Шульцева Оксана
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Голоса диких животных»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №64 г. Владимира
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Голоса диких животных»
Тема ИОД: «Дикие животные нашего леса»
Выполнила: Шульцева О. В. (воспитатель)
Задачи:
1. Развивающие :
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти, пространственной ориентации;
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Голоса диких животных“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- Развитие способности к подражанию, дающую возможность прислушаться к своему голосу;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представления;
- Развитие эмоциональной отзывчивости к речи;
2. Обучающие:
- Расширение словарного запаса по теме «Дикие животные»;
- Формирование образного восприятия понятий высокий и низкий звук;
- Формирование умения давать полные ответы на вопросы;
- Формирование грамматического строя речи;
3. Воспитательные:
- Воспитывать стремление ребенка к звуковой и интонационной культуре речи;
- Воспитывать уважение к высказываниям других детей и взаимодействию друг с другом;
Интеграция образовательных областей :
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности :
- Игровая, Двигательная, групповая, коммуникативная
Методы и приемы:
- Словесный (вопросы, беседы, объяснение, словесное упражнение, художественное слово)
CCCвидеофайлы)
- Практический (дидактические игры и упражнения, физминутка)
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с дикими животными;
- Беседа о жизни животных, дидактические игры: «Угадай по описанию», «Назови детенышей», «Хищники и травоядные», чтение рассказов о животных и русских народных сказок («Лиса и Заяц», «Теремок», Аксаков С. «Зайцы», Толстой Л. «Русак», Чарушин Е. «Про зайчат», Рубцов Н. «Заяц в лес бежал по лугу»)
Планируемый результат:
- Улучшить психоэмоциональное состояние каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития;
- Развить инициативу в речевом общении;
- Расширить знания по теме «Дикие животные нашего леса»;
Оборудование:
Изображения животных в разном эмоциональном состоянии; игрушечные животные : заяц, лиса, медведь; магнитофон для воспроизведения записей голосов животных и музыкальных заставок к играм.
Пояснительная записка.
Образовательный процесс в детском саду направлен на развитие и воспитание. Под развитием детей чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие, а развитию эмоциональной сферы детей уделяется мало внимания. Известно, что в дошкольном возрасте эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием формируются высшие психические функции поведения, интеллекта и происходит становление личности в целом.
Вместе с тем проблема развития эмоциональной сферы ребенка как наиболее открытой области его внутреннего мира относится к категории проблем, разработанных в меньшей степени по сравнению с задачей интеллектуального развития детей. И в этом смысле высказанная более 100 лет назад русским психологом Н. Н. Ланге мысль о том, что чувство в психологии занимает место Золушки, «…вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”», по-прежнему актуальна.
С каждым годом ситуация в детских садах усугубляется, дети приходят с нарушениями в развитии, особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие дети редко сопереживают, удивляются и восхищаются, их интересы ограничены, а игры однообразны. Одним из основных направлений процесса эмоционального развития является формирование восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных состояний. Педагоги и психологи определяют тесную связь интеллекта, мышления и эмоциональных процессов, а благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. Уровень эмоционального развития непосредственно влияет как на формирование личности, так и на её социальное и интеллектуальное развитие.
Игровой метод – один из основных в формировании эмоциональной сферы у детей. Игра, как ведущий вид деятельности, способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере, формировать новые способы действий и формы поведения. Игра создает благоприятную ситуацию для творческой самореализации дошкольников. В процессе игры ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.
Составляющими эмоционального развития детей являются активизация словаря эмоционального лексикона и освоение словесных обозначений эмоций. Они содержат следующие цели: - осмысление семантического аспекта речи, которое позволяет детям объяснить причину той или иной эмоции, настроения, способ поведения;
- активизация речевого поведения;
- разработка содержания слов, обозначающих эмоции, оттенки настроений, переживания и соотнесение их с определенным состоянием человека или сказочного героя. Для их достижения требуются достаточный словарный запас и сформированные основные навыки грамматически верно выстроенной речи. Однако, с каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Поэтому одной из актуальных проблем является профилактика речевых нарушений, которая реализуется через следующие задачи:
1. Развитие речевого аппарата. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ, челюстей – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
2. Формирование правильного речевого дыхания. Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от естественного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное владение голосом и свободное звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематических процессов. При слабом развитии речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
4. Совершенствование мелкой моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка находится в пределах возрастной нормы. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
5. Развитие связной, грамматически правильной речи и навыка творческого мышления Основная цель – развитие, зрительного внимания, памяти, формирование интеллектуальных умений, словесно-логического мышления детей как необходимой работы по формированию предпосылок к обучению в школе, в т. ч. владение грамматическими формами, навыков развернутого высказывания.
