Елена Владимировна Полагутина
Конспект исследовательского занятия на тему «Водный транспорт. Плавание тел. Изготовление лодочки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему:
«Водный транспорт. Плавание тел. Изготовление лодочки»
Задача: опытным путем показать, что металлические предметы тонут, а если им предать особую форму, то не тонут;
научить делать лодочку из пластилина и подвести к ответу на вопрос: почему кусочек пластилина тонет, а лодочка из пластилина плавает?
Публикация «Конспект исследовательского занятия на тему „Водный транспорт, Плавание тел, Изготовление лодочки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Цели: Расширять представления детей о видах транспорта.
Закреплять знания об истории развития водного транспорта и его видах.
Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов.
Развитие способностей к преобразованию.
Материалы:
Картинки водного транспорта;
Контейнеры с водой, пластилин, металлические предметы, деревянная палочка, плот, макеты кораблей, глобус.
Ход занятия.
В. – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте.
- Закройте глаза и послушайте, что за звуки вы слышите?
(аудио запись: крики чаек, плеск волн, гудки пароходов)
В. – Что вы услышали?
Д. – шум волн….
В. – Назовите транспорт, который передвигается по воде?
Д. – корабль, лодка.
В. – Как можно всё перечисленное назвать одним словом?
Д. – Водный.
В. – Правильно. Мы с вами сегодня будем говорить о водном транспорте.
(Показать плакат).
- Ребята, хотите узнать, как появился водный транспорт?
- Давным-давно, когда люди еще не умели строить дома и жили в пещерах, еду добывали, охотясь в лесу и в реке. Однажды один доисторический человек упал в реку, плавать он не мог и стал тонуть. Но на его счастье в воде проплывало поваленное бурей дерево, человек зацепился за него и таким образом доплыл до берега. И так человек понял, что дерево не тонет и на нем можно передвигаться по реке. Он стал рубить деревья, очищать от веток и связывать между собой. Так появился плот.
-Предлагаю понаблюдать, что произойдет, если в тазик с водой поместить маленький плот и устроить небольшую бурю.
(Вода будет переливаться через плот).
- Затем человек срубил одно большое дерево, вырубил и выжиг в дереве серединку и у него получилась лодка.
(Показ лодок народов мира. индийская и т. д)
-Предлагаю поместить в тазик лодку и понаблюдать, как она поплывет.
(Если наклонить тазик, то лодка поплывет по течению, а это не совсем удобно)
- И тогда человек придумал весла.
- Как вы думаете, чем удобны и не удобны весла? (человек сильно устает)
- Тогда человек придумал сделать парус. И лодка двигалась при помощи ветра.
-Прикрепляем к лодке парус и дуя на него двигаем лодку в тазике с водой.
(когда нет ветра, лодка с парусами не может плыть)
Великие географические открытия были сделаны именно на кораблях! И первое кругосветное путешествие было сделано именно на корабле (Магеллан…
Показ глобуса и пути первого кругосветного путешествия.
Далее рассматриваем уменьшенные копии кораблей Колумба и т. д. ,которые находятся на нашей выставке.
.
-Прошло еще немного времени, и человек придумал разные двигатели и научился строить современные корабли не только из дерева.
-Как вы думаете, как еще можно заставить лодку двигаться? (с помощью моторов и двигателей)
-Из чего сделаны современные корабли?
(из металла)
-Тогда возникает вопрос: как же могут плавать эти корабли, если они сделаны из металла….
-Предлагаю проверить, будет ли плавать в тазике металлическая ложка или гвоздь.
Как же так – металл тонет в воде, а корабли, которые сделаны из этого металла, нет?
-Почему железные корабли не тонут! Проведём эксперимент. Но перед этим немного отдохнём!
Физкультминутка «Корабль»
Волны плещут в океане: (Дети машут руками, изображая волны.)
Что нам чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).
Это мачты кораблей (Дети вытягивают руки вверх).
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (Наклоны)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)
После физкультминутки дети вместе с воспитателем проводят опыт
«Почему корабли не тонут?»
. Корабль железный, но он не тонет. Почему?
Опыт: в ёмкость с водой опускаем кусочек металла. Что происходит? Подтверждается свойство металла – тонет в воде. Затем опускаем жестяную банку. Что видим? Почему банка не утонула
Ответы детей.
В-. Корабли не тонут потому, что они построены таким образом, чтобы не утонуть. Особая форма корабля позволяет ему держаться на воде. Корабль имеет плоское дно и высокие бортики.
Показать игрушку-кораблик, обратить внимание на плоское, широкое дно, бортики
Воспитатель показывает детям брусок пластилина
В. - Дети, скажите, может этот кусочек пластилина плавать в воде (нет)
-Почему? (Пластилин тяжелее воды).
В. - Вот вам задача, ребята. Как сделать так, чтобы этот кусочек пластилина не утонул (показывает брусочек пластилина)
(нужно вылепить лодку из кусочка пластилина)
.
-Итак, что нужно сделать, чтобы пластилин не утонул (придать ему форму лодки)
В. - Сегодня мы сделаем лодочку из пластилина. И вы поймете, почему кусочек пластилина тоне, а лодка из пластилина – плавает.
Воспитатель показывает детям, как лепить лодочку.
-Из брусочка делаем колбаску.
-Потом расплющиваем колбаску пальчиками на дощечке.
-Дальше делаем бортики, загибаем пластилин вверх и прищипываем пластилин по бокам.
-Теперь еще раз пальчиками проработаем дно лодочки.
Лодочка аккуратно опускаем в контейнер с водой. Она погрузится в воду и будет плавать.
-1512502749.jpg[/IMG]
В. -Вот видите, ребята, кусочек пластилина тонет, а наши лодочки плавают, потому что мы им придали нужную форму: вылепили плоское донышко и бортики, вода выше бортиков не заходит и кораблик плавает.
-Но помните, чтобы он плыл, а не тонул, его нельзя перегружать.
Итог
В. - Что нового вы узнали на занятии?
-Что вам больше всего понравилось?
-Какими мы с вами были сегодня на занятии?
(знающими, думающими, исследователями, смелыми).
-Молодцы! Вы отлично поработали и очень меня порадовали!