Анна Берстенёва
Конспект итогового мероприятия по проекту «В мире динозавров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового мероприятия по проекту: «В мире динозавров»
в подготовительной к школе группе №1
Воспитатель Берстенева А. Г.
Цель: Расширять знания детей о древних обитателях нашей планеты.
Задачи:
Образовательные:
Удовлетворить потребность детей в знаниях о временной шкале, о прошлом и будущем планеты Земля, о происходящих на ней изменениях, о животных, населявших планету в древние времена, о причинах исчезновения некоторых из них, в частности динозавров.
Публикация «Конспект итогового мероприятия по проекту „В мире динозавров“» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Динозавры. Проекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Систематизировать и расширять знания о древних животных — динозаврах и среде их обитания;
Учить находить различия между разными видами динозавров, устанавливать зависимость внешнего вида от среды обитания и способов питания;
Обогащать словарь (палеонтолог, раскопки, диплодок, птеродактиль, диплодок, плезиозавр, ящер).
Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения, физминутки.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом в процессе исследовательской деятельности, бережное отношение к среде своего обитания.
Предварительная работа:
Просмотр отрывков мультфильма «Земля до начала времён», рассматривание картинок о динозаврах; чтение и обсуждение энциклопедий о динозаврах; рисование и лепка динозавров; беседа о древних обитателях морей и океанов;
Экспериментирование «Вулкан»; создание макетов динозавров;
сюжетно-ролевые игры и режиссерские игры «Доисторические животные»;
беседы о науке палеонтологии, труде учёных палеонтологов; посещение историко-археологического городского музея; экспериментирование „раскопки“, оформление стенгазеты.
Ход занятия
1. Организационный момент
(психологический настрой)
«Здравствуйте»
Просто «Здравствуйте?»
Что особенного мы
Друг другу сказали?
От чего же на капельку
Солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку
Счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Радостней сделалась жизнь?
- Итак, здравствуйте! И пусть вам будет сегодня светло и приятно! Пусть это мероприятие принесёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами, новыми знаниями.
2. Ребята, мечтали ли вы когда-нибудь, хотя бы на мгновение заглянуть в далёкое прошлое Земли, когда ещё не было человека, и увидеть, какой была планета миллионы лет назад?
Может кто-нибудь скажет, как выглядела наша планета тогда, когда на ней не было ничего живого?
(Ответы детей)
В: Сегодня мы с вами постараемся приоткрыть завесу тайн и загадок. Мы узнаем, кто миллионы лет назад населял нашу планету.
Вы хотите отправиться вместе со мной в это удивительное путешествие?
А отправимся мы с вами на воображаемой машине времени. Мы перенесёмся в то далёкое прошлое, когда ещё не было ни животных, ни растений, ни самого человека, наша планета Земля выглядела совсем иначе, чем мы привыкли видеть её сегодня. Вы готовы? Не страшно?
Для этого нам нужно надеть вот такие шапочки — антенны, они помогут нам найти верную дорогу в прошлое и вернуться в настоящее время. Но к вам большая просьба: будьте очень внимательными и запоминайте увиденное. Согласны?
Итак, в добрый путь, желаю вам познать много нового и интересного!
3. Основная часть мероприятия. Путешествие на машине времени
1) Нет жизни на Земле
Слайд
В: Что же мы видим?
В: Огромные языки пламени выплёскиваются из недр Земли, огненная лава шипящими брызгами разливается по безжизненным скалам, бушует ветер, поднимая вверх столбы раскалённого пепла и пылающих искр. Ослепительно сверкают бесконечные молнии, грохочет гром. Всё кругом клокочет, бурлит, взрывается. Есть чему испугаться!
(Демонстрация воспитателем вулкана, показать макет вулкана и как извергалась лава)
Неизвестно, как долго продолжалась бы эта борьба стихий, если бы не начался дождь.
Слайд
Он шёл, не переставая, в течение многих лет. Вода не успевала высыхать и стала скапливаться в низинах и ущельях. Из морей и рек образовался Мировой океан, поглотивший большую часть суши. Именно там зародилась первая жизнь, появились одноклеточные существа.
Слайд
Жизнь на планете возникла около 4 миллиардов лет назад. Планета Земля выглядела совсем не так как сейчас. Не было ни зверей и птиц, ни тем более — людей. На планете стояло вечное лето: было жарко и влажно. Было очень много водоёмов — рек, болот; большое разнообразие растений (пальмы, папоротники). В этих зарослях обитали различные насекомые, но главными хозяевами были динозавры.
4. Сюрпризный момент (за макетом стоят дети динозаврики)
Загадка:
- Здесь в яйце и не цыплёнок, и не гусь, и не утёнок.
Он похож на всех их сразу. Гребень как у петушка растёт, с головы по спине, и до хвоста. И ещё подсказка есть: в наше время не живёт он. Раньше жил он на болоте и на суше и в воде, если б рос он вместе с вами, всё бы съел в один бы миг. А найдёшь его в раскопках: и в земле скелет, и во льдах. Пусть лежит окаменелый, вы ответьте на вопрос: из яйца кто б получился, кто — бы вместе с вами рос? Я ответа подожду, ну ответьте, я вас жду!
Дети (динозавр)
(Выходят дети динозаврики)
- Я ещё маленький, читать не умею, помогите нам больше узнать о наших предках. Мы хотим знать какими мы были.
В: Ребята, поможем динозаврикам?
Дети читают стихотворение: “Динозаврики“
Очень много лет назад
Жил на свете динозавр.
Злым задирой динозавра
Звали звери за глаза.
Днём в болоте мох щипал,
И дороги динозавр
Никому не уступал.
Никого не уважал,
Всех зверюшек обижал.
Кто навстречу попадётся,
Всех расплющить угрожал.
Физминутка.
Динозавры давно жили
По Земле они ходили
Листики с деревьев рвали
А потом их так жевали
Хищные — зверей ловили
И детёнышей кормили
Ну а ночью не жевали,
Ночью динозавры спали.
Физминутка
Динозаврик встал на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо
Приседание сделал справно
Оглядел он всё вокруг
И быстрей на стульчик плюх.
(Дети сели)
5. В: Дети, кто такие динозавры?
Д: (животные, которые жили миллиарды лет назад)
В: Что означает слово „Динозавр“?
Д: „Ужасный ящер“
В: Посмотрите на картинки и скажите, что общего у всех динозавров?
Слайд
Д: “Одни и те же части тела: голова, туловище, 4 лапы, хвост, морда, тело покрыто кожистой чешуёй, панцирными пластинами, шипами разных размеров, кожа была толстая, плотная, сухая и бугристая. “
В: Чем отличаются динозавры между собой?
Они были разные по размеру. Динозавры могли быть даже величиной с кошку или курицу, например как комсогнат или иметь мозг размером с грецкий орех.
Д: У них была разная среда обитания: суша, водоёмы, небо.
В: Покажите на плакате 3 основные группы динозавров по среде обитания.
Д: „Сухопутные, летающие, плавающие“
Еще динозавров можно разделить на группы по способу питания: хищники и травоядные.
Д: Хищники и травоядные.
В: Рассмотрим хищника.
Слайд челюсти.
Д: Хищники имели огромные острые зубы. Они хватали и разрывали добычу. А у травоядных были плоские и широкие зубы, они перетирали и перемалывали пищу. Питались листьями деревьев, хвощами, папоротниками.
В: Как передвигались хищники?
Д: Бегали на 2 задних лапах, опираясь на хвост. Передние лапы были слабо развиты. На лапах торчали по 3 пальца, с острыми длинными когтями.
У многих травоядных была длинная шея, чтобы с высоких деревьев доставать листочки. Передвигались на 4 конечностях, очень медленно. На туловище, голове и хвосте имелись разные костяные выросты — шипы, рога, пластинки, для защиты от нападений хищников.
В: Были ли уши у динозавров?
Д: Вместо ушей были слуховые щели.
В: Как появлялось потомство у динозавров?
Д: Потомство появлялось из яиц.
В: А почему именно из яиц?
Д: Динозавры — это предки ящериц, черепах. Это рептилии откладывают яйца
В: Как выглядело яйцо динозавра?
Д: Яйца были разных размеров, покрыты оболочкой из кожи.
В: А теперь давайте поиграем в игру „Плавает, летает, ходит“ (нужно прочитать и определить к какому виду относится динозавр)“.
Физминутка
Динозаврик, динозаврик,
Что ты кушаешь на завтрак?
Ем на завтрак я траву,
Корешки, листочки рву.
Что ты любишь на обед?
На обед — цветов букет!
Что ты делаешь потом?
Сплю у речки под кустом.
6. В: А сейчас, в наше время мы можем встретить динозавров? Откуда мы узнаем, что они действительно жили, кто может нам помочь узнать? Дети, это учёные — палеонтологи.
В: Что делают, чем занимаются палеонтологи?
Д: „Они ищут останки динозавров и других древних животных и растений, изучают их, рассказывают о своих находках, очищают скелеты от земли, песка, извести с помощью инструментов.
Каждую находку фотографируют, кости покрывают защитным клеем, затем собирают скелеты животных, делают из них чучела и помещают в музеях.
В: Палеонтологи это учёные, которые изучают ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т. д.
Слайд
В: В музеях можно увидеть и узнать, как выглядели динозавры: их рост, вес и окраску. Работа палеонтолога — очень интересна, они находят что-нибудь такое, чего ни кто не видел.
В: Давайте поиграем в игру „Маленький палеонтолог“.
(Нужно найти необходимые вещи для учёного)
Физминутка
Мы собрали рюкзаки
И одели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот,-
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Наконец его нашли
Мы, когда в музей пришли.
7. В: Итак мы в музее, давайте расскажем о динозаврах.
Слайд, картинка.
Рёв тираннозавра.
а) Тираннозавр -
Очень страшный, крупный хищник.
Как ножи его зубищи.
Вымер он давным-давно
Встретить можно лишь в кино.
