Юлия Зорина
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Кукла-пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области :
Художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Тип: интегративный.
Возраст детей – старшая группа (5-6 лет).
Форма организации: подгрупповая.
Цель: Формировать у детей представление о народной игрушке, традициях, обычаях Донского казачества.
Задачи:
Образовательные :
-расширить знания детей о народной игрушке - тряпичной кукле;
Публикация «Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Кукла-пеленашка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
-развивать через создание кукол оберегов;
-закрепить умение скатывать ткань рулончиком для изготовления куклы – пеленашки;
- учить работать с тканью: скручивать, завязывать.
-обогащать словарный запас детей новыми словами;
-расширить словарный запас (оберег, пеленашка).
Развивающие:
-развивать мелкую моторику.
-развивать у детей творческие способности, воображение, через создание кукол – оберегов.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность и усидчивость.
-воспитывать интерес к истории Донского казачества, любознательность.
Словарная работа:
Юшка, коромысло, махотка, кулеш, затирка, «кукла-пеленашка», груба, чугунок, курень.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций о происхождении тряпичной куклы.
-совместное изготовление с детьми куклы из ткани.
-сюжетно-ролевая игры «Семья».
-заучивание потешек, игра «У Василки, у казаченьки».
-заучивание пословиц о казаках и казачьем укладе жизни.
Оборудование:
Тряпичные куклы, лоскутки ткани, разноцветные клубки ниток, обереги «Неразлучники», «Масленица», «Спиридон – солнцеворот», «Кувадка»,
«Десятиручка», «Пеленашка», «Крупеничка».
Методические приемы:
Создание игровой ситуации, художественное слово, физкультминутка, помощь воспитателя: вопросы, показ, поощрение, показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы воспитателя и ответы детей, объяснение, показ изготовления куклы, пение.
Ход:
Вводная часть
Организационный момент.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?
Дети: Здравствуйте, добро пожаловать.
Как много добрых и хороших слов вы сказали, давайте улыбнёмся нашим гостям, а в ответ посмотрите и гости улыбнулись.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, куда вы думаете, куда мы с вами попали? Мы с вами попали в казачью станицу, ой, а перед нами стоит казачий дом, как он называется?
Дети: Курень.
Воспитатель: Правильно, «Курень» - значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Воспитатель: А вы бы хотели увидеть, как жили казаки?
Дети: ответы.
Звучит музыка, выходит казачка.
Основная часть
1 этап:
Воспитатель: Я донская казачка – Аксинья. Милости прошу в мою горницу.
Проходите не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Дорогим гостям всегда рада и для каждого ласковое слово найдется:
Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладки яблочки в саду.
Воспитатель: Я хозяюшка горницы и расскажу, что такое горница? Это самая большая и просторная комната, в которой собиралась большая казачья семья, а в ваших домах есть комната, где собирается вся семья? Чем вы там занимаетесь?
Дети: Ответы.
Воспитатель: А в моей горнице я предлагаю вам поиграть со мной в игру «загадушка». И обратите внимание на предметы, расположенные в моей горнице, которые и будут ответами к моей загадке.
1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Дети: Печка.
Воспитатель: Подойди, покажи (имя ребёнка). Верно, а по казачьи - это груба. А для чего нужна груба?
Дети: готовить, греться.
Воспитатель: Верно, ребятушки. Груба моя и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А вы знаете, какие любимые блюда у казаков? Юшка- уха, затирка-суп, кулеш-каша, узвар - компот из сухофруктов, лакшина -лапша, хлеб, пироги.
Воспитатель: А какую вкусную юшку, да затирку можно сварить в грубе. А в чем я варю, вы узнаете, если загадку отгадаете.
2. У грубы стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен
В нем сготовить можно ужин.
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Правильно чугунок. Он крепкий, отлитый из чугуна. Его смело можно ставить в грубу. Я в нем и кулеш варю, и картошку пеку. А ваши мамы, в чем готовят?
Дети: В кастрюле.
А следующая загадушка:
3. Стоит на столе толстячок,
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
Дети: Самовар.
Воспитатель: А какой чай заваривают ваши мамы дома?
Дети: Зеленый, черный, калмыцкий.
Воспитатель: А казаки хранят в куренях ароматную траву донских степей. Из нее – то и заваривают чай. Это степной чабрец, душица, мята.
Воспитатель: Не хотите ль поиграть. Свою удаль показать?
Дети: ответы.
Давайте с вами поиграем в старинную казачью игру, она называется «У Василки, у казаченьки».
2 этап:
Под музыкальное сопровождение дети идут хороводом, казак в кругу дети показывают движения соответствующие тексту игры. По окончанию слов казак танцует, а остальные дети повторяют за ним движения, казак выбирает лучшего танцора.
У Василки, у казаченка
Жили в сарайчике
Семь сыновей-все без бровей
С такими ушами
С такими носами
С такой головой
С такой бородой
Ничего не ели
Ничего не пили
Целый день сидели
На него глядели
3 этап:
Воспитатель: Ребята у казаков все дела по дому делала казачка, и еду готовила, и воду приносила из колодца и детей воспитывала, и одежду шила, и в поле работала, и что бы работа у нее ладилась и получалась делала она себе помощников. Они в делах помогали дом и семью оберегали, назывались они куклы - обереги, они делались безликими.
- Вот кукла Неразлучники дарилась она на день свадьбы.
- А это кукла Спиридон – солнцеворот. Эту куклу всегда ставили в рабочий угол, она является оберегом всех мастеровых и всех кто работает руками, заметьте у него на руках золотые рукавицы, отсюда пошло название «золотые руки»
- Кукла Крупеничка – эта кукла обязательно наполнялась зерном пшеницы или зерном разных сортов, чтобы урожай был на все культуры. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой.
- А эта кукла, как её можно назвать? (ответы детей). Эта кукла помощница в хозяйстве.
- Вот кукла Пеленашка эту куклу делали, когда рождался ребенок, считалось что если положить в люльку, такую куклу она будет оберегать его от злых духов.
4 этап:
Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться делать обереги для своего дома, как это раньше делали казачки?
Дети: Ответы.
- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая
ладошку и вновь поднимаем.
Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в
Сторону — слева направо обратно.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и
Сжимаем пальцы в кулачки.
-Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Воспитатель:
- Подходите ко мне, к этому столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.
Объяснение работы, практическая часть:
- Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)
- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем-
получается головка.
- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
- Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
- Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
- У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
- А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?
(скрутить лоскут ткани)
- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)
- Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)
- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому нибудь малышу как оберег.
5 этап:
Подведение итога образовательной деятельности :
По окончании работы дети показывают своих кукол и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:
- Как зовут твою куклу?
- Ты будешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?
А в старину казачата играли и пели казачьи колыбельные. Давайте и мы споём для наших куколок.
Воспитатель группы : Ну что ж нам пора возвращаться в детский сад, вам понравилось в гостях у казачки Аксиньи? А как называется самая большая комната в курене?
Дети: Горница.
- Что вы узнали здесь нового, интересного?
- Чему вы научились?
Аксинья: А куклы сделанные своими руками, останутся у вас в память о нашей встрече.
До новых встреч!
Литература:
- М. П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920»
- Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
- Альбом, худ. А. Г. Нечаева «История костюма в истории Донского края»
Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Л. А. Платохина региональная программа «Родники Дона»
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».