Оксана Положенцева
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Птицы — наши соседи на Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать представления о перелетных птицах
Программные задачи
1. Образовательная :
уточнение и расширение представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; о маршруте перелета птиц, о пищевой цепочке.
2. Развивающая:
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Птицы — наши соседи на Земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
развитие умений находить необходимую информацию на страницах экологического альбома, выбирать картинки и размещать их в соответствующем порядке;
учить строить высказывания типа рассуждений;
развитие умения строить причинно-следственные связи, понимать образный смысл загадок, воображения, мышления, обогащение словаря.
3. Воспитательная:
воспитание навыков правильного поведения на занятиях;
воспитание умения работать в коллективе;
воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах;
воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.
воспитание уважительного отношения к маленьким соседям по планете;
закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты.
Словарная работа: сорока, сова, соловей, белый аист, кукушка, галка, жаворонок утки, гуси, скворцы, скворечник, ласточки, грачи, клин, скученная стая, прямой фронт, косяк.
Предварительная работа
Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Чтение рассказов Г. Скребицкого «Четыре художника», В. Бианки «Грачи весну открыли», К. Д. Ушинского «Ласточка», Е. Шикова «Как скворец учился петь», пословицы о птицах.
Беседы о птицах, животных, насекомых, цветах.
Дидактические игры: «Зимующая или перелетная?», «Назови птицу», «Хорошо или плохо?», «Продолжи, найди причину», «Составь целое из частей», «Найди тень птицы», «Кто лишний», «У кого какое тело?», «Скажи одним словом», математический диктант, логические задачи.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : коммуникативная игра.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : комментирование, использование схем, моделирование, продуктивная деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей : ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Виды детской деятельности в НОД :
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
7. Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Материал, оборудование к занятию:
• дидактический материал с заданием «Маршрут перелета птиц», «Чей домик», «Пищевая цепочка».
• мольберты,
• фломастеры,
• карандаши,
• линейки,
• бумага для оригами
• мультимедийный проектор,
• мультимедийная презентация,
• аудиозапись из серии «Голоса птиц»
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание Закрепить знания детей. Воспитывать бережное отношение к природе.
Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Социализа- ция
Практические действия. Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым так и им сами.
Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью..
Воспитывать умение детей слушать речь педагога, дослушивать вопросы до конца, воспитывать дружелюбие, не перебивать товарища во время ответа.
Коммуникация
Коммуникативная игра. Закреплять умения детей подбирать слова - признаки, слова - действия, закреплять навыки словообразования, закреплять умения детей подбирать родственные слова;
Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
Закреплять умение детей образовывать приставочные глаголы, усвоение предлогов: на, в, из, около;
Усвоение категории родительного падежа существительных единственного числа;
Согласование существительных с числительными 1,2,5;
Единственное и множественное число существительных;
Закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;
Развивать связную речь, мышление, память;
Музыка Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Труд Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
Физическая культура Физминутка
Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
Здоровье Работа с раздаточным материалом Следить за осанкой детей.
Чтение художественной литературы Формировать умения делать выводы, умозаключения.
Безопасность Формировать у детей основы безопасного поведения в весенний период времени.
План НОД
1. Вводная часть: 3 мин
Создание игровой ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть: 20 мин
Работа с аудиозаписями «Голоса птиц»
Мультимедийная презентация «Виды полетов птиц»
Дидактическая игра «Маршрут перелета птиц»
Физминутка «Птицы счастья»
Дидактическая игра «Чей домик»
Дидактическая игра «Пищевая цепочка»
3. Заключительная часть: 7 мин
Оценка деятельности детей и самооценка.
Выполнение оригами «Белый лебедь».
Совместное оформление панно «Лебединое озеро»
Длительность НОД 30 мин
Ход непосредственно образовательной деятельности
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть. Создание игровой ситуации.
Создание мотива для деятельности детей Определение цели.
.
2. Основная часть
уточнение и расширение представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; о маршруте перелета птиц, о пищевой цепочке.
развитие умений находить необходимую информацию на страницах экологического альбома, выбирать картинки и размещать их в соответствующем порядке;
учить строить высказывания типа рассуждений;
развитие умения строить причинно-следственные связи, понимать образный смысл загадок, воображения, мышления, обогащение словаря.
воспитание навыков правильного поведения на занятиях;
воспитание умения работать в коллективе;
воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах;
воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.
