Оксана Скворцова
Итоговое занятие в старшей группе «У Кузьки новый дом» в рамках проекта «Путешествие из настоящего в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
итогового занятия в старшей группе
«У Кузьки новый дом»
в рамках проекта
«Путешествие из настоящего в прошлое»
Автор:
воспитатель МДОУ д /с 174
Скворцова О. А.
Интеграция образовательных областей:
познание;
социализация;
коммуникация;
художественное творчество
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе „У Кузьки новый дом“ в рамках проекта „Путешествие из настоящего в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Цель: Расширить и закрепить представление о быте русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о быте русского народа, полученные в процессе реализации проекта;
- расширить представление о русских народных обычаях;
- обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры;
- воспитывать желание оказать помощь - сделать тряпичную куклу или погремушку (на выбор);
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в паре;
- воспитывать терпеливость, усидчивость.
Развивающие:
- развивать память, внимание, образное мышление, мелкую моторику рук.
- развивать творческие способности детей.
Материал и оборудование:
Оформленный «Уголок русской избы» в музыкальном зале, кукла домовенка Кузьки, две куклы – младенца, карта с указаниями, кукла бабы Яги, «бочка» с загадками, кукла бабушки Прядени и дедушки Кудели, одежда старинная и современная вырезанная из картона, 2 ванночки, зерно, монетки, угольки, материал необходимый для изготовления погремушек и кукол «Пеленашек»,сундучок и талисманы на каждого ребенка.
Ход занятия :
Организационный момент.
Дети стоят полукругом и произносят слова:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Как приятно на вас посмотреть!
Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?
+…
- Какие хорошие слова вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок, и сияющих глаз. Чем больше человек делает добра, тем больше он получает его в ответ!
- А теперь давайте мы с вами сядем на стулья.
Уши слушают – и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят,
Ноги не мешают, руки помогают,
А голова хорошо думает!
Повторение пройденного материала.
- Ребята, давайте вспомним, кто у нас гостит последние две недели?
+ Домовенок Кузька.
- Кто может рассказать, что случилось с Кузькой.
+…
- У кого в гостях мы уже побывали?
+…
- У кого в гостях мы были на прошлом занятии?
+ У Тетеши Забавича
- Чему он нас научил?
+ Мастерить кукол.
- Что он рассказал про Кузькин дом?
+…
- Что он нам подарил?
+…
- Сверток с волшебным посланием, при помощи которого мы и сможем добраться до деревеньки, в которой и находится новый дом с молодой семьей.
Основная часть.
- Давайте посмотрим, что за послание спрятано в этом свертке.
(Воспитатель раскрывает сверток)
- Как вы думаете, что это такое?
+… (Карта, схема)
- На карте особые указания. Давайте подумаем, что они обозначают?
+…
- Не легкий путь будет до Кузькиного дома, нас ждут испытания. Вы готовы довести друга до маленькой деревеньки?
+…
- А вы справитесь?
+…
- Ну, тогда давайте приготовимся путешествию в прошлое. Произнесем слова:
Друга за руку возьму,
Волшебство я призову.
Чудо в гости к нам придет
В старину нас уведет!
(Дети произносят слова и встают парами направляются к двери где находится опознавательный знак, выходят в раздевалку. Там столик с бабой Ягой и бочка со свертками, на которых прописаны загадки)
- Посмотрите, кто вас здесь встречает?
+ Баба Яга.
- Она приготовила для нас задание, выполнив его, мы сможем продолжить свое путешествие. Вы готовы?
+…
- Тогда вперед!
Игра «Заморочки из бочки от бабушки Яги»
(Дети по очереди вынимают из бочки свертки бумаги с загадками про посуду, утварь в русской избе. Отгаданные предметы ищут среди картинок и показывают.)
- Молодцы! Справились вы с заданиями бабы Яги. Теперь можно двигаться дальше. Давайте посмотрим на карту. Куда дальше будем путь держать?
(Дети указывают на дверь с опознавательным знаком, становятся парами, выходят на лестничную площадку, идут в холл. В холле стоит стол с дедушкой Куделей и бабушкой Пряденей)
- Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает?
+ Бабушка Пряденя и дедушка Куделя.
- Они нам тоже испытания приготовили.
Игра «Наведи порядок»
(Перед детьми лежит перемешенная современная и старинная одежда вырезанная из картона. Необходимо сначала выбрать всю современную одежду, называя ее. Затем девочкам дается задание - выбрать старинную мужскую одежду, проговаривая ее название и положить ее дедушке Куделе, а мальчикам - выбрать старинную женскую одежду, проговаривая ее название и положить к бабушке Прядене)
- Молодцы, ребята, справились и с этим испытанием. Можно продолжать наше путешествие. Давайте посмотрим на кару. Куда нам дальше двигаться.
