Дарья Баскаль
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Поздняя осень»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Цель: Формирование увлечения к природным явлениям, а также углубление знаний и понимания детей о природных изменениях осенью.
Программное содержание
Образовательные задачи:
• Собрать и упорядочить представления детей об осеннем времени года;
• Увеличить активность словарного запаса по теме "Осень";
• Содействовать улучшению грамматической структуры речи.
Развивающие задачи:
• Формировать навыки последовательного изложений мыслей, улучшать память, развивать когнитивные способности, а также мелкую и общую моторику.
• Продолжать обучать детей живописи с помощью кисти.
• Сформировать увлечение к передаче своих впечатлений и образов о природе при помощи рисования.
Воспитательные задачи:
• Развивать умения работы в команде, понимая друг друга и доброжелательного общения.
• Воспитывать чувство любви к природе.
Предварительная работа:
• Исследование осеннего преображения природы.
• Создание изделий в сотрудничестве с ролителями.
• Организация мероприятия, посвященного осеннему сезону.
Словарная работа: «золотая» осень, ранняя осень, поздняя осень.
Материалы и оборудование:
• иллюстрации по теме «Осень»,
• оборудование для рисования,
• листочки деревьев,
• картинки с изображением ранней и поздней осени;
• ватман с изображением дерева, листья разного цвета из цветной бумаги и клей.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но куда мы отправимся? Вы отгадаете?
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят:
«Это.» (осень)
Дети: Осень.
Воспитатель: Отлично, мы идем в гости к осени! Выберите цветной листочек и прикрепите его на дерево слева (используем листочки из цветной бумаги и клей).
Вот какое чудесное дерево у нас получилось: на нем оранжевые, красные, желтые и зеленые листья. Когда мы наблюдали такие деревья?
Дети: В начале осени.
Воспитатель: Итак, в путь!
Сейчас я немного почитаю вам стихотворение Натали Самоний.
«Листопадная примета»
Листик жёлтый, листик алый,
Листик рыже-золотой.
День короче мал-помалу –
Скоро встретимся с зимой.
Лист зелёный, лист бордовый,
Лист коричневый кружит.
Лишь осыплется вишнёвый –
Вмиг мороз наворожит:
Станут лужи, как гранит.
Воспитатель: Какой сезон описывается в стихах?
Дети: Осень.
Воспитатель: По каким признакам вы заметили, что это осень?
Дети: Деревья разноцветные, листья падают, дни стали холоднее, день короче.
Скажите, ребята, какая сейчас осень: ранняя или поздняя?
Дети: Поздняя.
Воспитатель: Верно, молодцы! Давайте поиграем.
Игра: «Да или нет» (дайте верный ответ)
Осенью цветы цветут? (нет) А какая осень: ранняя или поздняя, когда цветы не растут? (Поздняя)
Осенью появляются грибы? (да)
Солнышко прячется за тучами? (да)
Холодный ветер дует? (да)
Туманы ходят по осени? (да)
А птицы строят гнезда? (нет)
Божьи коровки прилетают? (нет)
Урожай собирают? (да)
Птичьи стаи улетают южным путем? (да)
Дождь идет часто? (да)
Достаем ли резиновые сапоги? (да)
Можно ли детям загорать? (нет)
Так что же нужно делать?
Надевать куртки и шапки? (да)
Отлично, вы хорошо знаете осенние приметы. Продолжаем разговор.
Воспитатель: Осень — это удивительное время, поэтому поэты сочиняют стихи, композиторы создают музыку, а художники рисуют великолепные картины.
Воспитатель: Дождь по улице идёт….
Дождь по улице идёт,
мокрая дорога,
много капель на стекле,
а тепла немного.
Как осенние грибы,
зонтики мы носим,
потому что на дворе наступила осень.
Игровое задание «Определи пору осени».
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите какая пора осени?
Воспитатель: Отличная работа, ребята! Вы верно указали, где начинается золотая осень, а где уже наступает поздняя.
Воспитатель: Мы провели время в осеннем лесу. Теперь настало время вернуться в наш детский сад!
У нас неожиданный сюрприз.
Воспитатель: ребята, пока мы путешествовали, к нам пришло письмо от Кукушки. Давайте его прочтем!
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я чувствую себя грустно, так как очень скучаю по лесу, где родилась. Я отправилась в теплые страны, но все-таки мне так хочется увидеть свой любимый лес! Как он выглядит сейчас? На поляне в лесу, где я когда-то жила, было много деревьев. Ребята, пожалуйста, нарисуйте мне мой лес».
Воспитатель: Какое печальное послание! Давайте обрадуем Кукушку и создадим для нее рисунок родного леса, а после отправим наши работы в письме в теплые края. Мы же были в осеннем лесу, поэтому сможем изобразить осенние пейзажи! Подходите к столикам, все уже приготовлено для вас.
Воспитатель: Поделитесь, каким образом можно изобразить деревья?
Дети: Пальчиками, с помощью ватных палочек, кистей, карандашей и фломастеров.
Воспитатель: Верно, ребята, сегодня мы займёмся рисованием с помощью кисточки.
Дети создают изображения стволов и веток деревьев.
После этого педагог предлагает ученикам изобразить упавшую листву и грунт под деревьями, а также задуматься о том, какого оттенка будет эта листва.
Затем организуется выставка творческих работ, а позже рисунки помещаются в конверт для Кукушки, которая улетела в теплые края.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Дорогие ребята, как вам сегодняшняя прогулка в осеннем лесу? Что именно вам понравилось больше всего? Что запомнилось? (Ответы детей)
Помните, в начале нашей встречи мы приклеивали листочки? Правая сторона дерева у нас иллюстрирует то, каким оно было в начале осени, а что же мы наблюдаем на левой стороне? Это уже дерево поздней осенью. Давайте возьмем еще по листочку и приклеим их к основанию дерева – вся лиственная масса иссохла и опала.