Ефанова Лариса Леонидовна
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «XIX век приглашает»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ - САД №4 «ЖЕМЧУЖИНА»»
«XIX век приглашает»
Подготовила Ефанова Л. Л.
воспитатель
высшей квалификационной категории.
Луганск, 2023
Тема: «XIX век приглашает»
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „XIX век приглашает“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Вид занятия : интегрированное.
Цель: ознакомление дошкольников с атмосферой 19 века с помощью картин известных художников: С. Жуковского, Б. Кустодиева, П. Кончаловского, Н. Богданова-Бельского, В. Паленова.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей «читать» картины: определять композицию картины, изобразительные средства, колорит.
Закрепить умение определять жанр картины: портрет, натюрморт, пейзаж, морской пейзаж.
Познакомить дошкольников с новым видом жанра – интерьерная живопись : картина С. Жуковского «Радостный май», жанровой живописью – Б. Кустодиев «Утро».
Дать начальные представления о предметах быта, одежды того времени, а также познакомить с лексикой, со словами – архаизмами.
Познакомить с историей создания Третьяковской галереи, закрепить знание о создании Луганского художественного музея.
Вызвать эмоциональный отклик на картины Д. Белюкина «Бал», «Бал в Московском дворянском собрании», использовать такой прием в музейной педагогике, как «оживление» картин. Прививать любовь к музыкальным произведениям И. Штрауса и танцевальному искусству.
Развивающие:
продолжать формировать умение отвечать полными предложениями, используя речи сравнения, эпитеты. Развивать умение правильно формулировать свои мысли, а также развивать речевую инициативу и самостоятельность.
Формировать у детей художественный вкус, интерес к искусству живописи, интерес к прошлому.
Развивать воображение, логическое мышление, умение отвечать на вопросы поискового характера.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, внимание, сосредоточенность, интерес к произведениям живописи, желание любоваться ими, высказывать личные оценки и суждения Материал и оборудование:
Репродукции:
«Автопортрет» В. Васнев,» Портрет П. Третьякова» И. Репина, Н. Богданов – Бельский «Ученицы», «Устный счет» П. Кончаловский «Катенька», «Окно поэта», Д. Белюкин «Бал в Московском дворянском собрании», О. Нестерчук «Натюрморт с самоваром», И. Хруцкий «Натюрморт», В. Поленов «Московский дворик»
Аудиозапись: И. Штраус «Вальс»
Ф. Шопен «Мазурка»
П. Чайковский «Сентиментальный вальс»
Мультимедийная установка.
Предварительная работа.
Чтение книг о художниках, рассматривание репродукций картин под общим названием «В мастерской художника», создание в группе альбома – репродукции известных художников.
Дидактические игры изобразительного содержания «Окошечко» (определить характер героя по глазам, «Оживление» картины (портрет, пейзаж, Составление натюрмортов с помощью различных предметов, рассматривание художественных энциклопедий и календарей, Организация выставки картин художников XIX века в мини – музее группы.
Литература:
А. Н. Морозова, О. В. Мельникова «Музейная педагогика» Москва 2006
Франсуаза Барб – Галль «Как говорить с детьми об искусстве» Санкт – Петербург 2007
В. Лебедева «Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество» Москва «Детская литература» 1984
Е. Каменева «О чем рассказали яблоки» Москва 1986
Н. И. Бедник «Цветы на подносе» Ленинград 1986
И. Смольников «Рассказ о художнике Валентине Александровиче Серове и его картинах» Москва 1989
Л. Кудрявцева «Себя как в зеркале вижу…» Москва 1986
Тема занятия : XIX век приглашает.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный день; мы совершим путешествие в прошлое, т. е. вернемся в прошлое время. Но сначала надо выяснить, что же называется прошлым, настоящим и будущим временем.
Ответы детей.
Воспитатель: А на чем можно путешествовать?
Ответы детей: на машине, поезде, корабле, самолете, автобусе и т. д.
Автостопом
Воспитатель: ребята, скажите, как люди узнают о том, что было раньше, в прежние времена? С помощью чего?
Ответы детей: из книг, из сказок, из кинофильмов. Из рассказов взрослых, с помощью интернета, рассматривая фотографии и т. д.
Воспитатель: А с помощью картин различных художников можно побывать в прошлом, как вы думаете?
Ответы детей: да, можно!
Воспитатель: А где же находятся картины, написанные художниками? Где можно с ними познакомиться?
Ответы детей: в музеях, на выставках.
Воспитатель: Давайте подойдем к нашей импровизированной выставке, на которой размещены фотографии различных музеев.
