Елена Логинова
Конспект интегрированной НОД «Птицы вокруг нас» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Углубить и расширить знания детей о птицах нашего региона.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах, их строении.
Уточнить и активизировать словарь по теме (перелётные, зимующие, голубятня, почтовые голуби, баснописец, памятник, мундир, петлицы, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
Учить детей мастерить грачей из бумаги в технике оригами.
Познакомить детей с изображениями птиц в городской скульптуре Санкт-Петербурга
(памятник Чижику-Пыжику, памятник И. А. Крылову)
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Птицы вокруг нас“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
Развивать зрительное внимание и восприятие, память.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества в парах, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Воспитывать заботливое отношение и желание помогать птицам в зимний период.
Материал:
Изображения перелетных и зимующих птиц, эмблемы с птицами, карточки с изображением солнца(3) и снежинки(3, фото памятников с изображением птиц, бумага для оригами.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение и заучивание наизусть стихов, чтение рассказов о птицах, создание и развитие мини-музея «Планета птиц».
Ход НОД:
(Дети с воспитателем входят в украшенный птицами зал, звучит птичий щебет)
Воспитатель: Ребята, мы попали в необычный мир - мир птиц. Давайте оглянемся, как много вокруг нас птиц. И мы сейчас превратимся в птиц (детям раздаю эмблемы птиц).
Птички! Расскажите о себе (используются мнемотаблицы).
Воспитатель:
Сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»
Правила таковы, если я называю не птицу, то вы хлопаете в ладоши.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(дети хлопают)
Воспитатель: начинаем снова…
Прилетели птицы :
Голуби, куницы.
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – сплюшки…
(дети хлопают)
Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, а в какое время года птиц больше?
Дети: летом.
Воспитатель: А куда они деваются зимой?
Дети: Улетают в тёплые края?
Воспитатель: А как называют таких птиц?
Дети: перелётные.
Воспитатель: А почему же они улетают?
Дети: Осенью солнце греет мало, становится прохладно, пищи становится меньше.
Воспитатель: Правильно. Зернышек нет, вода замерзает. А каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: гусь, утка, журавль, ласточка, грач, скворец, кукушка, соловей.
Воспитатель: А как называют тех птиц, которые остаются с нами и тех, которые прилетают к нам на зиму?
Дети: зимующие.
Воспитатель: Чем же питаются эти птички?
Дети: ягодами рябины, сухими семенами.
Воспитатель: Молодцы, но ведь не всем птицам вдоволь хватает корма, что же тогда?
Дети: их подкармливают люди.
Воспитатель: А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: воробей, синица, голуби, снегирь, ворона, чайка.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам выбрать себе пару и поиграть в игру «Где зимуют птицы?» (дети группируются попарно и выбирают символ, где нарисованы солнышко или снежинка)
У вас в руках символы, которые означают, как вы думаете что?
Дети: перелётные и зимующие птицы.
Воспитатель: Ваша задача договориться друг с другом, какая птичка подходит к вашему символу (проверяется задание).
А теперь подумайте, какая вы птица перелётная или зимующая, найдите в помещении картинки с изображением солнышка или снежинки, встаньте соответственно.
(дети анализируют друг друга, воспитатель помогает, если дети не справятся)
Воспитатель: Ребята, кто может рассказать стихотворение о птице на своей эмблеме? (дети читают стихи).
1. Я – проворная синица,
Мне на месте не сидится,
Я мороза не боюсь,
Вместе с солнышком проснусь.
Загляну в твоё окошко,
Дай мне зёрнышек немножко.
Твоя помощь мне нужна,
Мне бы сала и зерна.
За добро благодарю:
Тебе песенку дарю.
2. Я – воробушек обычный,
К русской зимушке привычный,
Хоть свирепы холода,
Мне метели не беда,
Если ты кладёшь в кормушку
Хлеба вкусного краюшку.
Птицам крошек не жалей,
Станет другом воробей.
