Реутова Ирина Васильевна
Конспект итогового логопедического занятия для детей подготовительной группы «Умники и Умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового логопедического занятия для детей
подготовительной к школе группы. Тема: «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Цель. Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, сформированных у детей на занятиях по развитию лексико-грамматической стороны речи, обучению грамоте, развитию связной речи в учебном году, с целью применения их в дальнейшей практической деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект итогового логопедического занятия для детей подготовительной группы „Умники и Умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Коррекционно-образовательные:
Обогащать и активизировать словарь детей.
Закрепить навык употребления слов, подобранных в рифму и подходящих по смыслу.
Закрепить понятия «согласные-гласные» звуки, умение различать согласные по глухости-звонкости.
Уточнять и закреплять умение работать со схемой слова, совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Закрепить согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Закрепить навык деления слов на слоги.
Закрепить навык составления слов из отдельных слогов
Закрепить навык чтения слов из 2-3 слогов.
Закрепить навык употребления предлогов в речи.
Совершенствовать умение составлять коллективный рассказ на заданную тему, сохраняя смысловую цепочку каждого последующего предложения.
Коррекционно-развивающие:
Развивать навык зрительного и слухового восприятия.
Развивать общую и мелкую моторику детей.
Развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей навыки самоконтроля за речью.
Закрепить навыки общения, воспитывать уверенность в себе.
Создать положительную мотивацию к обучению в школе.
Оборудование: Три дорожки с разным количеством шагов (один, два, три с разным уровнем сложности заданий); карты с заданиями к трем турам игры; аудиозаписи и фонограммы, листы со слоговыми заданиями; наборы для звукового анализа (звуковые схемы и предметные картинки); карточки с цифрами и картинки со школьными принадлежностями по согласованию числительных с существительными; дидактический материал для составления коллективного описательного рассказа по теме: «Весна».
1. Приветствие. Организационный момент.
- Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: -Доброе утро!
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
- Давайте подарим нашим гостям улыбки и поделимся теплом наших сердец (дети пальцами показывают сердечки).
- У нас сегодня ребята, занятие отменяется, а будет просто игра! – Игра, очень, интересная, интеллектуальная, и развлекательная.
Символом нашей игры будет «Сова», т. к. она является символом ума и мудрости.
Логопед : Может быть, кто-то подскажет мне, что такое интеллект?
Дети: Интеллект – это тоже самое, что и ум. Это желание учиться и получать знания, а потом применять эти знания в жизни.
Логопед : Условия игры нам прислали из школы.
2. Письмо от учителей города Барнаула, Алтайского края
"Здравствуйте, ребята!" Мы долгое время наблюдали за вами, и радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные дети и достойны стать учениками. Мы приготовили для вас игру с заданиями «Умники и умницы» и не сомневаемся, что вы с ними справитесь и поступите к нам в школу. Ваши будущие учителя».
- Главная задача для вас - выбрать только одну дорожку, по которой вы будете шагать от тура к туру и выполнять игровые задания.
- За выполненные задания надо переворачивать иконки «Совушек» (мальчики с левой, а девочки с правой стороны на мольберте или магнитной доске, на которых с обратной стороны написаны буквы. Как только вы соберете все буквы, и составите их них слова, сразу же получите почетные звания и награды, к которым вы стремились.
3. Начало Игры.
Логопед : - Ну, что, ребята, дорожка выбрана. Наша игра называется «Умники и умницы».
А отправимся мы с вами в «МИР КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ», думаю, что обязательно справимся со всеми заданиями!
Ход занятия
1 ТУР: «Мир Красиво звучащей речи».
Шаг№1. Интеллектуально-речевая разминка:
Задание 1. «Ответь на «Секретные вопросы» или «Доскажи словечко» .
Логопед : Ребята, вам нужно ответить на секретные вопросы, вы слушайте внимательно, что я говорю, а когда я остановлюсь, доскажите словечко, подходящее по смыслу, в рифму!