Ребёнок рассказывает:
Тираннозавр — самый большой и кровожадный хищник, длина его 15м, а вес — 7т. Он умел быстро бегать, издавал оглушительный рёв, пугая всех вокруг. Передние лапы были маленькие, поэтому он бегал только на задних, длинна зубов была 15 см. Ими ящер хватал и рвал добычу.
б) Травоядный диплодок –
Динозавр — 20-ти тонный
Ноги — толстые колонны
Великан, но добродушный,
Целый день листочки кушал.
Это самый длинный травоядный динозавр.
У него самое большое тело, очень длинная шея, для того чтобы доставать листву с высоких деревьев. Очень длинный хвост, которым он защищался от нападения хищников. По земле он бродил медленно, потому, что имел крупный вес. Любил лежать в болотах и мутных речках, прячась от хищников.
в) Плавающий динозавр Плезиозавр -
Рыбоящер в океане плавал с острыми зубами
Малышей кормил притом,
Как дельфины молоком.
Плезиозавр — очень крупный плавающий динозавр, часто выныривал из воды, чтобы глотнуть воздуха. Его длина 15м, а вес-250кг (что в 14 раз превышает вес человека). У него была длинная шея, короткий хвост и бочкообразное туловище. Учёные, заметили, что плезиозавр напоминает змею, продетую сквозь черепаху. У динозавра было 4 плавника, с помощью которых он быстро плавал.
г) Летающий птеродактиль.
В небе он парил умела
Между лапами и телом
Две широких перепонки
Как натянутые плёнки.
Это летающий динозавр, размах его крыльев составлял 8м, питался мелкими животными и рыбой. У него был удлинённый череп, зубов почти не было, размеры птеродактилей были разными— от мелких, величиной с воробья, до гигантских с размахом крыльев от 8 до 12 метров, на крыльях были когти.
В: Спасибо нашим экскурсоводам.
Палеонтологи находили останки динозавров, описывали их, и придумывали им названия. Вы уже знаете много разных названий. А сейчас / я предлагаю вам поиграть в игру, в которой придуманы шуточные названия динозаврам.
Физминутка
Как на нашем огороде-
Небывалая напасть:
Динозавры всюду бродят-
Негде яблоку упасть!
Мухозавры там летают!
Жукозавры там живут!
Хрюкозавры отдыхают,
Лужевую воду пьют!
Уткозавры лапы моют
У крутого бережка,
Курозавры землю роют-
Добывают червяка,
Котозавры колобродят,
С крыш сигая с ветерком
Мышезавры хороводят
Возле крынки с молоком,
А у старого базара,
Где с берёзкою бугор,
След ноги лягушкозавра
Обнаружил дед Егор;
Ох, не зря под месяц новый,
Не оставив и примет, там пропали две коровы
И один велосипед!
8. В: А может быть динозавры всё-таки живут на нашей планете?
Д: Нет, их не существует в современном мире.
В: Почему они так бесследно исчезли? На тот счёт выдвинуто более 100 гипотез.
Отгадайте загадку и ответьте, какая из теорий, объясняющих причины вымирания динозавров, является самой популярной.
Искры небо прожигают, а до нас не долетают. Д: (метеориты)
В: Действительно, учёные утверждают, что на нашу планету с большой скоростью врезался гигантский метеорит и погубил древних ящеров. Произошло это примерно 65 млн. лет назад. Назовите ещё возможные причины гибели динозавров.
Д: а) Произошло похолодание, и динозавры не смогли привыкнуть к низкой температуре. Изменился климат, стало мало растительности. Травоядным стало нечего есть, они умирали от голода, а потом исчезли хищники.
б) Динозавры умирали от неизвестной болезни.
в) Появились животные намного сильнее динозавров.
В: А сейчас на Земле живут потомки динозавров?
Д: Да, это черепахи, змеи, крокодилы. Они живут в жарких странах с влажным климатом.
В: Наше путешествие походит к концу, мы возвращаемся на машине времени. А где сейчас можно увидеть динозавров?
Д: В книгах, журналах, магазинах игрушек, музеях — в виде скелетов и макетов.
В: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей планеты. Мы читали с вами энциклопедии, рассказывали, рисовали, лепили, проводили опыты, собирали скелет, у нас с вами получился свой музей динозавров. Посмотрите, как много нового мы узнали! Может кто-то из вас станет учёным и узнает о динозаврах больше. Всем я желаю стать любознательными, находчивыми, людьми которые могут сами находить разную полезную информации. На память о вашем проекте мы подготовили сюрприз, это удивительные маленькие яйца древних динозавров.
Звучит детская песня «Динозаврики».
Используемая литература:
1. Планы занятий по программе „Развитие“ для подготовительной группы. Учебный центр Венгера. Москва, 2000
2.«Я познаю мир» (динозавры). Детская энциклопедия. Издательство АСТ, 1998г.
3.«Динозавры» Издательство «Эксмо»
4. «Большая энциклопедии для самых маленьких» Москва. Эксмо, 2011