Елена Денисова
Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию «Веселое чаепитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
«Веселое Чаепитие»
Разработали:
Педагог-психолог:
Денисова Елена Львовна
I квалификационная категория
Воспитатель:
Богдан Валентина Ивановна
Высшая категория
2016 г
Цель: Уточнить и расширить представление о посуде – название, назначение.
Задачи по образовательным областям :
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию „Веселое чаепитие“» размещена в разделах
В области «Познавательное развитие» :
Дать детям представление о том, из каких частей состоит посуда (дно, стенки, крышка, ручки). Формировать обобщающее понятие (чайная посуда). Развивать логическое мышление в д/и «Четвертый лишний». Развивать память, зрительное внимание и восприятие. конструктивные навыки (складывать разрезную картинку). Воспитывать бережное отношение к посуде, как результату человеческого труда.
В области «Речевое развитие» :
Активизировать и расширить словарный запас за счет имен существительных (самовар, чаепитие, сервиз, сахарница, конфетница, имен прилагательных (чайный, деревянный, стеклянный, металлический). Учить произносить звукоподражания «буль», изолированный звук (с). Развивать связную речь. Совершенствовать навык подачи ответа полным предложением. Развивать фонематическое восприятие и речевой слух.
В области «Социально – коммуникативное развитие» :
Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, обосновывать свой ответ. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Работа по развитию самоконтроля. Развивать пантомимические способности, способность определять эмоциональные состояния, умение называть и передавать их. Воспитывать уважение и интерес к русским обычаям.
В области «Художественно-эстетическое развитие»
Упражнять детей в перенесении графического образа на песок, используя различный природный или бросовый материал. Развивать интерес детей к народному быту и народно-прикладному искусству. Развивать творчество и эстетический вкус у детей.
В области «Физическое развитие» :
Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Развивать физиологическое и речевое дыхание, артикуляционную моторику, голос (менять силу голоса, произносить звукоподражания в разном темпе). Способствовать снятию у детей физического и эмоционального напряжения.
Форма организации: подгрупповое занятие
Категория возраста: 6 лет
Оборудование: Аудио-записи, презентация «4 лишний», чайный сервиз,
демонстрационные иллюстрации посуды, предметы посуды из разного материала, самовар, скатерть, конфеты, сушки, разрезные картинки, песок, бросовый материал (бусинки, ракушки, пуговицы, интерактивный стол, палатка с символическими квартирами.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Виды посуды», чтение К. И. Чуковского «Федорино горе» и просмотр мультфильма, игра на ковролине с посудой, презентация «Русский самовар» и беседа с детьми, заучивание физ. минутки «Посуда», разучивание танца «Весёлые самовар», работа с кинетическим песком, рисование по теме «Посуда».
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Упражнение «С добрым утром!»
Психолог, воспитатель и дети заходят в группу и здороваются с гостями. Психолог приветствует детей и называет каждого по имени. Затем вместе с детьми проговаривает стихотворение, сопровождая его показом и легким массажем.
С добрым утром, глазки!
С добрым утром, ушки!
С добрым утром, ручки!
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят,
Ушки слушают,
Ручки хлопают,
Ножки топают!
Ура! Мы проснулись!
Воспитатель.
- Дети, Посмотрите, пожалуйста, внимательно, что изменилось в нашей группе? (Ответы детей). На столе, застеленном скатертью, стоит самовар.
- Что это? Самовар.
-Что значит слово «самовар»? (Сам варит).
- Что он варит? (Раньше, когда появился самовар, про воду говорили как про еду: ее варили).
-Что мы делаем с водой, когда хотим выпить чаю? (Кипятим воду).
- В чем кипятим воду? (В чайнике, в самоваре).
- Вы любите пить чай? Из чего мы пьем чай? (Дети называют) Как назвать одним словом эти предметы посуды? Нам нужна чайная посуда. Вы видите ее на нашем столе? Самовар один грустит.
Дети отвечают на вопросы.
«Эмоции»
Психолог
- Посмотрите, какой он грустный. А вы можете показать грусть? А на этой картинке какой самовар (Ответы детей). Покажите веселье. Что же надо сделать, чтобы самовар повеселел? (Предположения детей). Найти чайную посуду и попить чайку.
Показ эмоции детьми. +
Д. И. «Чайная посуда»
Воспитатель
-Давайте выберем среди картинок предметы чайной посуды и выставим их на магнитной доске. (Дети берут со стола по одной картинке и называют, что изображено).
- Как называется посуда, из которой пьем чай? (Чайная)
Д. И. «Четвертый лишний»
Психолог.
-Молодцы. А мне нужна ваша помощь. Определите, что лишнее?
презентация "4ый лишний"
Работа с интерактивным столом.
Физминутка
Воспитатель
- Предлагаю о посуде рассказать и ее показать.
Жила-была посуда: чайник, чашка, блюдо,
Ножик, вилка, ложка, и большая поварешка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,
И с человеком дружила, его она вкусно кормила.
