наталья хатипова
Конспект НОД в подготовительной группе «Пасха в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по реализации образовательной области «Познание»,»Художественное творчество» в подготовительной группе.
Тема: «Пасха в гости к нам пришла»
исполнитель: воспитатель: Хатипова Н. В.
руководитель изостудии: Бочарова Э. Р.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Пасха в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Цель: познакомить детей с Праздником Пасхи — это праздник прославления Иисуса Христа;
Познание: объяснить содержание праздника православной Пасхи;
рассказать о праздничных традиционных приготовлениях христиан и о праздновании Пасхи;
Коммуникация: способствовать развитию монологической формы речи;
Чтение художественной литературы: совершенствовать развитие художественного восприятия;
Художественное творчество: способствовать развитию детского творчества, расписывая яйца красками с помощью пёрышка, «писанки»(деревянной палочки».) закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца
Музыка: приобщение к искусству музыки через прослушивание: «Пасхальный колокольный звон», «народные хоровые песнопения»;
Социализация: приобщение к традициям русского народа.
Воспитательная: воспитывать интерес к русским обычаям.
Ход НОД:
1 часть: Восп-ль: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!
Собрались мы дружно в круг!
Я-твой друг и ты-мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
А что обычно делают друзья?
Дети: Играют.
В-ль: Вот и мы с вами сегодня будем играть в путешествие. Вы любите путешествовать? А куда мы будем путешествовать, я скажу чуть позже. А пока посмотрите какой за окном хороший солнечный день и здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Слышите (включается аудиозапись звуков природы). Какие чарующие звуки. Для какого времени года характерны такие звуки (дети рассуждают).
В-ль: Совершенно верно. Это весна к нам пришла и тепло принесла, природа пробуждается от зимнего сна. Как вы понимаете выражение «пробуждение природы»(рассуждения детей)
Восп-ль: Весенний воздух свеж и чист
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьёв
Ворону гонит из кустов.
Весна готовит свой парад.
Весь мир весне весёлой рад!
Восп-ль: Весна-это праздник! А какие весенние праздники вы знаете (дети перечисляют). Ребята, весна принесла нам ещё один большой и светлый праздник, который отмечается всегда один раз в год в воскресенье. Догадались?
Дети: Это праздник Пасхи.
В-ль: Совершенно верно. Пасха-самый главный праздник у христиан. День воскрешения Иисуса Христа. Может быть кому-то из вас знакомо это имя-Иисус Христос? Расскажите мне о нём. (дети по желанию рассказывают, детям заранее раздавались на дом небольшие отрывки из жизни Иисуса Христа и они вместе с родителями знакомились).Пасха-это праздник победы добра над злом, праздник в честь воскрешения Иисуса Христа. Поэтому все люди радуются и поздравляют друг друга со словами: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!»
А кто нам прочтёт стихи, посвящённые этому прекрасному дню (дети читают стихи)
Праздник этот добр и светел
Он надежду нам несёт.
Будут счастливы все дети
Да весь честной народ.
Счастье, радость так и льётся
И в народе говорят:
Праздник Пасхою зовётся
Пасха-есть такой обряд!
Из страны далёкой ласточки летят,
Весело щебечут, людям говорят:
«Люди, пробудитесь! К нам весна идёт!
А с весной и Пасха радость нам несёт!»
Колокольным перезвоном
Славят люди праздник тот,
С добрым словом и поклоном
Обнимается народ
«Жив Христос! Христос воскресе!»-
Носит тёплый ветерок.
Праздник Пасхи так чудесен,
Сердцу каждому урок!
В-ль: Молодцы, ребята! Эти замечательные стихи написала Е. Шаламова. Ребята, а у кого из вас, в ваших семьях отмечают этот славный день? Расскажите мне, пожалуйста. (дети рассказывают).