1. Кто шагает с сумкой книг? Утром в школу (УЧЕНИК)
2. Дождик в них. Ну, а пока - это в небе (ОБЛАКА)
3. Чтобы было где писать - В школе нам нужна. (ТЕТРАДЬ)
4. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно. (КАРАНДАШ)
5. Под колёсами не глобус. - Школьный класс везёт. (АВТОБУС)
6. Я с собой ее ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка -
Самопишущая. (РУЧКА.)
7. Чтобы книжку прочитать
и листы не загибать,
В этом деле для порядка
нам всегда нужна. (ЗАКЛАДКА)
8. Если всё ты будешь знать, то получишь в школе. (ПЯТЬ)
Задание 2. «Скажи наоборот»
Логопед : Какие вы молодцы! Совершенно верно, отгадали все загадки. Вот мы и оказались с вами в самом центре мира (города) Красиво звучащей речи!
Но мне кажется что-то здесь не так! Здесь побывала Вредина, которая перемешала все слова. (Звучит фонограмма).
Ребята, что же мы будем делать? Надо помочь навести порядок в этом городе. Давайте правильно ответим на все вопросы и тогда все встанет на свои места. (с мячом).
Игра «Скажи наоборот»
Учебный день – выходной день Пластилин мягкий, а камень.
Портфель тяжелый, а пенал – легкий. Хорошая оценка – плохая оценка
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет. Кисель густой, а компот жидкий.
Днем светло, а вечером. темно Камень не мокрый – а …сухой
Линейка длинная, а ластик – короткий. Есть начало – и есть … конец Ручка острая, а карандаш – тупой. Зимой снегопад, а осенью листопад….
Переворачиваем Совушек первого ряда, Открываем буквы: «У», «У».
(Переворачиваем по одной Совушке, которые сидят в верхнем ряду,
у мальчиков совушка слева, а у девочек - справа. Открыли «Буквы У»)
Шаг 2. Звуковой переполох.
Задание 1. Звуковой переполох
Логопед : Ребята, мне сказали, что Вредина заколдовала все звуки. Но у нее не получится нас запутать. Вы, конечно, справитесь со всеми заданиями.
В руках у логопеда карточка, на которой нарисована звуковая схема — Что это? (звуковая схема)
1) Что такое звуки? Звуки – это то, что мы слышим и произносим.
Какие бывают звуки? Как мы обозначаем звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
2) Какие звуки мы называем гласными и каким цветом мы их обозначаем? (те звуки, которые мы поём-гласные, обозначаем красным цветом)
3) Какие звуки мы называем согласными?
Какими бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
Вот я сейчас постаралась собрать некоторые звуки, послушайте, что у меня получилось:
- Слушайте внимательно, чтобы из звуков вы собрали – целые слова.
. (С-К-А-Р-Пь-И-О-Н, Б-А-Б-А-Ч-К-А, П-А-У-К, С-Т-Рь-Э-К-А-З-А, и т. д.)
- это названия различных насекомых и животных.
А другие слова, их сами разделите слова на звуки. (ДОМ, ЛИСА, МУХА, РЫБА)
ЗАДАНИЯ СО СХЕМАМИ И ФИШКАМИ.
Логопед : - А сейчас отгадайте загадку:
Загадка о школе.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.
Как вы думаете, что это? (Школа)
Задание 2. Звуковой анализ слова «школа».
Логопед : Сколько звуков в слове школа. Составьте схему слова ШКОЛА
- Чтобы я увидела, кто уже справился с заданием, сядьте ровненько, руки положите на стол. Молодцы! Дети выполняют звуковую схему слова «ШКОЛА»
Логопед : Назовите первый звук – [Ш]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).
Логопед : Каким цветом его обозначим? (синим)
Логопед : Назовите второй звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
Логопед : Каким цветом его обозначим? (синим)
Логопед : Назовите третий звук – [О]. Расскажите про этот звук (гласный).
Логопед : Каким цветом его обозначим? (красным)
Логопед : Назовите четвертый звук – [Л]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
Логопед : Каким цветом его обозначим? (синим)
Логопед : Назовите пятый звук – [А]. Расскажите про этот звук (гласный).
Логопед : Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова Школа.
Задание 3. «Разложи картинки к соответствующим схемам слов» (индивидуальные картинки)
Переворачиваем Совушек второго ряда, открыли буквы: «М», «М».
