Елена Минаева
Конспект интегрированной образовательной деятельности. Квест-игра «Возвращение Дюлена» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение знаний детей о малых коренных народах Дальнего Востока.
Задачи:
1. Уточнить представление детей о коренном населении Дальнего Востока, их разновидностях, традиционных занятиях, быте, ведении хозяйства, промысловой деятельности.
2. Закреплять знания о животном мире, климатических условиях Дальнего Востока.
3. Способствовать развитию интереса к сказкам малых коренных народов, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребенка;
4. Упражнять в умении передавать национальный колорит нанайского узора, самостоятельно подбирать цветовую гамму и симметричное расположение деталей орнамента.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности, Квест-игра „Возвращение Дюлена“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
5. Совершенствовать умение демонстрировать сказку как жанр народного фольклора, закрепить знания о сказках коренных народов.
6. Закрепить игровые правила в спортивных играх.
7. Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей детей.
8. Воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.
Оборудование: Указатели с надписями селений коренных народов; карта; шапочки аборигенов, конверты с частями тотема; тотемы-медали; наклейки – кочки, цветы;
Костюмы – зайца, волка, медведя, лисы, мышь;
Проектор, мультимедийная презентация - фрагменты сказок: «Айога», «Белая нерпа», «Как лягушка зелёной стала», «Как змеев победили», «Скрипучая старушка», «Две девушки», «Пудин и лягушка», «Как медведи и бурундук дружить перестали»;
- Элементы орнаментов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки, лист ватмана;
- Предметы быта малых коренных народов (сапоги, кисет, берестяная вазочка, погремушка, кукла) скатерть, стол;
Кроссворд на интерактивной доске;
Оформление развивающей среды: иллюстрации.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Коренные народы Дальнего Востока;
Беседа о коренных народах ДВ;
Рассматривание предметов быта;
Экскурсия в мини музей детского сада;
Просмотр фоторепортажа выставочных залов этнокультурного центра Краеведческого музея города Хабаровска;
Чтение сказок народов ДВ, просмотр слайд-сказок коренных народов;
Подготовка сказки по ролям: «Самый быстроногий».
Содержание игры:
Воспитатель: - Ребята, на почту по интернету пришло письмо-сообщение, в котором сказано, у коренных народов утерян Дюлен – дух хранитель племени, и они обращаются к нам за помощью, чтобы помогли найти его. К сообщению приложена карта, которая указывает, где можно найти Дюлена. - Ребята скажите, а кто такой Дюлен, зачем он нужен аборигенам?
Дети:
- Дюлен, хранитель дома и очага.
- Он оберегает предков и от злых врагов и коварных духов.
Воспитатель: - Давайте решим, что будем делать?
Дети: - Надо обязательно помочь людям.
- Пойти и найти Дюлена.
Воспитатель:- Вы ребята умные, сообразительные, много знаете и умеете. Правильно, что решили помочь людям.
- Скажите, какие коренные народы проживают на Дальнем востоке? Назовите.
Дети: - Нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удыгейцы, эвенки, эвены, ульчи.
Воспитатель: - Коренные народы проживают очень давно издревле, сложна многовековая история их прошлого. Люди аборигены чтят и соблюдают свои обычаи, поэтому надо соблюдать их тоже. - Предлагаю превратиться в аборигенов и отправится в путешествие к коренным народностям для того, чтобы найти тотем оберег Дюлена.
(дети одевают шапочки нанайцев)
Воспитатель: Мы воспользуемся картой. - карта – это путеводитель, который надо внимательно рассмотреть и изучить, определить обозначения.
(рассматривают карту)
- Посмотрим - впереди – поле. Чтобы перейти его надо соблюдать правила, бережного отношения к лесу, перешагивать и не наступать на цветы.
- Мы пришли с вами в селение. Прочитайте, как оно называется. (дети отвечают)
1. СЕЛЕНИЕ УЛЬЧЕЙ (группа)
Воспитатель: - Следуя карте, мы пришли к месту (уголок) «Мы разные, но мы вместе», где указано селение ульчей.
