нам нужно 2 равные части круга ещё раз сложить пополам.
(Дети складывают круг ещё раз пополам.)
- Сколько раз сложили круг пополам (2 раза)
- Сколько получилось частей? (4 части)
-Равны ли эти части? (Да, равны)
- Что больше одна из четырех частей целого или целый круг (Целый круг)
- Что меньше? (Одна из четырех частей меньше)
- Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам(2 части)
- Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам(4 части)
- Как называется каждая из четырех частей? (Одна четвертая.)
Воспитатель: - Молодцы. Продолжаем путешествие.
Дети поют песню “Мы едем, едем, едем…
6. Остановка “Задача”
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит?
1. Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
2. Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
3. Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)
4. Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
- Хорошо!
Воспитатель:- Составьте задачу по картине.
(Предлагаю посмотреть на картину, на которой нарисованы 6 птиц (5 из них сидят на ветке, а 1 подлетает к ним).)
Воспитатель: - Сколько птиц сидит на ветке? (5)
-Больше или меньше станет птиц на ветке, если сядет еще 1? (больше)
-Какой вопрос надо поставить? (сколько птиц стало на ветке)
-Почему надо поставить вопрос: «Сколько птиц стало на ветке?» (Потому, что одна птица подлетела тем, что сидят на ветке)
-Кто может ответить на вопрос задачи?
-Больше или меньше стало птиц на ветке? (больше на одну птицу)
- Молодцы! Справились с задачей. И мы отправляемся дальше путешествовать.
Дети поют песню “Мы едем, едем, едем…
7. Остановка «Построй фигуру»
1. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
2. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
3. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).
4. А теперь еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция или 4 треугольника).
5. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).
6. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).
7. Из каких фигур он состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций.)
8. Сколько трапеций, ромбов и треугольников у вас получилось? (2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).
Молодцы, ребята. Поехали дальше.
8. Остановка «Графический диктант».
Воспитатель:Ребята, а сейчас откройте листочки, которые лежат на краю стола, возьмите в руки карандаши. От левого верхнего угла листа отступите 10 клеточек вниз и 5 клеточек слева. Поставьте точку и начинайте рисовать. 3 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 4 вниз, 1 влево, 4 вверх, 3 влево, 1 вверх.
- Что получилось? (ответы детей)
Воспитатель:Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.
Дети поют песню “Мы едем, едем, едем…
9. Остановка «Минутка для шутки»
Воспитатель: Здесь нас ждут хитрые задачки. Поэтому слушайте внимательно и хорошо подумайте прежде чем ответить.
1. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)
2. Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа)
3. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
4. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели)
5. У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)
6. Сколько рогов у 3-х коров? (6)
7. Сколько концов у одной палки? (2)
Молодцы, ребята. Пришло время возвращаться и следующая остановка детский сад.
10. Остановка «Детский сад «Ромашка»»
Итог занятия
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Кто ответит мне на вопрос: Математика предмет – интересный или нет?
- Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?
- Кто считает, что он занимался хорошо?
- Все ли у тебя получилось? Достиг ли ты желаемого?
- Вы мне очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось показать нашим гостям, что математика интересный предмет.