Филиппова Ирина
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Страна Сообразилия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия "Страна Сообразилия"подготовительная группа
Программное содержание:
1. Задачи на познавательное развитие:
• Закреплять умение решать арифметические примеры в пределах 20.
• Закреплять знания о геометрических фигурах.
• Развивать способность к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов.
• Упражнять в умении разгадывать ребусы.
Публикация «Конспект итогового занятия в подготовительной группе „Страна Сообразилия“» размещена в разделах
• Активизировать своё внимание, самостоятельно действовать в соответствии с поставленной целью.
2. Задачи на развитие речи:
• Упражнять в умении: делить слова на слоги, производить полный звуковой анализ слов с использованием средств графической наглядности; определять количество звуков и их место в звуковой схеме; давать качественную характеристику звука.
• Закреплять понятия: согласный (твёрдый, мягкий) и гласный звуки.
• Формировать умение находить частные связи в наборе картинок, отражать в речи логические связи.
• Упражнять в чтении слов различной сложности (от однослоговых до слов и словосочетаний в пределах до трёх слогов).
• Закрепить интерес к звуковой стороне речи, способствовать познавательной мотивации в обучении грамоте.
• Развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли; строить полные предложения.
• Развивать объяснительную речь, речь-доказательство.
3. Воспитательные задачи.
• Воспитывать культуру общения.
• Стимулировать интерес детей к коллективной деятельности, желание помогать сверстнику в случае необходимости.
Организация занятия:
Дети свободно передвигаются по группе.
Материал к занятию:
Изображения кота, Буратино, Чипполино; конверт с письмом;
«Кочки» для дешифровки с числами 15, 23, и т. д. ;
Иллюстративный материал и карточки со словами: мышка, дерево, ночь, сова, корова, тигр, ёжик, дом, рыба, нитки, буква «к»;
Кассы букв и слогов (для каждого ребёнка) и набор фишек для демонстрации звукового анализа слов на фланелеграфе); линейки
Ребус со словом «Буратино» (пронумерованные карточки с изображением предметов);
«Волшебный» ларчик, три ключа, «верительные грамоты для поступления в первый класс» для стимулирования детей, мяч для игры.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Сегодня я обнаружила в группе этот необычный ларец, который не открывается, и возле него письмо. На конверте написано следующее: «Ребятам подготовительной группы от Мудрой Совы». Как вы думаете, что лежит в конверте?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель открывает конверт:
- Это письмо. Мудрая Сова предлагает нам отправиться в страну Сообразилию за ключами к волшебному ларцу. Но по дороге нам придётся выполнять задания. Если правильно их выполним – заработаем 3 ключа. Этими ключами мы и сможем открыть ларчик. Вы не против пойти в такое необычное путешествие?
Дети высказывают пожелания.
Воспитатель:
- Тогда в путь!
Воспитатель и дети подходят к дорожке из необычных кочек, на которых изображён шифр
Игра «Шифровальщики»
Воспитатель:
-Чтобы попасть в Сообразилию, нам необходимо разгадать шифр, записанный на каждой из кочек. Вот вам подсказка.
Детям предлагается таблица:
в верхнем ряду цифры и геометрические фигуры:1 квадрат; 2 треугольник, 3 овал, 4 трапеция, 5 прямоугольник
в нижнем ряду – цифры и цветные кляксы: 6 красный, 7 синий, 8 жёлтый, 9 зелёный, 10 оранжевый
Дети:
- Первая кочка обозначена цифрами 1 и 8. Это значит, что кочка квадратная жёлтая. (и т. д.)
По мере того, как дети называют форму, цвет и размер кочки, кто-либо из детей постепенно выкладывает дорожку. Все переходят по кочкам.
Воспитатель и дети подходят к фланелеграфу, на который помещено изображение кота.
Воспитатель:
-А вот и первый герой - Кот Маклай! Он нам приготовил необычное задание.
