Наталья Гусева
«Путешествие в Цифроград». Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.
Образовательные задачи:
1. Закрепить навыки прямого и обратного счета, а также двойками в пределах 20; повторить четные и нечетные числа.
2. Закрепить знания детей о плоских геометрических фигурах.
3. Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Развивающие задачи:
1. Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Публикация «„Путешествие в Цифроград“, Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать логическое мышление, а также навык объединять предметы в группу по признаку.
2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитательные:
1. Воспитывать личностные качества у каждого ребё нка: целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность, коммуникативность.
2. Воспитывать дружеские чувства навыки совместно-выполняемых действий.
Материалы и оборудование: мольберт, магнитные цифры, конверты с заданиями, геометрические фигуры плоскостные, карандаши, карта, ИКТ, карточки с примерами.
Методы и приё мы:
Словесный: вопросы, беседа, пояснения.
Игровой: дидактические игры «Назови лишнее», «Объедини в группу по одному общему признаку».
Практический: решение примеров, моделирование конструкций.
Ход занятия:
Звенит колокольчик.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали дружно вы, друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Поздороваемся с гостями,
И разминку начнем….
Воспитатель:
Давайте, назовем все нечетные числа от 1 до 20; а теперь четные числа тоже до 20.
- Ребята, представляете, давным-давно, когда у людей еще не было цифр и они не умели считать как мы сейчас, у них все равно возникало огромное количество поводов для счета. Они для этого использовали что было под рукой: пальцы рук и ног, иногда и соседа пальцы, камушки, травинки, палочки. Первое доказательство использования древними людьми счета- это волчья кость, на которой 30 тысяч лет назад были сделаны зарубки, при этом они были сгруппированы по пять. Например, в Древнем Египте около 5000-4000 лет до н. э. использовали такую запись: чисел единица обозначалась палочкой, сотня - пальмовым листом, а сто тысяч - лягушкой.
А вот наши предки-славяне использовали самую сложную запись чисел. Они их записывали буквами, над которыми ставили специальный значок «титло», таких значков, обозначающих числа было 27.(показ цифр)
Но человечество развивалось, потребовались обозначения в записи чисел, понятные для всех. И вот в V веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Это был набор из 9 цифр от 1 до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него оставляли пустое место. Далее произошло интересное: арабы переняли индийскую систему счисления и начали вовсю применять ее. Именно из-за того, что к нам эти цифры пришли от арабов, мы называем их арабскими, а не индийскими. Кстати, само слово «цифра» - арабского происхождения. Арабы перевели индийское «сунья» и получилось «цифр».
Вот такая история чисел.
- Предлагаю пройти к мольберту и составить числовой ряд цифрами.
Ребята: Ой, а половины цифр нет…
Воспитатель: Как же так, а куда они подевались, может быть, упали?
Ребята находят под мольбертом конверт, в нем письмо:
Привет, ребята! Меня зовут колдунья Ошибка. Я с вашими цифрами поиграла и часть из них заколдовала. Если хотите их расколдовать, отправляйтесь в Цифроград. Двигаясь по карте, цифры вы должны расколдовать, и тогда я вам скажу, где их забрать. А чтобы попасть в Цифроград, надо до 20 двойками считать с закрытыми глазами.
Воспитатель:
- Что же делать? Сможем ли мы вернуть наши цифры?
- А вы хотите отправиться на поиски? А куда? (Да, в Цифроград)
- А дружба и добро поможет нам стравиться с любыми трудностями.
- но, чтобы найти и расколдовать цифры надо выполнить несколько трудных заданий, вы готовы?
Предлагаю девиз: «Трудности нам не страшны, цифры мы расколдуем на раз, два, три.»
Тогда закрывайте глаза и начинайте считать двойками до 20…
(в это время воспитатель прикрепляет название «Цифроград» / расставляет название улиц и на стол кладет конверт.)
Ребята открывают глаза, оглядываются.
-Мы в Цифрограде! (находят конверт)
Чтобы карту Цифрограда найти, надо разгадать загадку:
Эта мебель нам важна, эта мебель нам нужна!
Мы за ней сидим, едим и рисуем, и творим!
Воспитатель: Догадались? (находят карту под столом). Ребята, давайте внимательно рассмотрим карту и поймем – откуда будем начинать наш путь и расколдовывать цифры.
Первая локация согласно карте-«Бульвар загадок»
Ребята находят конверт Ошибки - там загадка:
Сколько в радуге цветов?
Сколько дней в неделе?
Сколько гномиков у Белоснежки?