(на стене фотографии музеев)
Вот это- музей в Испании, Прадо. Он находится в Мадриде. А этот музей находится в Париже, называется Лувр. Следующий музей - Национальный музей в Лондоне. А вот этот музей находится в городе Москве. Называется он – Государственная Третьяковская галерея.
Воспитатель: ребята, а что это за музей? Посмотрите внимательно. Не узнаете?
Дети: это Луганский художественный музей.
Воспитатель: Правильно, ребята. А о том, что мы бывали не раз в нашем музее, говорят вот эти фотографии (фотографии, на которых дети находятся на ступенях Луганского художественного музея).
А вот рядом, посмотрите на фотографию, на которой изображен наш музей 92 года назад. Это старое здание музея, которое размещалось в доме промышленников Вендеровичей на улице Почтовой.
А вот картины, которые находятся в нашем музее: «Натюрморт» Н. Богданова-Бельского, «Осень в Павловском» И. Шишкина, «У берегов Ялты» И. Айвазовского.
Воспитатель: ребята, мы уже привыкли к тому, что картины находятся в музеях.
Но музеи были не всегда. Еще каких-нибудь 120 лет назад не было ни одного доступного народу музея. Очень многие богатые люди любили искусство, но произведения русских живописцев держали у себя дома под семью замками.
В те времена в Москве жил купец, который на весь мир прославился своей бескорыстной любовью к изобразительному искусству (показать портрет П. Третьякова, написанный И. Репиным). Звали его Павел Михайлович Третьяков. Он был молчаливым, тихим и сдержанным человеком. Он очень близко знал многих талантливых художников того времени и покупал у них понравившиеся ему картины.
В скором времени у Третьякова собралась очень большая коллекция картин русских художников. И он решил построить в Москве музей, настоящий большой и удобный дом для картин. А помог ему в этом художник В. Васнецов (показать автопортрет В. Васнецова, который придумал создать музей в виде сказочного терема. Только окна в этом тереме расположены на крыше (рассматривание иллюстрации Третьяковской галереи). Это сделано для того, чтобы прямые солнечные лучи не могли попасть на картины. Ведь известно, что от солнца картины портятся, трескаются, выгорают.
Вот так, благодаря купцу П. М. Третьякову, в России появился замечательный музей, названный в честь своего создателя Третьяковской галереей. И все это время миллионы людей из России и всего мира с большим интересом и удовольствием посещают этот музей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие черты характера позволили Третьякову создать музей? Каким он бы человеком?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну, а теперь пришло время отправиться в прошлое. Для того, чтобы попасть в прежние времена, мы должны вспомнить слова, которыми люди пользовались раньше. Они будут нашими помощниками в путешествии. Я называю слово, которым мы пользуемся сейчас, а вы к нему подберете слово, которое употребляли раньше.
Электрическая лампа- свеча,
Светильник- подсвечник,
Машина-карета,
Ручка- перо,
Чайник- самовар,
Воспитатель- гувернантка,
Ванна- корыто,
Фотография-картина,
Погоны- эполеты,
Дискотека- бал.
Воспитатель: А теперь пришло время сказать волшебные слова:
1,2,3,4,5,
Все хотим мы помечтать
В прошлом очутиться,
На балу потанцевать,
в карете прокатиться.
Звучит таинственная музыка в стиле XIX века.
Воспитатель: Оглянитесь вокруг. У нас в гостях репродукции картин Третьяковской галереи. Эти репродукции «перенесут» нас на много лет назад (звучит музыка).
Воспитатель: Хочу обратить ваше внимание вот на эту картину. Эту картину написал известный художник С. Жуковский. Она называется «Радостный май».
1) К какому жанру она относится?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все по-своему правы, ребята. Но по жанру эта картина относится к интерьерной живописи. Интерьерная живопись- это изображение комнаты, части дома.
1)Что изображено на картине? (дом)
2)Что находится в доме (стулья, картины)
3) Давайте внимательно рассмотрим стулья. Какие они?
4) А что за картины висят на стенах? К какому они относятся жанру? (Это портреты).
Дети: это портреты мужчины и женщины.
Воспитатель: А как вы думаете, чьи это портреты?
Дети: это портреты людей, которые когда-то жили в этом доме.
Воспитатель: Почему вы решили, что эти люди давно жили в этом доме?
Дети: Потому что одежда у них старинная, не такая, которую носят сейчас.
Воспитатель: Теперь внимательно посмотрите: первый слева мужчина изображен в военной форме. На плечах у него эполеты, которые носили в 1812 году. И, поскольку он изображен в той форме, значит, принимал участие в Отечественной войне 1812 г. Теперь взгляните на женский портрет.