Игра на песке
Психолог
- Приятно кушать из красивой посуды. Вы сможете определить посуду по контуру и такой же предмет выложить на песке. (Дети выкладывают предмет посуды бусинками, камушками).
- Это чья чашка? Назови ласково. (Моя чашка. Чашечка).
- Можно из твоей чашечки попить чайку? Почему нет? (Ответы детей).
Работа с кинетическим песком.
Д/и «Из чего сделана посуда?» (Домики).
Воспитатель
- Ребята, а вы знаете, из чего сделана посуда? (из фарфора, дерева, стекла, металла, пластмассы). Помогите, пожалуйста, найти предметам посуды свою квартиру. Где у нас в группе домик? ( 3 квартиры: для стеклянной, деревянной, металлической посуды). Сначала девочки берут с подноса любой предмет посуды и несут к нужному символу, а мальчики проверяют, правильно они нашли квартиру. А сейчас меняемся: девочки проверяют, как выполнят задание мальчики. (Ложка из дерева – деревянная ложка, стакан из стекла – стеклянный графин и т. д.).
Д. И. «Узнай, какая посуда звучит?»
Психолог
- А посуда вас благодарит за то, что вы поселили их в свои квартиры. Отгадайте, из какой квартиры раздается звук? (За ширмой звучит звон стаканов, стук металлических ложек, стук деревянных ложек).
Раздается звук разбитой посуды.
Игра «Собери чайную посуду»
Воспитатель
- Ой-ой-ой! Вы слышали? Что это было? (Разбилась посуда). Что делать?
Дети собирают предметы чайной посуды из частей. Затем каждый ребенок называет предмет и части, из которого он состоит. (Это чашка, у нее есть дно, стенки, ручка).
- Чашка, чайник, блюдце… Что это? (Чайная посуда).
- Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (Сервиз, чайный сервиз).
- Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает? (Набор посуды)
- Вы молодцы. Склеили сервиз. И свершилось чудо! (На столе возле самовара появился чайный сервиз).
- Теперь можно «накрывать» на стол, а можно сказать по-другому – «сервировать» стол, т. е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть и пить чай.
- Как ставим посуду на стол? Почему осторожно и бережно? (Посуда хрупкая, фарфоровая).
Игра «Мы поставим на стол»
- Давайте сервировать стол и рассказывать о своих действиях. Говорим полным предложением. (Воспитатель и психолог вместе с детьми сервируют стол).
- Все в порядке, можно и чай попить, но самовар холодный, что делать? (Ответы детей). Вскипятим воду в самоваре.
Игра «Веселое чаепитие»
Воспитатель встает в центре круга и изображает самовар. Дети стоят по кругу и выполняют роль чашек (соединяют руки в виде кольца и держат их перед собой).
Воспитатель произносит в медленном темпе:
Начинает самовар закипать:
Буль-буль, буль-буль.
Дети повторяют звукоподражание. Воспитатель произносит в быстром темпе: Кипит наш самовар –
Буль-буль-буль,
Буль-буль-буль. (Дети повторяют звукоподражание).
Воспитатель: Вскипел и загудел –
У-у-у… (высоким голосом). Дети подражают.
Воспитатель: А теперь вот так:
У-у-у… (низким голосом). Дети подражают.
Воспитатель: Ну-ка, чашки, не зевай –
Наливаю в чашки чай.
«Самовар» подходит к каждой «чашке» и, нагибая свой «носик»,наливает в чашку чай. Все дети произносят звук «с-с-с…».
Звучит песня самовара. Дети-чашки идут по кругу и танцуют под песню.
Воспитатель
Хорош чаек после мороза,
И после танца он хорош.
За самоваром все вопросы
Решим, обсудим, разберем.
Самовар – это символ России и гостеприимства, символ добра и домашнего уюта. Дети учились говорить и слушать у самовара, получали знания. (Дети садятся за стол).
Игра «Правда или нет?»
- Это правда или нет, что тарелка, кастрюля, стакан – предметы мебели? (Нет, это посуда).
- Чашки, блюдца, сахарница – кухонная посуда? (Нет, чайная посуда).
- За столом можно чавкать, играть с едой, громко кричать? (Нет)
- Это правда, что вам не понравилось наше веселое чаепитие? (Ответы детей).
Психолог
- Это правда, что вы любите подарки? Выберите себе по одной чашечке. (Дети выбирают по чашечке определенного цвета. Тест Люшера)
А мы с вами немного попозже укрсим эти чашнчки разными бусинами.
Воспитатель
- Молодцы ребята. Нам очень понравилось, как вы играли, отвечали. Воспитатель и психолог благодарит всех детей. В народе говорят:
Самовар кипит, уходить не велит.
Чай пьешь – до ста лет доживешь.
- Предлагаем попить вкусный чай с угощением. Дети приглашают гостей на чай.
Звучит песня самовара.