- Народы улечей, как и другие народности, занимаются промысловой деятельностью.
- Назовите, какие виды промысла вы знаете?
Дети: рыболовство, морской звероловный промысел, охота,
- собирательством - дикоросов, кореньев, ягод, оленеводство, земледелие, пчеловодство.
Воспитатель: - Молодцы, вы правильно ответили. Чтобы получить тотем Дюлена в селении ульчей выполним задание, которое для нас приготовлено:
Игра: «Найди предмет» (выбор предметов, используемых коренными народами)
(после игры воспитатель обращает внимание на конверт в этническом уголке, в котором дети находят одну из составляющих частей картинки Дюлена)
Воспитатель: - Посмотрите ребята это не тотем Дюлена, а только одна из частей, надо искать остальные?
- Посмотрим на карту и определим, в каком направлении мы отправимся дальше.
- По карте впереди - лес. В лесу как будем идти? Почему (дети отвечают)
- Да осторожно, не нарушая тишину, шагая тихими шагами, не шуметь.
2. СЕЛЕНИЕ НАНАЙЦЕВ (художественно-творческий центр)
Воспитатель: - Прочитайте указатель, как называется селение? (дети читают и называют)
- Нанайцы занимаются не только промысловой деятельностью, но и разным художественным творчеством. В силу самобытности их культуры были ремесленники, мастера и мастерицы, талантливые и творческие люди.
- Скажите, а какие виды хозяйственного и художественного творчества вы знаете, чем еще занимаются Амурские народы.
Дети отвечают: Вышивка, изделия из бересты, кузнечество, вышивка ковров, изделия из дерева, кости.
Воспитатель: - Для того, чтобы получить следующую часть Дюлена, надо сделать ковер из элементов нанайского узора.
- Какие элементы орнаментов вы знаете, что они обозначают?
Дети: - геометрические, растительные, изображения животных.
- Что обозначают цвета?
Дети: Красный – огонь. Желтый – солнце. Зеленый – растения. Синий – вода.
Воспитатель: - Разложите элементы симметрично, правильно подбирая орнамент, выполните аппликацию все вместе.
Коллективная аппликация «Ковёр»
В: - Красивый получился ковёр. Подарим его нанайскому народу в знак дружбы и уважения.
(после аппликации ковёр вывешивается на доску, воспитатель обращает внимание на конверт, в котором находят еще одну часть картинки тотемного Дюлена.
Воспитатель: Берем часть тотема, смотрим на карту и отправляемся дальше.
- Будем плыть по реке. Приготовили весла, поплыли.
(переходят в музыкальный зал)
- Приплыли. Как называется селение аборигенов?
3. СЕЛЕНИЕ УДЫГЕЙЦЕВ (музыкальный зал)
В:- Коренные народы очень любят искусство. Назовите, какие виды искусства вы знаете?
Дети отвечают: - Поют песни; Играют на музыкальных инструментах; Рассказывают легенды, сказки; Танцуют.
Воспитатель: - Мы с вами превратились в аборигенов, и поэтому предлагаю вам проявить творчество и фантазию. Под музыку вы будете изображать в танце животных, насекомых, птиц. Я называю, а вы изображаете - птица, заяц, лиса, медведь, волк, тигр, белка, лягушка, бурундук, сорока, муха, комар, дикий кот, олень.
Разминка под музыку.
(после разминки воспитатель находит конверт, в котором дети достают часть картинки тотемного Дюлена)
Воспитатель: - Мы собрали 3 части тотема Дюлена, но это еще не все. Посмотрим карту и отправляемся дальше. А пойдем мы с вами через непроходимое болото.
- По кочкам будем передвигаться.
4. СЕЛЕНИЕ ОРОЧИ (студия с интерактивной доской)
Воспитатель: - Поиграем в игру.