Дети присаживаются на ковёр около фланелеграфа
Работа с коллажем
Воспитатель:
-Посмотрите внимательно на картинки. Подумайте и скажите, что объединяет эти картинки с котом?
Ответы детей:
-Мышка: кошка любит охотиться на мышей.
-Дерево: кошка лазает по деревьям.
-Сова: сова ловит мышей, кошка тоже. Кошка-хищное животное, сова-хищная птица.
-Корова: кошка домашнее животное, и корова тоже. Корова даёт молоко, а кошка любит его пить.
-Тигр: и кошка, и тигр – родственники. Они, хоть и отличаются друг от друга размерами, но они одной породы - кошачьей. Тигр – дикое животное, кошки тоже раньше были дикими, а потом человек их приручил.
-Ёж: ёж, как и кошка, пьёт молоко, питается мышами, и кошка тоже за ними охотится. И у ежа, и у кошки по 4 лапы, голова и туловище.
-Дом: кошка живёт рядом с человеком, это - домашнее животное.
-Рыба: кошки питаются рыбой.
-Клубок ниток: кошка, особенно котята, любят играть с клубочками ниток.
-Буква «К»: звук «К» есть в словах: корова, кошка, ёжик, белка, нитки, клубок, мышка.
Воспитатель:
- Молодцы! Всё правильно объяснили! Кот Маклай дарит нам первый ключ.
Воспитатель нанизывает на кольцо первый ключ
- А вот ещё одна загадка кота Маклая. Отгадка нам поможет продолжить путь.
Игра «Расшифруй словечко»
(разгадывание ребуса)
На фланелеграфе вразброс прикреплены пронумерованные картинки: бабочка, улитка, рыба, автобус, тигр, игла, ножницы, облако
-Попробуйте прочитать, какое слово здесь спрятано? Что для этого нужно сделать?
Ответы детей:
- 1. Расставить картинки по порядку.
- 2. Нужно прочитать слово по первым буквам названий предметов на картинках.
Воспитатель:
- Что же получилось?
- Буратино!
Воспитатель:
- Верно, Буратино! Давайте поищем Буратино в группе.
Дети находят сидящего Буратино (кукла, около него лежит мяч.
Воспитатель:
- Ребята, Буратино предлагает поиграть в игру «Вопрос-ответ». Я буду задавать вам вопросы, и бросать кому-либо мяч, а тот, кто поймает мяч, даст полный ответ на вопрос. Договорились?
Дети становятся полукругом.
Игра «Вопрос-ответ».
Воспитатель:
- Что такое – звук?
Ребёнок:
- Звук-это то, что мы слышим и произносим.
Воспитатель:
- Что такое – буква?
Ребёнок:
- Буква обозначает звук, мы её видим, пишем, можем прочитать.
Воспитатель:
- Что вы знаете о звуках? Какими бывают звуки?
Ребёнок:
- Звуки бывают гласными и согласными.
Воспитатель:
- Какие звуки мы называем гласными?
Ребёнок:
- Если при произнесении звука рот стремится открыться, во рту не возникает преград, воздух проходит свободно, то этот звук-гласный. Воспитатель:
-Каким цветом мы обозначаем гласный звук?
Ребёнок:
-Мы его обозначаем красным цветом.
Воспитатель:
- Какие звуки мы называем согласными?
Ребёнок:
- Если при произнесении звука рот стремится закрыться, во рту возникает преграда, то этот звук - согласный.
Воспитатель:
- Какими бывают согласные звуки?
Ребёнок:
- Согласные бывают твёрдыми и мягкими.
Воспитатель:
-Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
Ребёнок:
-Твёрдые согласные мы обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными.
Воспитатель:
- Молодцы! А сейчас пройдите, пожалуйста, к столам, Буратино предлагает поиграть со словом.
Дети садятся за столы.
Перед каждым – касса букв и слогов.