И всего чудес на свете?
(угадывают цифру -7)
Воспитатель: Предлагаю, чтобы не забыть, какие цифры мы с вами расколдуем и проверить Ошибку, что она нам именно из и вернет, ничего не напутав, записывать в математический планшет: 1-7; и так далее.
- Ребята, вы знаете, в каждой стране свои счастливые числа. Число 7 любят во многих странах, считается, что оно приносит удачу.
Следующая локация - «Запутанный переулок»
-ребята получают картинки, где надо найти тройку в картинке и заштриховать ее.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Запишем нашу вторую, расколдованную цифру, в планшет.
-Вы знаете, в России на протяжении нескольких веков счастливой цифрой считали именно 3. Это связано с религиозными мотивами. Добрая слава 3 распространена во всем западном христианском мире. Поговорка «Бог любит троицу» здесь будет как нельзя кстати. А мы с вами, давайте вспомним наш девиз: «Трудности нам не страшны, цифры мы расколдуем на раз, два, три.» Как раз наша счастливая цифра.
- Давайте посмотрим по карте, куда нам двигаться дальше.
Следующая локация- «Улица Логики»
В конверте задание:
19 12 16 13 30 12 16 23 3 16 19 20 16 3 21 5 3 21 23 12 16 20 16 3
Воспитатель: Что же делать? Как нам здесь расколдовать цифру? Давайте, подумаем логически.
Ребята: Это шифр! Надо расшифровать название слова с помощью алфавита Расшифровывают.
В данной локации загадка на логику:
Сколько хвостов у двух котов?
(ребята догадываются, что заколдовали «2», отмечают в планшете.
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю отдохнуть, физкультминутку сделать:
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – идем карту мы смотреть…
Локация «Проспект Геометрии»
В конверте плоские геометрические фигуры:
круг, квадрат, треугольник, ромб, овал, прямоугольник.
Воспитатель: (Советуется с ребятами, решают объединить фигуры по признакам в группы) :
- Какие 2 фигуры можно убрать из этой группы (почему)
- Круг и овал – эти фигуры не имеют углов.
- Какая ещё фигура является лишней? (треугольник)
- Как можно назвать одним словом оставшиеся фигуры?
- Четырехугольники, у них у всех четыре угла («4» расколдовали)
В Германии почитают 4, его связывают с четырехлистным клевером, который, как известно, приносит везение в делах.
- А мы с вами трудностей не боимся, можем смело продолжать свой путь.
Отлично! Ну что идем дальше?
5 локация-«Проспект Примеров»
На магнитной доске пустая сердцевинка цветка, на подносе лежат семь лепестков с примерами. Каждый ребенок берет на выбор лепесток и считает пример. У всех должно получится «5» в ответе:
4 + 1= 5; 6-1=5; 3+2=5; 8-3=5; 7-2=5; 9-4=5; 10-5=5
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим: мы с вами прощли по всему городу и остался у нас последний пункт в карте- «Дом колдуньи Ошибки». Ну что, вы готовы?
Находят конверт :
Ребята, вы такие молодцы, все цифры расколдовали! А чтобы их забрать надо в центр встать и сделать вперед три больших шага, потом повернуть налево и сделать 10 лилипутских шажочков, а затем прыгнуть вперед 5 раз как маленькие зайчики.
До скорой встречи!
Ребята выполняют задание и находят конверт с цифрами.
Воспитатель: Давайте сверимся с планшетом - все ли расколдованные цифры нам вернула колдунья Ошибка? (проверяют, находят записку в конверте с цифрами)
Чтобы вернуться домой, считайте двойками, начиная с 20 и до 1.
Рефлексия:
Воспитатель:
-Вот мы и дома. Давайте доставим расколдованные цифры в ряд. Вам понравилось путешествие? А задания «Ошибки»? Как вы думаете, вам помог в выполнении заданий наш девиз? Была тройка счастливым числом?
- Какое было самое сложное по вашему мнению? Самое интересное?
А кто запомнил, как называются цифры и почему?
- Да, ребята, цифры нужны и очень важны. Также существуют головоломки только из цифр : «Пятнашка», «Судоку», а еще с помощью чисел, записанных цифрами, даже пишут стихи! Предлагаю послушать:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 100 0
2 06 13
37 08 5
20 20 20!
-Вам понравилось? (раздается стук в дверь)
Кажется, к нам опять гости.
А что это за коробочка? Наверное, жители станы прислали вам подарок за расколдованных жителей Цифрограда. Ребята получают в подарок математические раскраски.