Игра: «Это кто такой большой?»
- Я буду говорить медведь, а вы медведище.
- Бурундук (бурундучище);
- Кабан (кабанище);
- Волк (волчище);
- Лиса (лисище);
- Тигр (тигрище);
- Заяц (зайчище);
Воспитатель: В селении орочей нам предстоит заполнить кроссворд на интерактивной доске. Главное слово, находиться по вертикали. А по горизонтали отгадки загадок орочей.
Разгадывание кроссворда
1. Летом ходит без дороги, возле сосен и берёз. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос? (медведь)
2. Благороден он красив, строен и стремителен. А рога, как корона велика. (изюбр)
3. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк)
4. Рыжий маленький зверёк по деревьям прыг да скок. Он живёт не на земле, а на дереве дупле. (белка)
6. На белочку чуть-чуть похож — Спина в полосках, мал, пригож. Полна кладовка, как сундук — Запаслив крошка. (бурундук)
- Вот мы свами вписали слова, прочитайте слово по вертикали.
(дети читают слово)
Воспитатель: - Найдите конверт (дети находят)- Собрано четыре части тотема. Идем дальше. Впереди непроходимая горная местность, которую можно переехать на оленях. Приготовились, поехали.
5. СЕЛЕНИЕ ЭВЕНОВ и ЭВЕНКОВ (спортивный зал игры)
Воспитатель: Народы эвенов и эвенков оленеводы, любят езду на оленях.
- Нам предлагают спортивную игру.
Игра: «Ловля оленей»(«Ловля оленей – 2 группы детей пастухи берутся за руки и стоят полукругом к оленям, олени бегут, по сигналу ЛОВИ! Пастухи ловят в замкнутый круг оленей)
(после игр воспитатель обращает внимание на конверт, в котором находят еще одну из частей картинки тотемного Дюлена)
Воспитатель: - Ребята осталось совсем немного. Смотрим карту и отправляемся дальше. Пройти надо через поляну за мной по тропинке, встаньте друг за другом. Пошли.
6. СЕЛЕНИЕ НЕГИДАЛЬЦЫ (музыкальный зал)
Воспитатель: Народы любят сказывать сказки, в которых добро противостоит злу, раскрываются понятия как смекалка, храбрость, удача, высмеивается глупость и трусость, осуждается эгоизм и жадность.
Игра: «Угадай и назови сказку»
(на проекторе показываются фрагменты сказок: «Айога»,»Белая нерпа», «Как лягушка зелёной стала», «Как змеев победили», «Скрипучая старушка», «Две дувушки», «Пудин и лягушка», «Как медведи и бурундук дружить перестали»).
Воспитатель: - Сказки, которые слагают народы нашего края очень интересные, смешные и веселые. - Ребята, покажите свои таланты, артистичность, умение быть актерами, чтобы порадовать народы и заработать тотем покажем сказку (дети-артисты одевают костюмы).
(после сказки, в конверте находят еще одну из частей картинки Дюлена)
Воспитатель:- Отправляемся дальше в путь, в селение другого народа.
Надо пройти опять через лес, тихо.
- Посмотрите, как называется селение? (дети называют)
7. СЕЛЕНИЕ НИВХИ (группа)
Воспитатель: Народы нивхи любят давать разные задания, поэтому предлагают открыть конверты достать части тотема Дюлена и сложить их.
Игра: "Сложи картинку"
Воспитатель: Этого тотема мы отдадим народам нивхи, который будет передаваться из селения в селение, для того, чтобы Дюлен охранял дом и очаг, оберегал от злых врагов и коварных духов.
- Ребята вам понравилось наше путешествие?
- Что больше всего вам понравилось?
- Посмотрите еще один конверт. Он очень большой.
- Что же там лежит?
(достают карточки с изображением тотема Дюлена)
- Как приятно, Амурские люди приготовили сюрприз и подарили каждому маленького оберега Дюлена. (дети заберают сюрпризные подарки)