На фланелеграфе размещены схема последовательности звукового анализа слов и картинка с изображением мышки
Полный звуковой анализ слова мышка
Воспитатель:
- Буратино предлагает «разобрать» слово «мышка».
Дети самостоятельно действуют в соответствии с алгоритмами деятельности при звуковом разборе слова за столами, один ребёнок действует у фланелеграфа.
1. Назвать слово по картинке.
2. Произнести его по частям.
3. «Измерить» количество слогов.
4. Выложить слово при помощи фишек на наборных полотнах, обозначая звуки в слове по порядку в соответствии с их характеристикой.
Воспитатель:
- Давайте поиграем со словом мышка.
Дети самостоятельно действуют в соответствии с алгоритмами деятельности при играх со звуковой моделью слова.
1. Сколько звуков в слове мышка? (5)
2. Сколько в этом слове гласных звуков? (2) Какие? (ы, а)
3. Сколько согласных звуков? (3)
4. Что можно сказать о согласных звуках в слове мышка? (все они твёрдые согласные)
5. Какие? (м, ш, к)
6. Уберите со схемы 1 гласный звук, назовите его. (ы)
7. Уберите со схемы 2 гласный звук, назовите его. (а)
8. Уберите со схемы 1 согласный звук, назовите его. (м)
9. Уберите со схемы 2 согласный звук, назовите его. (ш)
10. Какой звук остался на схеме? (3-ий согласный, твёрдый согласный звук, звук к.) Уберите его со схемы.
Воспитатель:
- Молодцы! Буратино дарит вам ещё один ключ, для того, чтобы открыть волшебный ларец.
Воспитатель нанизывает на кольцо второй ключ
Воспитатель:
- Буратино напоминает нам, что пришло время для отдыха.
Физминутка (музыкальная «Весёлая мышка…»)
Воспитатель:
-Сейчас предлагаю вам пройти к Чипполино, наверняка и он приготовил интересные задания для вас.
Дети проходят к Чипполино.
Воспитатель:
-Чипполино очень любит играть в занимательные игры. И предлагает выполнить 3 мудрёных задания. Только если их выполним – получим третий ключ от волшебного ларца.
-Возьмите в руки линейки. Итак, первое задание - игра «Стрелки». Нам нужно правильно решить примеры и поразить все мишени. Слушайте примеры внимательно, и считайте, проверяя себя по линейке
1. 5+4=
2. 7-2=
3. 16+1=
4. 9-2=
5. 10-3=
6. 6+5=
7. 12+6=
8. 15-3=
9. 20-2=
10. 8+4=
Воспитатель:
-Следующее задание Чипполино выглядит вот так:
- У вас на столах лежат листочки с заданиями. Внимание! Вам необходимо расставить правильно знаки «больше», «меньше» или «равно» между числами. Не ошибитесь!
Работа детей с карточками за столами
Воспитатель:
- А вот ещё одна загадка Чипполино:
На фланелеграфе выставлена схема слова
Игра «Отгадай словечко»
Воспитатель:
- Чипполино загадал слово. Задавайте вопросы, будем отгадывать слово.
Дети:
- Это живое?
Воспитатель:
-Нет.
Дети:
- Это игрушка?
Воспитатель:
- Нет.
Дети:
- Это продукт?
Воспитатель:
- Нет.
Дети:
- Из чего сделано?
Воспитатель:
- Из металла.
Дети:
- Для чего это нужно?
Воспитатель:
- Для отпирания замков.
Дети:
-Это ключ!
Воспитатель:
- Верно! И Чипполино дарит третий ключ для открывания ларчика. Попробуем-ка его открыть.
Воспитатель вместе с детьми открывает волшебный ларчик, и находят в нём верительные грамоты для поступления в первый класс
Воспитатель:
-Вот в каком необычном путешествии по стране Сообразилии мы сегодня побывали.
Вам понравилось путешествовать? Думаю, что эти медали вами заработаны по праву. Молодцы!