Результаты диагностики показали, что у большинства детей низкий уровень развития эмоциональной и речевой сфер. Дети слабо различают эмоциональные состояния других людей, путают эмоции, односложно отвечают на вопросы воспитателя. Для проведения коррекционной работы старших дошкольников применялись игры и упражнения (психогимнастика, эмоционально-сенсорные игры) направленные на развитие эмпатии, понимания эмоциональных состояний, саморегуляцию эмоциональных проявлений. Для развития и закрепления речевых навыков применялись малые фольклорные литературные формы (потешки, заклички, ритмизованные загадки, стихи). Основной для занятий была выбрана тема «Дикие животные русского леса», т. к. образы животных хорошо знакомы детям по сюжетам русских народных сказок. Подробное рассмотрение условий обитания, повадок зверей, нашедших яркое образное отражение в народном творчестве, помогло детям понять какие бывают эмоции, как они проявляются и как человек может их изобразить. Использование наглядных примеров фотографии животных в разных эмоциональных состояниях, записи голосов животных) пробудило интерес детей к занятию и усилило образовательный эффект, а используемый материал дает широкие возможности для вариативности в применении форм и приемов.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный педагогический процесс, связанный с личностным ростом детей, с процессом их творческой самореализации и усвоением культурных ценностей. Важную роль в развитии эмоциональной сферы играет окружающая среда, которая становится основным источником информации о разных эмоциях человека. Воспитатель должен создать положительный эмоциональный настрой в группе, атмосферу эмоциональной безопасности, побуждать у детей совместные эмоциональные переживания (грусть, радость, удивление) в играх, праздниках, на прогулке, развивать умение детей обращать на мимику, жесты и интонацию взрослого.
Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. А воспитание в ребенке способности сопереживать, сочувствовать, выражать свои эмоции, распознавать эмоции других, поможет ему стать успешным, достойным членом общества.
Ход занятия
В центре группы расставлены кругом стулья. На нескольких стульях рассажены игрушечные дикие животные (заяц, лиса, волк, медведь.) Дети садятся на стулья. Звучит запись «Тень-тень, потетень» (запись №1)
В. –Здравствуйте, дети! Посмотрите! Кто к нам пришел в гости?
Ответы детей: Звери, животные, лесные жители.
В. - Сегодня мы поговорим о диких животных, обитающих в нашем лесу.
(Воспитатель вешает на доску изображения диких животных).
В. -Ребята, скажите, чего много в лесу? Отвечаем полным предложением.
Ответы детей: -В лесу много деревьев;
- грибов, ягод, кустов;
- травы, воздуха, растений;
- цветов, волков, лис, медведей;
В. - А как называют животных леса?
– Дикими животными.
В. - Да, в лесу много диких животных. А почему их называют дикими?
Ответы детей: Потому что они живут в лесу и о них никто не заботится, они сами добывают себе пищу.
В. - Давайте скажем несколько слов о диких животных. Какие они?
Ответы детей:
- Они могут быть злые и сердитые;
- хищные, травоядные;
- опасные, пугливые;
- маленькие, большие, сильные и т. д.
В. -Дети! А вы знаете загадки про лесных зверей? Давайте я вам загадаю одну загадку, а потом вы загадает свою.
- Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь)
-Может сидеть на ветках, но не птица,
ползает по деревьям, но не белка,
ходит, а не человек. (медведь)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)
-Кто в темном живет лесу, Не боится мишку и лису? Кто острыми зубами щелк? Догадались? Это … волк.
- Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? И стоит среди травы- уши больше головы? (заяц).
- Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней (лиса)
-Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки не одной (ёж).
- Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица… (белка)
В. - Молодцы, ребята! Какие сложные, интересные загадки вы знаете! Ребята, а вы знаете, чем питаются дикие животные? Ответы детей: - Мясом, растениями.