2ТУР. МИР СЛОВ И СЛОГОВ. ПО КАРТИНКАМ.
ШАГ 1. «Чтобы попасть в этот загадочный мир слогов,
Логопед : Отгадайте загадку, на чем мы поедем?
Вдаль зовёт его дорога.
Светофор мигает строго.
Он проедет много миль,
легковой. (АВТОМОБИЛЬ)
Логопед : Усаживаемся поудобнее и едем. Дорога непростая, и преодолеть её можно только следуя схеме и четко проговаривая действия и движения автомобиля.
1). Игра. «Мы ехали, ехали…» Употребление приставочных глаголов по картинкам.
2). «Полянка слогов или «Веселая полянка»
Звучит фонограмма ветра.
- Ветер сильный поднимается. Закройте скорей глаза, чтобы пыль и соринки туда не попали. Не открывайте их, пока ветер не стихнет.
(Пока дети стоят с закрытыми глазами, логопед выкладывает на стол серединки ромашек. Ветер стихает, дети открывают глаза).
Логопед : Мы приехали на полянку с цветами, но видно ветерок разбросал и перепутал все лепестки! Помогите собрать цветочки. У них серединки одного цвета, но в каждой сердцевинке есть свое обозначение, что это за шифровка? (В руках у логопеда схема слогов). Дети: Это схемы слогов. Логопед : Что такое слоги? Дети: Слоги - это части слова.
Логопед : Подберите подходящие лепестки к каждой серединке цветка по количеству слогов. Называйте картинки, делите слово хлопками на слоги, считайте количество слогов.
Переворачиваем «Совушек» третьего ряда. Буквы: «Н».
Логопед : Чтобы пройти следующий шаг, нам необходимо (вернуться в группу и) сесть на свои места!
ШАГ 2. Слоги заблудились. Составь слово по первым слогам.
Логопед : Да,. со слогами нет тут лада… Переставьте всё как надо!
Я даю задание вам: всё расставить по местам!
А чтобы мы правильно выполнили следующее задание, давайте
сделаем зарядку для пальчиков (КАРАНДАШИ)
Карандаш в руках катаю (прокатываем между ладонями)
Между пальчиков верчу (прокатываем между указательным и большим)
Непременно каждый пальчик (между большим и средним)
Быть послушным научу (между большим и мизинцем)
Логопед : Дети, которые сидят в первом ряду, составляют слоги в правильном порядке, чтобы получились слова.
Слова: ДАШ-КА-РАН, КА-РУЧ, КИ-УРО, ГА-КНИ, ЛА-ШКО, КИ-РО-У.
Логопед : Дети, которые сидят во втором ряду, составляют слова по первым слогам.
Переворачиваем «Совушек» четвертого ряда. Буквы: «И», «И»
Логопед : Мы успешно прошли второй тур игры «Умники и умницы»
Логопед : Ну что, настроены на прохождение третьего тура, ведь нас ждут призы!
З ТУР. «МИР ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
ШАГ 1.
Задание 1. Исправь ошибку в предложении.
У меня есть портфеля.
У меня нет тетрадка.
Я забыл дома линейка.
Я пишу ручка.
Я рисую в альбом.
Задание 2. Магазин школьных принадлежностей. Составление предложений. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Магазин школьных принадлежностей» :
(детям раздаются карточки с числами, на доске картинки перевернуты так, что их не видно)
Логопед : Сейчас мы отправимся в магазин школьных принадлежностей. Вы будете выходить по одному к доске и «брать с полки» товар. Вам нужно будет сказать, сколько чего вы купили. («Я купил в магазине 5 карандашей». Карандаш нужен для того, чтобы рисовать»)
Переворачиваем Совушек пятого ряда, буквы: «К», «Ц».
Чтобы отправиться дальше, нужно вспомнить, какое время года сейчас (Весна)
ШАГ 2. Составление коллективного рассказа. Тема: «Весна»
Переворачиваем Совушек шестого ряда, буквы: «И», «Ы» и дети сами читают слова:
«УМНИКИ», «УМНИЦЫ». Награждение детей медалями!
Рефлексия.