Ольга Дядчук
«В гостях у Матрешек». Конспект интегрированного занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия.
(Ознакомление с окружающим миром +лепка+ музыка)
Тема: «В гостях у Матрешек»
Выполнила:
Цель: Познакомить детей с историей создания русской деревянной Матрешки.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей создания русской Матрешки, со способами ее изготовления.
- познакомить с различными видами росписи Матрешки
-закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки.
(Скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения)
-закрепить танец «Матрешки», песню «Русские Матрешки».
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории и культуре России, к русскому декоративно- прикладному искусству.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность детей, умение находить свои способы решения поставленных задач;
- воспитывать интерес и любовь к народной игрушке.
Предварительная работа: Разучивание: танца «Мы веселые матрешки», песни «Мы русские Матрешки»
Оборудование: Матрешки деревянные различных росписей. Плоскостные Матрешки для пластилинографии, пластилин, влажные салфетки, костюмы, ноутбук, колонка, презентация
Используемая литература: Песня «Три белых коня». Слова: Л. Дербинева, Музыка:Е. Крылатова, Песня «Мы русские Матрешки». Слова: А. Яроновой, музыка Д. Князева,
Песня: «Мы веселые Матрешки» Музыка: Ю. Слонова слова Л. Некрасовой
Интернет ресурс: Статья на сайте pravmir.ru «Откуда появилась Матрешка».
Организация и регламент занятия.
I. Вводная часть – 5 минуты.
II. Основная часть –22 минуты.
III. Заключительная часть –3 минуты
Ход занятия
I. Вводная часть
(Дети стоят возле воспитателя.)
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Я предлагаю отправиться в деревню. А на чем можно отправиться в деревню?
(Ответы детей)
А вы знаете, что когда не было машин, люди ездили на повозках, запряженными лошадьми, а называлась такая повозка-тройка, так как везли повозку три коня. (Звучит музыка «Три белых коня»Л.).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Интересно, кто здесь живет?
(Макет избы). Стучится в избу)
(Выходят три девочки в костюмах матрешек)
Дети: Выходят три девочки и поют песню: «Русские Матрешки».
Музыка: Д. Князев, слова: А. Яранова.
Матрёшечки, матрёшки, горят румянцем щёчки
Матрёшечки, матрёшки, мамочки и дочки
Красивые, нарядные, милые и ладные
Заводят хоровод, веселят честной народ
Русские матрёшки, ой, какие крошки
Девицы-красавицы, во всём мире славятся
Русские матрёшки, яркие сапожки
Красавицы-девицы, невозможно не влюбиться
Матрёшечки, матрёшки, доченьки и мамы
Матрёшечкам, матрёшкам не нужна реклама
В Канаде и в Австралии, в Китае и в Италии
Знают наших крошек – русских матрёшек
Русские матрёшки, ой, какие крошки
Девицы-красавицы, во всём мире славятся
Русские матрёшки, яркие сапожки
Красавицы-девицы, невозможно не влюбиться
Воспитатель: Ребята, к кому мы попали в гости?
Дети: К матрешкам.
Воспитатель: А кто такие матрешки и почему их так назвали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы,
II.Основная часть
(Девочка-Матрешка протягивает сундучок и рассказывает стихотворение).
Мы Матрешки не простые.
Очень разные, цветные.
Сундучок вы отворите.
На сестренок поглядите.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные замечательные матрешки в сундуке.
А вы знаете, как появилась эта замечательная расписная кукла?
(Во время рассказа показываются слайды)
Давным- давно в Петербурге состоялась выставка японского искусства. И там была очень интересная фигурка маленького лысого, добродушного старичка (Показ слайда). В которого было вложено еще несколько фигурок. Японцы тогда говорили, что ее вырезал неизвестный русский монах. И так она понравилась русским людям, что они придумали свою такую игрушку и назвали ее самым распространенным именем того времени- Матрена.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете из каких деревьев делают матрешек?
Воспитатель: Вы молодцы, что знаете очень много деревьев. Матрешку изготовляют из липы, березы, ольхи, осины. Заготавливают древесину весной, когда в ней много сока. (Показ слайда) Только опытный резчик может определить, готова ли древесина для изготовления куклы. Сначала матрешкой занимается токарь (показ слайда) он делает заготовку куклы, потом ее покрывают крахмальным клеем и шлифуют, чтобы она стала гладкой, после художник наносит контуры будущей матрешки карандашом, а потом раскрашивает ее гуашью или акриловыми красками, далее покрывают Матрешку лаком.
В зависимости от того, где сделана матрешка, меняется и ее роспись. Сергиевскую Матрешку мы узнаем по цветастому платку (Показ слайда)
Семеновскую Матрешку мы отличим от других по платку в горошек (показ слайда) Вятская Матрешка отличается ярко красным сарафаном, а Полховскую, родом из Поволжья мы узнаем по пестрой окраске с использованием тычков и мазков. А назвали их Сергиевская, Семеновская, Вятская по названию городов, в которых их изготовляли.
В наше время расписывают Матрешек, уже знакомыми нам росписями. Какие росписи вы знаете?
А вы хотите стать художниками и расписать наших матрешек?
Воспитатель: Но сначала нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
"Матрешки"
Мы, красавицы матрешки,
(разжимают кулачки)
Разноцветные одежки.
(шевелят пальчиками)
Раз – Матрена, два – Малаша,
Милы три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять.
(загибают пальцы поочередно, начиная с большого)
Нас не трудно сосчитать.
(разжимают кулачки 2 раза)
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: А расписывать мы будем необычным способом, а уже знакомой нам пластилинографией.
Перед вами картонные шаблоны матрешек с готовыми узорами. Вы можете выбрать какую хотите матрешку и при помощи пластилина раскрасить ее. Приступайте к работе.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Какие замечательные у вас получились Матрешки. Сейчас мы вернемся в детский сад и сделаем выставку наших работ.
А пока, давайте на прощание потанцуем с Матрешками.
Садитесь на тройку лошадей. Поехали!
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось? Давайте ваши работы, мы оформим выставку.
Дети: Танцуют под песню.
«Весёлые матрёшки»
музыка Ю. Слонова слова Л. Некрасовой
Мы – веселые матрешки.
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Дети:(Под музыку «Три белых коня») возвращаются в детский сад.
Дети: Да.
Дети: Ответы детей.
Дети: Оформляют выставку.