Дети: Платье у женщины старинное, шляпа тоже старинная.
Воспитатель: Ребята, на той картине все «дышит» прошлым: и деревянные стены дома, и старинные портреты людей, которые очень давно жили в этом загадочном доме. А как вы думаете, если мы прислушаемся, какие звуки в доме мы могли бы услышать?
Дети: Звуки шагов, скрипы дверей, кто-то перелистывает книгу, художник пишет картину, кто-то пишет письмо пером.
Воспитатель: А мне слышатся звуки тикающих часов, старинных напольных часов (звучит музыка).
Это часы отстукивают минуты прошлого.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему художник назвал картину
«Радостный май»? Внимательно рассмотрите, что изобразил художник за окнами дома.
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас нас ждет следующая картина. (Б. Кустодиев «Утро»). Ребята, эту картину написал Борис Кустодиев. Название ее я вам пока не скажу, чуть позже вы сами придумаете ей название. А пока определите, к какому она относится жанру?
Дети: Это сценка, натюрморт, портрет.
Воспитатель: Вы все по-своему правы, ребята. В этой картине есть и натюрморт, и изображена сценка купания младенца. Но на самом деле эта картина относится к жанровой живописи. Что такое жанровая живопись? Это изображение художником, как вы уже сказали, какой-то «сценки» : то ли купание младенца, то ли, например, постройка какого-то дома. Одним словом, в этой картине художник изображает какое-то действие, движение, несколько героев в картине. Что же изобразил художник на этой картине?
Дети: Купание ребенка, младенца.
Воспитатель: В чем его купают?
Дети: В корыте или лохани.
Воспитатель: А если бы современный художник захотел изобразить купание ребенка, как думаете, где бы он разместил героев своей картины?
Дети: В ванной комнате.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот и пригодились слова, которые мы повторили перед нашим путешествием.
Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, почему художник изобразил младенца в центре картины?
Дети: потому, что этим художник хотел показать, что младенец- главный герой картины.
Воспитатель: а теперь внимательно его рассмотрите. Что вы можете о нем сказать?
Дети: ребенок веселый, с розовыми щечками, очень пухленький, круглощекий.
Воспитатель: одним словом – он пышет здоровьем.
Воспитатель: какие краски использовал художник в картине?
Дети: художник использовал светлые краски: розовые, голубые, светло-зеленые.
Воспитатель: почему именно такие краски использованы?
Дети: потому что светлые краски передают радостное, хорошее настроение.
Воспитатель: А еще что он этим хотел показать в своей картине? Посмотрите внимательно. Светлые краски прямо-таки льются из окна. Что этим хотел подчеркнуть художник?
Дети: этими красками художник хотел передать нам,что ребенка купают утром.
Воспитатель: конечно, дети, вы правильно сказали. А теперь давайте дадим название той картине.
Дети: «Мама купает младенца», «Младенец», «Малыш».
Воспитатель: А вот художник назвал свою картину «Утро». Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас эта картина? Какие эмоции?
Дети: Радостное настроение, хорошее. Так и хочется потрогать руками этого малыша, коснуться его пухлых щечек.
Воспитатель: Ну а теперь я хочу рассказать еще о жанре этой картины. Сейчас вот этим листом бумаги прикрою изображение сценки с левой стороны картины. Что же останется с правой стороны?
Дети: Здесь стоит ваза с цветами.
Воспитатель: А какой жанр предусматривает вазы, посуду, цветы?
Дети: натюрморт.
Воспитатель: Правильно, ребята. Оказывается, в одной картине может быть два жанра.
Воспитатель: Подойдем к следующему мольберту. Обратите внимание: вот эта картина почему-то не висит на стене, а стоит у мольберта, на полу. Интересно, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Эта картина требует реставрации, т. е. обновления. Давайте посмотрим внимательно. Узнаете вы эту картину? Как она называется? Кто ее автор? К какому она относится жанру?
Ответы детей: Эта картина-«Девочка с персиками». Написал этот портрет В. Серов.
Воспитатель: А теперь внимательно присмотритесь к картине и скажите, чего здесь не хватает?
Дети: Здесь нет изображения декоративной тарелки, «исчез» один из персиков, на блузе Верочки Мамонтовой нет красного бантика.
Воспитатель: Вы все это верно заметили. Вот сейчас вы станете
«реставраторами» : подойдите к своим рабочим местам, на них вы увидите репродукции картины «Девочка с персиками». С помощью красок дорисуйте те предметы, которых не хватает на картине. А сейчас вспомним правила обращения с кисточкой и красками. После работы не забудьте привести в порядок свои рабочие места.