(Дети рассматривают карту. Идут по направлению к музыкальному залу. Заходят в зал.)
- Ну, вот и Кузькина деревенька. А вот и дом новый.
Давайте войдем потихоньку и на лавочки сядем. Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Найдите и назовите знакомые старинные вещи.
(Дети называют знакомые старинные вещи. Раздается плач ребенка.)
- Кто тут плачет, слезы льет?
(Воспитатель подходит к кроватке и достает двух младенцев)
- Да это младенцы! Сегодня родились и вдруг расплакались! Возьмите их в руки они и успокоятся.
(Дети берут кукол)
- С давних пор так повелось: когда ребенок рождался, его именем нарекали. Давайте и нашим малышам дадим имена, да не модные заграничные, а русские старинные.
+…
- Ребята, Кузька нам подсказывает, что малышей надобно искупать. Во времена наших пра – прабабушек да пра – прадедушек уголек, зерна, да монетки опускали в корыто с водой, где ребенок в первый раз купался.
Когда клали уголек, приговаривали:
«Привыкай, к домашнему теплу»
- Кто из вас положит уголек?
- Маша, положи уголек и проговори эти слова.
(Аналогично со второй куклой)
- А когда клали зерно говорили: «Будь всегда сыт»!
- Кто положит зерно и проговорит эти слова?
+…
(Аналогично со второй куклой)
- Кто из вас догадался, для чего клали монетки и какие слова при этом говорили?
+.
- Даня, положи монетки в воду со словами «Будь всегда богат».
+…
(Аналогично со второй куклой)
- Мы искупали малышей теперь надо вытереть их.
Полотенце вышито и бело,
Вытирай - ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
- Кто поможет мне вытереть малышей?
+…
- Вот и вытерли, а что же дальше.
+ Их надо завернуть, одеть.
- Заворачивали младенца в отцову рубаху, чтобы был он похож на отца, был такой же честный и трудолюбивый.
(Запеленывают кукол в отцову рубаху)
- Пора детишек и спать уложить. Давайте споем ей песенку колыбельную.
(Дети поют и укачивают младенцев по очереди)
- Вот и уснули наши малыши. Давайте их в кроватку положим.
(Дети укладывают кукол в кроватку)
- Пока в свой первый день ребенок спал, родные и близкие готовили ему подарки.
Как вы думаете, что дарили младенцу?
+…
- Старались родня и соседи. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто и игрушку смастерит.
Кузька и нам предлагает смастерить малышам игрушки. Посмотрите, какие вещицы он нам приготовил. Как вы думаете, какие игрушки можно изготовить из этих вещей?
+…
- Правильно он предлагает сделать на выбор или погремушки или куколку – оберег «Пеленашку».
Сейчас договоритесь со своим товарищем, какую игрушку вы будете мастерить. Возьмите необходимый материал и усаживайтесь за стол. Сделайте подарки младенцам.
(Дети делают игрушки)
- Какие замечательные игрушки у вас получились. Давайте положим их в кроватку к малышам. Пусть порадуются, когда проснутся.
- Ребята, посмотрите, а ведь этому дому действительно необходим домовой. Кто как не он будет помогать заботится о детях и порядок поддерживать в доме!
- Ребята, Кузька говорит вам спасибо за помощь. Вы ему помогли дом найти, а он вам припас подарочки - это талисманы на удачу.
(Воспитатель раздает талисманы из сундучка)
- Спасибо, Кузька, за подарки! А нам, ребята, пора возвращаться обратно в группу.
(Дети идут парами к группе)
У дверей в группу произносят слова :
Раз, два, три, четыре, пять –
Вот и в группе мы опять!
Рефлексия.
(Дети проходят в группу и садятся на стулья)
- Где мы были?
+…
- Что нового мы узнали в новом доме?
+…
- Мы смогли помочь Кузьке?
+…
- Вам понравилось наше путешествие?
+…
- Что вам больше всего понравилось?
+…
- Мы со всеми ли заданиями справились?
+…
- Какое задание вам показалось самым легким?
+…
- Какое задание показалось самым сложным?
+…
- Мы со всеми трудностями справились и помогли Кузьке в поисках его дома. Молодцы! Я вами очень довольна!
- На этом наше путешествие подошло к концу!