воспитание уважительного отношения к маленьким соседям по планете;
закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии. Дети заходят в зал. Встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.
(протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится. Мы собрались для того чтобы в очередной раз показать свои умения, узнать что-то новое и чему-то научиться.
Ребенок (Вероника)
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
Ребенок: Солнце светит ярче, день становится длиннее, короче ночи, появляются первые проталинки. Всё оживает: тает снег, набухают почки на деревьях. К нам пришла….
Дети: Весна.
Воспитатель: Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Недавно мы с вами встречали праздник День Жаворонка. В этот день, согласно народным приметам, к нам из теплых стран прилетают сорок птиц и с ними жаворонок - вестник весны. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. А теперь, ребята, закройте глаза и внимательно прислушайтесь. Что вы слышите?
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, веселое, лучистое, лучезарное, светлое, теплое) Они поют все вместе. А теперь давайте попробуем узнать каждую птицу поодиночке.
Звучит аудиозапись
(аист,сорока, соловей, кукушка, галка, жаворонок)
Воспитатель: А как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок, они как-то строятся?
Дети: - Гуси, лебеди летят вереницей. Утки – прямым фронтом. Журавли – клином. Ласточки, скворцы, трясогузки – стайкой. А кукушки – поодиночке.
Слайды «Полеты птиц»
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а откуда же все-таки прилетают птицы весной?
Дети: Из теплых стран
Слайд «Физическая карта мира»
(предположения детей; подвести их к пониманию того, что птицы зимуют в каких-то конкретных уголках Земли – в Индии (птица чечевица, в Африке (пеночки, мухоловки, кукушки, на побережье Средиземного моря; использовать для показа карту мира).
Задание: Возьмите карты, которые лежат у вас на столе. Синим флажком обозначено место откуда улетают птицы – это Америка (лебеди, зеленым – Африка (кукушка). Красной звездочкой обозначено место прилета птиц – это Оренбург. Возьмите линейку и измерьте расстояние: от звездочки до синего флажка, потом от звездочки до зеленого флажка. Сравните эти мерки и скажите, чей путь короче, а чей длиннее?
(Слайд «Маршрут птиц»)
- Самый дальний путь пролетают лебеди.
ФИЗМИНУТКА «Птицы счастья»
Воспитатель: А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?
Дети: Птицы первым делом строят с прилетом себе гнезда.
Воспитатель: Но у всех птиц разные гнезда. И мы сейчас поиграем в игру «Чей домик?». На столах лежат карточки, возьмите их и соедините стрелочками птиц с их домиками.
(слайд «Домик птички»).
Грач. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.
Ласточка. Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Скворец. Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Слайд «Правильный вариант»
Воспитатель: А что служит птицам кормом?
Дети: Птицы едят насекомых, зернышки, рыбу. Зимой мы их подкармливали. Давали хлеб и сало.
Воспитатель: Правильно, все птицы питаются насекомыми : грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды-великолепные охотники за кузнечиками и саранчой. А некоторые птицы даже едят птиц поменьше. Как они называются? (Хищные птицы). И сейчас мы поиграем в игру «Пищевая цепочка»
(Картинки на столе и слайд «Пищевая цепочка»)
Вам нужно стрелочками указать пищевую цепочку.
Воспитатель: Все в нашем мире взаимосвязано. Вот например, те насекомые, которые только вред приносят людям, являются пищей для птиц.
Правильный вариант Коммуникация
Познание
Коммуникация
Познание
Социализация
Музыка
Физкультура
3. Заключителная часть
Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы. А о ком мы сегодня беседовали? Что нового вы узнали?
А сейчас ответьте мне на вопрос: «Какие сказки с участием птиц вы знаете?»
Дети: «Серая шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, РНС «Гуси-Лебеди», «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена и мн. др.
Воспитатель: А в сказке «Гадкий утенок» кем становится главный герой?
Слайд «Лебеди»
Дети: Красивым, статным, гордым, белоснежным лебедем.
Воспитатель: И сейчас мы сделаем из бумаги этого красивого белого лебедя и разместим его на волшебном озере – Лебедином озере.
Видеозапись «Оригами»
Выполнение оригами, совместное оформление панно «Лебединое озеро».
(звучит музыка «Лебедь» Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»)
Коммуникация
Художественная литература
Социализация
Познание
Музыка
Длительность: 30 мин