Приложение МААМ

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Кукла-пеленашка»

Юлия Зорина
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Кукла-пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области :

Художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.

Тип: интегративный.

Возраст детей – старшая группа (5-6 лет).

Форма организации: подгрупповая.

Цель: Формировать у детей представление о народной игрушке, традициях, обычаях Донского казачества.

Задачи:

Образовательные :

-расширить знания детей о народной игрушке - тряпичной кукле;

Публикация «Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Кукла-пеленашка“» размещена в разделах

-развивать через создание кукол оберегов;

-закрепить умение скатывать ткань рулончиком для изготовления куклы – пеленашки;

- учить работать с тканью: скручивать, завязывать.

-обогащать словарный запас детей новыми словами;

-расширить словарный запас (оберег, пеленашка).

Развивающие:

-развивать мелкую моторику.

-развивать у детей творческие способности, воображение, через создание кукол – оберегов.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность и усидчивость.

-воспитывать интерес к истории Донского казачества, любознательность.

Словарная работа:

Юшка, коромысло, махотка, кулеш, затирка, «кукла-пеленашка», груба, чугунок, курень.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций о происхождении тряпичной куклы.

-совместное изготовление с детьми куклы из ткани.

-сюжетно-ролевая игры «Семья».

-заучивание потешек, игра «У Василки, у казаченьки».

-заучивание пословиц о казаках и казачьем укладе жизни.

Оборудование:

Тряпичные куклы, лоскутки ткани, разноцветные клубки ниток, обереги «Неразлучники», «Масленица», «Спиридон – солнцеворот», «Кувадка»,

«Десятиручка», «Пеленашка», «Крупеничка».

Методические приемы:

Создание игровой ситуации, художественное слово, физкультминутка, помощь воспитателя: вопросы, показ, поощрение, показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы воспитателя и ответы детей, объяснение, показ изготовления куклы, пение.

Ход:

Вводная часть

Организационный момент.

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Дети: Здравствуйте, добро пожаловать.

Как много добрых и хороших слов вы сказали, давайте улыбнёмся нашим гостям, а в ответ посмотрите и гости улыбнулись.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, куда вы думаете, куда мы с вами попали? Мы с вами попали в казачью станицу, ой, а перед нами стоит казачий дом, как он называется?

Дети: Курень.

Воспитатель: Правильно, «Курень» - значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: А вы бы хотели увидеть, как жили казаки?

Дети: ответы.

Звучит музыка, выходит казачка.

Основная часть

1 этап:

Воспитатель: Я донская казачка – Аксинья. Милости прошу в мою горницу.

Проходите не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Дорогим гостям всегда рада и для каждого ласковое слово найдется:

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду,

Сладки яблочки в саду.

Воспитатель: Я хозяюшка горницы и расскажу, что такое горница? Это самая большая и просторная комната, в которой собиралась большая казачья семья, а в ваших домах есть комната, где собирается вся семья? Чем вы там занимаетесь?

Дети: Ответы.

Воспитатель: А в моей горнице я предлагаю вам поиграть со мной в игру «загадушка». И обратите внимание на предметы, расположенные в моей горнице, которые и будут ответами к моей загадке.

1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Дети: Печка.

Воспитатель: Подойди, покажи (имя ребёнка). Верно, а по казачьи - это груба. А для чего нужна груба?

Дети: готовить, греться.

Воспитатель: Верно, ребятушки. Груба моя и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А вы знаете, какие любимые блюда у казаков? Юшка- уха, затирка-суп, кулеш-каша, узвар - компот из сухофруктов, лакшина -лапша, хлеб, пироги.

Воспитатель: А какую вкусную юшку, да затирку можно сварить в грубе. А в чем я варю, вы узнаете, если загадку отгадаете.

2. У грубы стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен

В нем сготовить можно ужин.

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Правильно чугунок. Он крепкий, отлитый из чугуна. Его смело можно ставить в грубу. Я в нем и кулеш варю, и картошку пеку. А ваши мамы, в чем готовят?

Дети: В кастрюле.

А следующая загадушка:

3. Стоит на столе толстячок,

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

Дети: Самовар.

Воспитатель: А какой чай заваривают ваши мамы дома?

Дети: Зеленый, черный, калмыцкий.

Воспитатель: А казаки хранят в куренях ароматную траву донских степей. Из нее – то и заваривают чай. Это степной чабрец, душица, мята.

Воспитатель: Не хотите ль поиграть. Свою удаль показать?

Дети: ответы.

Давайте с вами поиграем в старинную казачью игру, она называется «У Василки, у казаченьки».

2 этап:

Под музыкальное сопровождение дети идут хороводом, казак в кругу дети показывают движения соответствующие тексту игры. По окончанию слов казак танцует, а остальные дети повторяют за ним движения, казак выбирает лучшего танцора.

У Василки, у казаченка

Жили в сарайчике

Семь сыновей-все без бровей

С такими ушами

С такими носами

С такой головой

С такой бородой

Ничего не ели

Ничего не пили

Целый день сидели

На него глядели

3 этап:

Воспитатель: Ребята у казаков все дела по дому делала казачка, и еду готовила, и воду приносила из колодца и детей воспитывала, и одежду шила, и в поле работала, и что бы работа у нее ладилась и получалась делала она себе помощников. Они в делах помогали дом и семью оберегали, назывались они куклы - обереги, они делались безликими.

- Вот кукла Неразлучники дарилась она на день свадьбы.

- А это кукла Спиридон – солнцеворот. Эту куклу всегда ставили в рабочий угол, она является оберегом всех мастеровых и всех кто работает руками, заметьте у него на руках золотые рукавицы, отсюда пошло название «золотые руки»

- Кукла Крупеничка – эта кукла обязательно наполнялась зерном пшеницы или зерном разных сортов, чтобы урожай был на все культуры. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой.

- А эта кукла, как её можно назвать? (ответы детей). Эта кукла помощница в хозяйстве.

- Вот кукла Пеленашка эту куклу делали, когда рождался ребенок, считалось что если положить в люльку, такую куклу она будет оберегать его от злых духов.

4 этап:

Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться делать обереги для своего дома, как это раньше делали казачки?

Дети: Ответы.

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая

ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в

Сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и

Сжимаем пальцы в кулачки.

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Воспитатель:

- Подходите ко мне, к этому столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.

Объяснение работы, практическая часть:

- Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем-

получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

- Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

- Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

- А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

(скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

- Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому нибудь малышу как оберег.

5 этап:

Подведение итога образовательной деятельности :

По окончании работы дети показывают своих кукол и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:

- Как зовут твою куклу?

- Ты будешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

А в старину казачата играли и пели казачьи колыбельные. Давайте и мы споём для наших куколок.

Воспитатель группы : Ну что ж нам пора возвращаться в детский сад, вам понравилось в гостях у казачки Аксиньи? А как называется самая большая комната в курене?

Дети: Горница.

- Что вы узнали здесь нового, интересного?

- Чему вы научились?

Аксинья: А куклы сделанные своими руками, останутся у вас в память о нашей встрече.

До новых встреч!

Литература:

- М. П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920»

- Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

- Альбом, худ. А. Г. Нечаева «История костюма в истории Донского края»

Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Л. А. Платохина региональная программа «Родники Дона»

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подснежники»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подснежники» Тема: «Подснежники»Задачи: Образовательные: -учить определять характерные признаки весны; -учить детей изготавливать цветы из бросового.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки» Интеграция образовательных областей: «Познание (формирование целостной картины мира)», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Кукла-пеленашка»
Опубликовано: 11 мая 2015 в 22:08
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Кукла-пеленашка»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зорина (УИ 334083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД