Русиля Янышева
Конспект интегрированного занятия «Проделки домовенка Кузи»
▼ Скачать +Заказ
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Проделки домовенка Кузи».
Программное содержание:
• Закрепить знания детей о русском декоративно---прикладном искусстве, о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Жостово, Дымково.
• Учить детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.
• Расширить знания детей о народных традициях и поверьях.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Проделки домовенка Кузи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа и к труду народных промыслов.
Активизация словаря: оберег, домовой.
Материал: экспонаты из музея ДОУ, атрибуты русского быта, русская народная одежда, шкатулка, кукла домовенка, природный материал для изготовления оберегов.
Предварительная работа: рассказ взрослого о народных промыслах.
Ход занятия:
1 часть.
В групповой комнате воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка в национальном костюме встречает детей. Она низко кланяется и говорит:
Хозяйка: Здравствуйте, гости, дорогие! Милости прошу! Гость на двор—хозяйке радость.
--- Ребята, с какими словами входят а избу? (ответы детей—здороваются).
--- В старину входили в дом с поклоном и здоровались с поклоном со словами «Здравствуйте, люди добрые!», а еще скажет : «Мир вашему дому!»
Ребята, как вы думаете, что означают эти слова?
(ответы, рассуждения детей).
Вывод: пожелания хозяевам, чтобы все были здоровы, никаких ссор в семье не было, чтобы никакие беды не приключались, чтобы в доме было все мирно.
Хозяйка: А почему гость в избу обязательно с поклоном в избу входил? Как вы думаете?
( ответы детей: поклоном русские люди всегда выражали свое уважение к хозяевам).
2 часть.
Хозяйка: Ребята, пригласила вас в гости, хотела угостить, чаем напоить. Но вот беда. Поселился в избе домовенок, а звать его Кузьма. И сразу же напроказничал---перепутал все, разбил посуду и игрушки. Предлагаю, ребята, помочь вам собрать изделия народных умельцев.
Дидактическая игра «Разрезные картинки». (по народным промыслам).
--- Какие, вы, молодцы! Расскажите у кого какое получилось народное изделие. Выделите особенности этого народного промысла, как называется, что интересного знаете.
Рассказы детей об народных промыслах.
3 часть.
Хозяйка: Ребята, домовенок Кузьма, решил испытать вас. Я обнаружила на доске кроссворд. Но он непростой. Домовенок предупредил, что он связан с предметами, которые встречаются в русской избе. Чтобы заполнить кроссворд (приложение 1, нужно прежде всего отгадать загадки и вписать эти слова.
Взрослый читает загадки, дети отгадывают и пишут слова в кроссворд.
Загадки: 1.«В земле я родился, 2. «Благородный
В огне закалился» Боярин дородный
(горшок) Всему народу
Отпускает воду».(самовар)
3. «Я и дом украшаю, 4. «Деревянная двупалая рука
Я и пыль собираю. Горшок в печке ухватила за бока».
А меня люди топчут ногами, (ухват)
Да потом еще бьют батогами».
(половик)
5. «У него четыре ножки--- 6. «Каким инструментом
Не такие, как у кошки. Можно щи хлебать?»
У него еще есть шляпа--- (ложка).
Не такая, как у папы.
(стол)
4 часть.
Хозяйка: --- Ребята, домовенок еще приготовил вам испытание. Он в ваши альбомы положил картинку, на которой надо найти отгадки кроссворда. Нужно будет найти их и разукрасить. Но не все они есть на картинке. Будьте, внимательны!
Дети садятся за столы и работают в индивидуальных альбомах.
5 часть
Физминутка.
Хозяйка:--- Мы с вами так славно поработали, а теперь можно и повеселиться. Какое же веселье без игры. Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря—зарница». Вы уже знаете эту игру. Нужно выбрать ведущего.
Проводится игра «Заря—зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих—заря— ходит сзади с лентой и все проговаривают:
«Заря—зарница, красная девица.
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые—за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
6 часть.
Хозяйка: --- Я знаю, что домовые в русских избах живут за печкой. Давайте, подойдем поближе к нашей печке. И в правду, наш домовенок сидит на печи.
--- Ребята, домовой—это добрый дух. Домовой защищает от всего плохого дом, люде, животных, которые там живут. Домовой оберегает покой и мир в доме. Но когда ссорятся, ругаются---он наказывает хозяев.
Наверное мы что-то сделали не так, кого-то обидели, сказали кому-то плохое слово---вот нас и наказал домовенок Кузьма. Давайте будем жить в мире и покоеи нас будет охранять шан домовенок Кузя.
--- А домовенок нам что-то приготовил в шкатулке. (взрослый достает оберег из шкатулки). Домовым оберегать дом помогают обереги. И наш домовенок тоже нам подарил оберег. с давних пор люди украшали дома оберегами из природного материала.
--- Я, например, знаю, что кукуруза оберегает здоровье детей; перец—защищает от ссор в семье; чеснок и лук отгоняют нечистую силу; ягоды рябины и шиповника оберегают женскую красоту и молодость.
---Ребята, а что такое оберег? (суждения, предположения детей).
Оберег—это предмет, оберегающий, охраняющий от чего-то злого, нехорошего.
--- Я предлагаю вам сделать тоже обереги, каждый для своего дома, для своей семьи. Садитесь за столы и начинайте работать.
Включается спокойная народная мелодия. (грамзапись).
Итог.
Хозяйка:--- Ребята, дома расскажите что означают эти обереги. Пусть эти обереги охраняют ваши семьи, дома от бед, несчастии. Пусть в ваших домах был мир и покой!.
Программное содержание:
• Выявить и закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре: устное народное творчество, народно-прикладное искусство.
• Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.
• Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.
Активизация словаря: традиция.
Предварительная работа: рассказ воспитателя об исторических событиях русского народа; беседы о народно—прикладном искусстве России; рассматривание иллюстрации и картин с народными традициями.
Ход занятия.
1 часть
На доске висит географическая карта. Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с изображениями природы России.
Восп--- Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
Восп--- Кто поможет показать на карте границы нашей страны? (Вызванный ребенок указкой проводит вдоль границы России).
Восп--- Что вы можете рассказать о природе нашей страны. Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить маленький рассказик.
(рассказ ребенка про Россию).
Восп--- Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Что вы помните из истории России, как образовалось такое огромное государство.
(Рассказ ребенка об истории возникновения Российского государства).
Восп--- Молодцы, очень много рассказали.
2 часть.
Дети садятся на стулья.
Восп--- Ребята, мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявился? Что русский народ умел делать очень хорошо? (ответы детей).
Восп--- Да, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? (Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками, дети их называют).
Восп---
Восп--- Ребята, еще в чем проявляется талант русского народа? Почему мы так говорим?
(рассказы детей о народных изделиях русских умельцев.)
Восп--- Ребята, у каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей,
Восп--- Традиция---слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция—это то что передается от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (ответы детей).
Дети рассказывают традиции: отмечать дни рождения;
отмечать именины;
хлебосольство;
Восп--- например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция встречать Новый Год в 12 часов ночи.
Восп--- Ребята, есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Какой праздник отмечаю т русские люди в конце зимы и в начале весны? Что это за традиция? (праздник проводов Зимы---Масленица).
Восп--- О каких традициях вам уже рассказывали? Как в старину отмечали на Руси именины? (ответы детей).
Восп--- а какая традиция, возникшая очень—очень давно, сохранилась до наших дней и связана со службой в армии? (проводы в армию). Кто помнит, почему возникла такая традиция? (ответы детей).
3 часть.
Восп--- ребята, а еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд,--традиционная национальная кухня. У разных народов обязательно есть какое—нибудь свое национальное блюдо. И национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (пшеницу, рожь, разные овощи).
Восп--- Да, в России очень много национальных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (показать картинку).
Восп--- Какие кушанья вы можете мне назвать из муки, которые часто готовят ваши мамы? (блины, пироги, оладьи, пирожки).
Восп--- Ребята, а еще в России очень любят щи. Из чего же варят щи? (предположения детей). Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка : «Щи да каша—пища наша». Значит, что еще любят готовить в России? (кашу). А из чего можно сварить кашу? (ответы детей---из различной крупы—пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев)
Пшено и манку делают из пшеницы, а овес и гречиху тоже выращивают в России.
Восп--- В России часто зимой бывает очень холодно, а летом—жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (предположения детей).
Восп--- Правильно, ребята, это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень—это напиток из меда, он очень хорошо согревал во время мороза.
4 часть.
Физминутка.
Народная игра «Россия--- страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много лесов, в которых много разных зверей растет много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. А в реках много разной рыбы. Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ископаемые—уголь, алмазы, нефть, газ, железная руда.
Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали у друг друга земли. Но когда на Русь напали иноземные враги, все князья объединились для борьбы с ними. А потом решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И Россия стала большим и сильным государством.
Именины. Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Имя ребенку всегда долго выбирают. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки либо в честь какого—нибудь родственника или знакомого. В старину на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано удачно, то ребенок будет счастливым.
Был такой обычай—когда рождался ребенок, родители выбегали за ворота и спрашивали первого встречного или первую встречную, как их зовут, и это имя давали своему ребенку.
Но у каждого имени есть свой день рождения. Это обычно день рождения какого--нибудь святого. То новорожденному давали его имя т считалось, что этот ребенок будет счастливым.