Дети работают за столиками. Звучит музыка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы покажем ваши работы руководителю нашей изостудии. И она решит, куда попадут ваши репродукции.
Воспитатель: Ребята, нас ждет следующий за музея.
(подходят к портретам)
Воспитатель: Посмотрите на них внимательно и назовите предметы, которые здесь изображены. А для этого вспомните слова, которые мы называли в начале нашего путешествия.
Ответы детей: подсвечник, словарь, суповница, ваза, монокль, утюг, блюдо старинное.
Ребята, что за столик находится в этом зале? Давайте рассмотрим внимательно предметы, которые на нем стоят.
Ответы детей: это самовар, утюг, стакан в подстаканнике, керосиновая лампа.
Воспитатель: Рассмотрим утюг. Это старинный утюг, очень тяжелый. Внутрь него клали раскаленные угольки, а затем гладили ним одежду. Притроньтесь к нему, потрогайте и заглянем, что же там, внутри утюга.
(дети внимательно рассматривают предметы)
Воспитатель: ребята, а если мы подставим к этому столику вот эту картинную раму, то что же получится?
Дети: получится натюрморт.
Воспитатель: Мы создали с вами настоящий натюрморт. Молодцы! Посмотрите на свой натюрморт издали. Придумайте ему название.
Ответы детей.
Воспитатель: Я слышу какие-то звуки, только не могу понять, откуда они доносятся.
(воспитатель вместе с детьми подходят к картинам «Бал», «Бал в Московском дворянском собрании» Д. Белюкина)
Воспитатель: Что изобразил художник на этих картинах?
Дети: художник изобразил бал.
Воспитатель: А точнее, танцующие пары.
Воспитатель: Какие звуки можно услышать на балу?
Дети: шелест бальных платьев, постукивание каблучков, звуки веера, музыкальные звуки пианино, смех.
Воспитатель: А вы хотите побывать на балу?
Дети: да!
Воспитатель: У нас для этого все есть: и наш просторный музыкальный зал, и ваши бальные костюмы и, конечно же, прекрасная музыка И. Штрауса.
Я сейчас закрою глаза, а вы «оживите» эту картину.
(Воспитатель отходит, а дети образуют пары). Звучит вальс И. Штрауса.
Дети танцуют. В конце танца замирают в тех позах, которые изображены на картине: гусар стоит на одном колене и держит за руку девушку.
После вальса мальчики усаживают на места девочек, а сами стоят возле них.
Воспитатель: Вы только что были танцорами на балу. Я хочу вам немного рассказать о балах. Раньше, много лет назад, танец был обязательным предметом обучения. Не математика, не история, а именно танец.
Бальному искусству детей обучали с 5 лет. Балы проводились для того, чтобы юноши и девушки могли учиться хорошим манерам, умению вести себя в обществе и красиво одеваться. Девушки на бал приходили в специальных бальных платьях, у каждой девушки был обязательно веер, а юноши приходили в смокингах или во фраках.
А сейчас мы вам немного расскажем том, как с помощью веера девушки общались на балу.
(сообщение «Язык веера»)
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. А помогут нам возвратиться слова, которыми мы пользуемся в наше время. Я буду называть слово, которое использовали раньше, а вы к нему подберете то слово, которым мы пользуемся в наши дни.
Д/р «Раньше- позже» :
Извозчик- водитель,
Муфта- перчатка,
чело- лоб,
трапеза- еда,
перст-палец,
пенсне- очки,
трактир- кафе,
клавесин- фортепиано.
Воспитатель: Пришло время сказать волшебные слова:1,2,3! 1,2,3!
Время, нас назад верни!
К нашим играм, к нашим песням
Возвращаемся все вместе! (звучит музыка)
После слов дети поворачиваются вокруг себя.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в настоящее время. Хочется, чтобы осталась память о нашем занятии. С сегодняшнего дня мы в своей группе создадим музей прошлого. А для этого нам нужны картины. Вот сейчас мы из тех картин, которые лежат на столиках, выберем только те, которые подходят для музея прошлого. Вы внимательно посмотрите на них и выберете только те, на которых есть предметы прошлого: посуда, одежда, постройки.
(дети подходят к картинам и внимательно рассматривают их).
Затем дети с картинами в руках подходят к зрителям. Воспитатель задает детям вопросы, почему именно эти картины дети выбрали.
Воспитатель: Сейчас мы эти картины разместим в группе.