В этот день принято дарить родным и близким пасхальные яйца. Пасхальное яйцо-символ жизни. (показывает блюдо с пасхальными яйцами). Этот праздник очень почитался нашими предками. Кто такие предки? (дети рассуждают). Наши предки, русские люди, всегда отмечали Пасху торжественно и весело, но несколько иначе, чем мы,современные люди. А хотите узнать, как в старину отмечали Пасху?
Дети: Да.
В-ль: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вот это и будет нашим путешествием, о котором я вам говорила в начале занятия. Путешествием во времени. Давайте встанем в круг, возьмёмся крепко за руки. Говорят, на Пасху солнышко играет. Если небо чистое, голубое, значит будет хороший урожай. Давайте позовём солнышко, оно нам поможет оказаться в прошлом. (дети идут по кругу, приговаривая)
Солнышко красно, гори, гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
В небо рыбкой поплыви
Нашу землю оживи!
Всех на свете детушек обогрей, оздорови!
В прошлом оказаться помоги!
(звучит волшебная музыка – затем раздаётся колокольный перезвон-аудиозапись и как фон хороводные песнопения)
2 часть: Воспитатель с детьми переходит на другую половину группы, убранной в силе русской избы. На встречу им выходит Хозяюшка (руководитель изостудии, переодетая в русский народный костюм) с детьми, одетые в русские народные костюмы.
Воспит-ль: Здравствуйте, хозяюшка, детушки малые (кланяются)
Хоз-ка: Здравствуйте, гости дорогие: добры молодцы, красны девицы! Милости просим, проходите. В моём доме всегда гостям рады.
Ребёнок (в русском народном костюме): В эту светлую седмицу
Вас сюда, в свою светлицу,
Рады пригласить, друзья!
Будем мы-одна семья-
Пасху светлую встречать!
Вос-ль: Спасибо за слово ласковое, за приглашение. А как звать-величать Вас, милая хозяюшка?
Хоз-ка: Так бабушкой Ариной меня величают, а это внученьки мои, помощницы да внучок-озорник. А вы кто будете, гости дорогие? С каких краёв прибыли? Одежда на вас больно диковенная.
Вос-ль: Прибыли мы к вам из будущего. Хочется нам узнать, как вы праздник Пасху справляете. Может быть вы нам поможете?
Хоз. : Отчего ж не помочь. Вот, присаживайтесь, будем петь, играть, старину вспоминать.
Ребёнок: Бабушка Арина, а что это за красивый колокольный звон раздаётся?
Хоз. : Так ведь Пасха в дом пришла, дети, вот люди и радуются. Этот колокольный звон называется пасхальным благовестом, что означает «благая весть», Христос Воскрес!
1ребёнок: Колокольный звон церквей
Над Россией раздаётся,
А в канавке всё живей
Ручеёк весёлый вьётся.
Ярче утренний восток, как тепло в весенний праздник!
К свету тянется росток,
Славит радость светлой Пасхи!
2 ребёнок: Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Хоз. Пасха, детушки, самый радостный праздник, самый главный.
Вос-ль: А какие обряды связаны с этим праздником?
Хоз. Так пускай внученьки мои и поведают вам об этом, они всё знают.
Софья: На Пасху готовят такие кушанья, которые в течении года больше не попробуешь: готовят куличи, пасхи, пирожки, запекают окорока, а вот рыбные блюда на стол не ставятся.
Карина:Перед Пасхой в Чистый Четверг в доме прибираются, надевают праздничную одежду, зажигают в доме люстры, лампы, свечи.
Эльвина: Пасха-семейный праздник, но в гости ходили обязательно-христосоваться. Это обычай всеобщего целования, приговаривая: «Христос воскрес! Воистину Воскрес» и одаривали друг друга крашенными яичками.
Настя:В Пасху народ идёт в церковь освящать куличи, а дома остаются малые ребята да старики.
Вос-ль: Как же интересно вы рассказываете, а ведь мы тоже с ребятами немало знаем. Мы вам расскажем о пасхальных приметах. (рассказывают дети)
1. На Пасху бросать и лить нельзя за окно, Христос под окнами ходит.