В. - Правильно, существуют хищные животные, травоядные и всеядные. Каких животных называют травоядными? А каких хищными? А каких всеядными? Ответы детей: - Хищники – это животные, у которых острые зубы;
- хорошее чутье, чуткие уши, сильные лапы;
- это помогает им охотится на других животных;
- лиса, волк, рысь, медведь – хищники;
- травоядные – это животные, которые поедают растительную пищу;
- у них хорошо развиты челюсти, зубы приспособлены для растительной пищи;
- заяц, лось, бобр, олень – травоядные;
- медведь, белка, еж, кабан, куница – всеядные животные.
Физминутка «Дикие животные» (запись №2)
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
(Воспитатель рассаживает детей за столы)
В. - Люди долгое время наблюдали за животными и примечали особенности их поведения, их повадки. В сказках звери разговаривают человеческими голосами. А какие у них голоса на самом деле? И как они общаются между собой? Давайте узнаем.
В. - Существует заблуждение, что медведь во время зимней спячки сосёт лапу. На самом деле это не так! За летний сезон медведь стаптывает кожу на подошвах лап. Зимой, когда он спит кожа начинает обновляться и лапы начинают чесаться. Во сне он иногда обкусывает загрубевшую кожу и со стороны кажется, что медведь сосет лапу.
А вот какой у мишки голос : (запись №3 рев медведя)
Волчий нос в 14 раз больше человеческого, а обоняние лучше в 100 раз. Волк может учуять добычу за 10 км. А еще он может прыгать высоту на 4 метра! Волки живут большими стаями и умеют общаться между собой. Послушаем вой волчьей стаи: (запись №4 волчий вой)
В. -У лис острый нюх и прекрасное зрение, они умны и любознательны. Лисы умеют избегать охотничьих капканов, понимают когда дворовая собака на привязи, а когда нет. Лиса отличает просто человека от охотника с ружьём. Люди считают её хитрой за удивительное умение воровать кур из сарая, не смотря ни на какие преграды.
В. - Но часто лису подводит природное любопытство – что бы познакомиться с незнакомым предметом или новым запахом она может потерять осторожность и быть пойманной. Замечено, что лиса неравнодушна к рассолу от селедки и … губной помаде! Лиса - родственница собаке и голос у лисы похож на собачий. Давайте послушаем как тявкают лисята: (запись №5 голос лисы)
В. - А сейчас мы поговорим ещё об одном лесном жителе:
В огороде шум-шум
В огороде хрум-хрум:
Прыг-прыг по пням,
Съел морковку – ням!
В. - Зайцы – животные довольно молчаливые. В спокойных условиях они обычно не привлекают к себе внимания лишними звуками. Но в моменты опасности они могут очень громко кричать.
Давайте послушаем: (запись №6 крик испуганного зайца)
Вопросы детям: какой голос у зайца, высокий или низкий, громкий или тихий.
А как вы думаете может заяц чувствовать страх, боль, радость, грусть?
Ответы детей должны быть в форме законченных предложений:
-Голос у зайца высокий.
-Заяц кричит громко.
-В голосе слышен испуг.
Дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика: формирование звука «А»
Дети встают. Через нос взять глубокое дыхание. Плечи не поднимаются. Живот выпячивается. Свободно открыть рот, будто зеваешь. Поднять голову. Руки прижаты к животу и толкают живот на выдохе. Втягивать живот, выталкивая воздух. Атака первого звука «А» -понижение интонации – окончание «а». Звукоподражание похоже на плачь.
Один выдох - Одна интонация - А-а (повторить 3 – 5 раз)
Один выдох – Две интонации - А-а А-а (повторить 3 – 5 раз)
Один выдох – Три интонации - А-а А-а А-а (повторить 3 – 5 раз)
В. -У зайки высокий голос. Он кричит как- будто плачет: А-а А-а А-а. Давайте повторим за зайкой. (Громко)
-Хорошо. А теперь мы будем кричать тихо, будто зайка от нас далеко.
Дети повторяют упражнение тихо.
Дети садятся на места.
В. -Ребята! Мы с вами недавно учили стихотворение Николая Рубцова «Заяц в лес бежал по лугу». Кто сейчас хочет его рассказать?
