Лобанова Лариса Николаевна
Конспект итогового занятия по познавательно-речевому развитию «Откуда хлеб пришёл» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Откуда хлеб пришёл
Муниципальное детское образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 127»
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Откуда хлеб пришёл»
Подготовила:
воспитатель Лобанова Л. Н.
Саранск 2017
Раздел: познавательно-речевое развитие.
Публикация «Конспект итогового занятия по познавательно-речевому развитию „Откуда хлеб пришёл“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цели:
Образовательные:
– формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба;
– познакомить с различными видами хлеба;
– учить образовывать прилагательные от существительных;
– подбирать родственные слова;
– знать пословицы и поговорки о хлебе;
–повторить названия видов техники, профессии.
Развивающие :
–развивать мышление, воображение, речь;
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к хлебу;
– воспитывать уважение к труду хлебороба.
Словарная работа: злаки, нива, орошают, мелиоратор.
Методы: словесный, наглядный, словесно-наглядный, игровой.
Приемы: презентация на тему «Откуда хлеб пришёл», беседа, вопросы – ответы, рассказывание пословиц. Загадывание загадок. Чтение детьми стихов о хлебе.
Формы работы: фронтальная – индивидуальная.
Реквизит: презентация «Откуда хлеб пришёл», мутльтимедийный экран. Тарелочки с ржаной мукой, пшеничной мукой, зёрнами.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь». Разучивание стихов и пословиц о хлебе. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной литературы: украинская народная сказка «Колосок». Загадки. Дидактические игры.
Оргмомент: Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
–Ребята, отгадайте мою загадку: «Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. Без него плохой обед, вкусней его на свете нет».
Дети: (Хлеб)
–Вы правильно отгадали. На экране вы увидите картинки, на них изображен путь, который хлеб проходит, прежде чем попасть к нам на стол. Путь от зерна до каравая длинный и трудный. Хлеб получают из злаковых растений. Какие злаковые растения вы знаете?
Дети: Рожь, пшеница, гречка, ячмень, рис, кукуруза.
(Перед детьми слайд 1- 2. Злаки. Трактор пашет землю)
Посмотрите на картинку: «Что вы видите на ней?». Расскажите.
Дети: На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля
– Кто работает на тракторе? (тракторист)
–Для чего трактор вспахивает землю? (чтобы земля была рыхлой)
–Чем тракторист вспахивает землю? (плугом)
(Слайд 3. Посев семян)
–Как зерна попадают в землю? (К тракторам прикрепляют сеялки, за сеялки – бороны. В сеялку насыпают зерно вместе с удобрением. Через маленькие отверстия зернышки падают прямо в землю. А борона сверху присыпает их землей).
Зерна посеяли. От чего зависит, как быстро взойдут семена?
–(От погоды).
–Как погода может помочь и как может помешать этому?
(Если не будет очень жарко, будут идти дожди, семена взойдут быстро).
-Если солнце жарко печет, что нужно зернам, чтобы они не засохли? (растение нужно поливать).
–Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. Кто поможет злаковым растениям? И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю.
(Перед детьми слайд 4. Поливка)
Орошают – значит поливают. Повторите это слово – «орошают». А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами. Солнышко согрело зерна, дождик полил, и наши зерна превратились во что?
–В колосья.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
(Слайд 6. Перед детьми репродукция картины И. Шишкина «Рожь»)
–С чем можно сравнить хлебное поле? (предположение детей).
-Многие сравнивают поле с морем. Когда дует сильный ветер, как бы проходят волны. Хлебное поле еще называют словом – нива. Нива от слова низ, то есть поле находится низко-низко.
Ребенок читает стихотворение Ю. Ждановой.
«Нива моя, нива, нива золотая! Зреешь ты на солнце, колос наливая; По тебе, по ветру, словно в синем море, Волны так и ходят, ходят на просторе».
(Слайд 7. Уборка урожая)
-Но вот зерна созрели и на поле выходят другие машины. Как они называются? (комбайны).
-Кто работает на комбайне? (комбайнер).
-Что делает комбайн? (он срезает колосья и вымолачивает их них зерна. Потом эти зерна по специальному длинному рукаву – бункеру высыпаются в грузовые машины.
–Куда везут зерна?
(Слайд 8. Элеватор)
- Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят.
-На что похожи зернохранилища? (ответы детей)
–Часть зёрен оставляют в зернохранилище для будущего урожая. Большую часть зерна увозят на мукомольный завод.
(Слайд 9. Мукомольный завод)
-Что делают на мукомольном заводе? (там зерна растирают- мелют)
–И что получается из зерен? (мука).
-Какая бывает мука? (пшеничная и ржаная).
–Определите по виду, где пшеничная мука, где ржаная.
(Дети определяют вид муки).
Сейчас мы поиграем в игру: «Какой, какая?»
(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного
прилагательное)
Хлеб из ржи — ржаной.
Хлеб из пшеницы — пшеничный.
Каша из пшена — пшенная.
Каша из овса — овсяная.
Каша из ячменя — ячневая.
Каша из кукурузы — кукурузная.
Каша из гречихи — гречневая.
Каша из риса – рисовая.
(Слайды 11 – 13. Хлебзавод)
–Потом муку везут на хлебозавод. Специальной машиной замешивают тесто, делают хлебобулочные изделия. На хлебзаводе есть печи, в которых пекут хлеб и хлебобулочные изделия.
–Кто работает на хлебопекарне? (пекари, кондитеры).
Игра «Назови родственные слова к слову хлеб»
-Хлеб. А ласково? Хлебушек.
–Крошки хлеба какие? Хлебные.
-Квас из хлеба какой? Хлебный.
–Посуда, где хранится хлеб? Хлебница.
-Завод, где выпекают хлеб? Хлебзавод.
–Кто выращивает хлеб? Хлебороб.
–Вот видите ребята, как много труда надо затратить, чтобы хлеб попал на наш стол. Какие профессии участвовали в изготовлении хлеба?
Дети: трактористы, мелиораторы, комбайнеры, шоферы, пекари, кондитеры, продавцы.
У русского народа есть много пословиц о хлебе. Вспомните и назовите их.
– Хлеб да вода – богатырская еда;
–Будет хлеб – будет и обед;
–Плох обед, когда хлеба нет;
– Хлеб – наше богатство;
–Хлеб всему голова;
–Не трудиться — хлеба не добиться;
–Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность : им не сори.
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: «Хлеб — всему голова». Ребята, теперь вы поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь
проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
В конце занятия ребенок читает стихотворение Н. Семенова «Хлебушко».
«Вот он – хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой, Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло!»
Педагог выносит поднос с караваем и баранками.
– В России есть обычай – встречать дорогих гостей хлебом и солью. А сейчас угощайтесь.
Литература:
1. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада Познавательное развитие : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В. Н. Волчкова, В. Н. Степанова. – Воронеж. : ТЦ «Учитель», 2004. – 207с. ;
2. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? : Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ СФЕРА, 2003. – 192с. ;
3. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе : Методические рекомендации/ Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ СФЕРА, 2013. – 80с.