2. Мороз в первый день Пасхи-к обильному урожаю.
3. А если пойдёт дождь на Пасху-весна дождливой будет.
4. А если красна девица на Пасху локоть ударит, значит её милый вспомнил
Хоз. Ай да умнички, всё верно подмечено. Да что ж мы всё речи-то ведём, прошу, дорогие гости, к столу
Вот у нас куличик-золотая корка!
Крашеных яичек на подносе горка!
Молоко в крынке, пир как в сказке!
Потому что праздник-светлая Пасха!
Хорошо нам вместе да и обед наш весел!
Христос воскрес!
Все: Воистину воскрес!
3 часть.
Вос-ль: Бабушка Арина, какие яички у тебя на столе необычные, красивые, глаз не отвесть. А почему они в травке лежат?
Хоз. : Дорого яичко к Христову дню. Без крашеного яйца нельзя представить себе праздника светлого. А травка молодая-это пробуждение жизни, начало весны. А почему крашеными яйцами одариваем друг друга, знаете?
Дети: Потому что яйцо-символ новой жизни, светлой и чистой.
Хоз. :На праздник Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. А ты что ж,внучек, в сторонке стоишь да помалкиваешь, нечто красных девок стесняешься? А ну- ка пойди сюда да расскажи гостям про наши писанки да крашенки.
Ребёнок (мальчик в русском народном костюме)
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу-
Бабушка яички красит- я ей тоже помогу!
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты крашу писанкой тихонько
Крестик, солнышко, цветы.
Вот «крашенки»-так называются яйца, окрашенные в один цвет, а расписанные узором-«писанки»,расписанные пятнышками-«крапанки», а вот такие яички, на которых узор как будто процарапан называются «Драпанками»
Восп-ль: Ребята, как интересно, правда? Мы, современные люди, тоже храним традицию красить яйца, но делаем это по-другому. Давайте покажем хозяевам современные яички да расскажем. (дети немного рассказывают о том, как оформляют яйца и предлагают вниманию блюдо с нарядными яйцами). Бабушка Арина удивляется, хвалит.
Вос-ль (обращаясь к «современным» детям): А вы хотели бы научиться тоже сами расписывать яйца? Может попросим хозяюшку научить нас?
Хоз. Отчего ж не помочь? Вижу, люди вы хорошие, интересуетесь тем, что сердцу нашему дорого. А помощники мне нужны, ведь яиц накрасить, расписать, ой, как много надо: себе, друзьям, соседям, чтоб никого не обидеть. Ведь когда яйца расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром. Идёмте, гостюшки дорогие, вот в эту светлицу, да засим и начнём.
(рассказ руководителя изостудии о методах, способах раскрашивания, орудиях труда, показ образцов,самостоятельная работа детей)
Хоз. (после завершения работы): А ещё русский народ придумал много игр с крашенками да писанками. Прежде, чем яйцо съесть, нужно с ним поиграть:
Ну-ка, похвалитесь своею сноровкой!
Моё задание очень несложное
Для любого вполне возможное.
Берёшь яйцо, кладёшь в ложку
И пробежишь с ним немножко.
Кто первым пробежал, тот победителем стал!
П/и «Яйцо в ложке»
Вос-ль: С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад катались на каруселях, водили хороводы, играли в народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Никанориха».
Восп-ль: Как же весело и радостно мы провели время, правда, ребята?Сколько нового узнали, спасибо вам, Бабушка Арина, детушки.
Хоз. Да не за что, наздоровьичко! А что вам больше запомнилось у меня в гостях?
Вос-ль: О чём в первую очередь вам захочется рассказать родителям? Правда красивый русский праздник (дети делятся впечатлениями, рассказывают об услышанном и увиденном).
Восп-ль: Люди, озарённые праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи всё станет лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее!
(В конце занятия праздничное чаепиие).