3. Я – большой и важный грач,
Для садов, деревьев – врач.
Собираю червяков
И вредителей – жуков,
Обхожу весь огород,
Но лишь осень подойдёт,
В теплый край я улечу,
В зиму холодно грачу.
4. Я – умнейшая ворона,
Мне бы царство и корону.
Хоть живу в своём гнезде,
Но бываю я везде.
Наблюдаю за людьми,
Их домами, их детьми.
Пусть считают любопытной,
Но найду кусочек сытный
Или попросту стащу,
Своих деток угощу!
Не расстанусь я с тобой
Даже лютою зимой!
5. Я – самая мирная птица,
Я сизый простой голубок!
Привык рядом с вами селиться,
Мне нравится ваш городок.
Прошу вас со мной поделиться,
Немного мне надо еды,
От вьюг на чердак бы укрыться,
Спасите меня от беды!
6. Улетают уточки
С тёплого болота,
Не боясь ни чуточки
Дальнего полёта.
Уточки-красавицы
Не выносят вьюгу,
Облаков касаются,
Улетая к югу.
7. Свил гнездо на крыше аист,
Люди птицам улыбались.
Если аист свил гнездо –
Значит, дому повезло.
К югу аист улетит,
Гонит птицу аппетит.
Он зовё т свою подружку:
«Там тепло и есть лягушки!»
8. Мы зовёмся «снегири»!
Наши грудки – цвет зари!
Прилетаем мы зимой,
Мы не любим летний зной.
Нам морозы не беда,
Семена для нас еда.
Есть полынь, рябина, клён,
Подорожник, вкусный лён.
Мы на месте не сидим,
А летаем и едим!
9. Я всем давно знакома.
Соседи мы с тобой.
Я – галка, не ворона.
Я хороша собой.
Привычен зимний холод
Для птицы городской,
Но страшен птице голод
Без помощи людской.
Воспитатель:
(воспитатель держит в руках изображение журавля)
Я – журавлик длинноногий,
Нас осталось так немного.
Мы не любим города,
Мы – где чистая вода,
Где озёра и лягушки,
Где зелёные опушки.
К югу улетаем мы
От мороза, от зимы.
Ребята, а скажите, каких птиц в городе больше всего?
Дети: голубей.
Воспитатель: и неспроста, в нашем городе Санкт-Петербурге раньше почти на каждом доме была голубятня, а во время войны существовали почтовые голуби, переносящие важные послания.
Город Санкт-Петербург является морской столицей России, а где рядом море, там слышен крик чаек. Вы замечали бело-серых птиц плавающих по рекам и каналам города? Это и есть чайки!
В Летнем саду есть памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и скульптор поместил на постаменте много разных животных, среди них есть ворона. (Показать фото памятника).
Слышали ли вы про самый маленький памятник в городе, памятник Чижику-Пыжику? А где он находится? Он находится на Фонтанке, неподалеку от Летнего сада. Недалеко от памятника было военное училище, студенты которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами и пыжиковые шапки. Согласно петербургской легенде, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками». Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть монеткой в постамент, на котором стоит Чижик-Пыжик, то желание обязательно сбудется.
Видите, как много птиц в нашем городе, понаблюдайте, когда гуляете с родителями.
А теперь немножко разомнёмся, вставайте.
ФИЗМИНУТКА. /загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,
Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка
Эта птичка – воробей, Серенькое перышко.
Эта птичка – совушка, Эта – зяблик,
Сонная головушка. Эта – стриж,
Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. /руки за спину/
А сейчас я предлагаю вам сесть за столы. Я научу вас делать птицу из бумаги в технике оригами. Перед вами расположены схемы - пооперационные карты, при помощи которых мы будем работать.
Объяснение и показ действий. Индивидуальный показ. Самостоятельная работа детей.
Сюрприз для детей – кормушка для птиц из коробок от йогурта.
Оцениваю работу детей