Дети читают стихотворение.
Заяц в лес бежал по лугу.
Я из лесу шёл домой.
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик.
И ещё, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под ёлкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого. 4
В. -Так от кого же убегал наш заяц?
Ответ детей:
В. -Какие хищники охотятся за ним?
Ответы детей: Лиса, волк, рысь, сова, ястреб.
В. - Зайцу в лесу непросто жить. Зайцу обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги, зоркие глаза. Для чего?
-ответы детей: Грызть твердую кору деревьев, видеть своих врагов и убегать от лисы и волка.
В. - Дети, а вы знаете почему зайца называют «косой»?
Ответы детей.
Упражнение на координацию и глазомер. 5
В. – Нам, людям, очень повезло. Мы можем рассматривать какой-нибудь предмет сразу двумя глазами. Видим его четким и объемным. Зато мы ничего не видим у себя за спиной. Давайте проверим как много мы можем увидеть вокруг. Поднимите руки вперед. Смотрите вперед и разводите руки в стороны сжимая и разжимая кулаки. Следите двумя глазами за руками и остановите руки в тот момент, когда руки исчезнут из вида. А теперь смотрите на правую руку, но закройте правый глаз. Смотрите вправо одним левым глазом. Возвращайте правую руку пока не увидите её левым глазом. Зафиксируем правую руку и посмотрим на лево. Закроем левый глаз и будем смотреть влево правым глазом. Двигаем левую руку пока не увидим её правым глазом. Это все, что может увидеть человек.
Угол зрения: а- заяц, б- лошадь, в- человек
Заяц видит каждым глазом отдельно и видит почти все вокруг не поворачивая головы. Зато у себя под носом он почти не видит. Если зайка хочет рассмотреть, например, морковку, то поворачивается к ней одним боком и смотрит одним глазом. Как будто смотрит искоса. Такое зрение нужно ему что бы вовремя заметить хищников. А у зайца много врагов. А как заметит, то со всех ног наутек!
В. -Как еще зайцы готовятся к зиме?
Ответы детей: Меняют цвет шерсти. Серую шубку на белую.
В. -Давайте проведем эксперимент. Как вы думаете, если заяц не поменяет цвет и останется зимой серым, сложнее ему будет прятаться от хищников? Дети высказывают свои предположения.
Давайте посмотрим.
Познавательно-экспериментальная деятельность. 6
Воспитатель демонстрирует модель маскировки зайца на местности: лист белой бумаги и лист раскрашенный в зеленый и коричневый цвет, имитирующий летнюю растительность. Демонстрируя по очереди фигурки зайца белого цвета и серого, то на фоне белой части модели, то на фоне пестрой, воспитатель показывает маскировку зайца на местности,
В. - Вывод: Маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находиться на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).
В. - Мы много нового узнали о жизни лесных зверей. Что вам понравилось, что нового вы узнали? Ответы детей.
В. - В нашем лесу живет очень много других интересных животных. С ними мы встретимся в следующий раз.
Список литературы:
1. Ланге Н. Н. Психический мир: Избранные психологические труды / под ред. М. Г. Ярошевского. – М. ; Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1996. – С. 255. Цит. по Карелина И. О. «Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований» Прага, «Sociosfera-CZ», 2017
2. Аверина И. Е. «Физминутки и динамические паузы в детском саду» М. : Айрис-Пресс, 2006
3. Аверьянова Ф. В. «Рабочая программа учителя-логопеда» СПб. 2017
4. Рубцов Н. М. Стихотворения М. : Проф-Издат, 2017
5. ИД «Первое сентября» Цифровые технологии в образовании. Журнал «Физика» №3/2005 ISSN 2077-6578
6. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» пособие для работников ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2004
Список рекомендованной литературы:
1. Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», Хрестоматия, СПб. : «Лань», 2007
2. Огороднов Д. Е. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» СПб. : Планета музыки 2020
3. Новиковская О. А. «1001 логопедических упражнений для развития речи для детей от 6месяцев до 7 лет» М. : «Издательство АСТ» 2020
4. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» М. : «Сфера» 2010
5. Комарова Л. А, «Альбом дошкольника. Автоматизация звуков» М. : «Гном» 2019