Елизавета Хамукова
Конспект интегрированного занятия «Светлая Пасха в гостях у бабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия "Светлая Пасха в гостях у бабушки" для детей средней группы.
Цель: Знакомство с праздником Пасха.
Приобщение детей к истокам русской культуры, русским обычаям.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Светлая Пасха в гостях у бабушки“» размещена в разделах
- Образовательные: познакомить с пасхальными традициями русского народа; расширять и обогащать словарный запас детей новыми словами: пасхальное яйцо, кулич, писанка, крашенка, верба, традиция; расширять кругозор детей.
- Развивающие: развивать творческие способности и мелкую моторику рук; эстетическое восприятие и навыки работы с различным материалом; способствовать укреплению детских взаимоотношений в ходе совместной деятельности.
- Воспитательные: воспитывать уважение к традициям и культуре русского народа; умение чтить и соблюдать народные семейные традиции; воспитывать любовь к родине; умение радоваться от результата совместной деятельности; уважение к труду; воспитывать в детях нравственные качества: милосердие, доброе, чуткое отношение к другим, чувство любви к ближнему.
Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, показ презентации «Праздник Светлой Пасхи», рассматривание иллюстраций и чтение книг по теме, загадывание загадок, мини-выставка «пасхальные фантазии», лепка яиц из пластилина.
Методы и приемы: игровой, сюрпризный момент, наглядный, вопросы к детям, загадывание загадок, показ иллюстраций и игрушек, голосовая эмоциональная модуляция (изменение интонации и тембра голоса, музыкальное сопровождение, беседа.
Оборудование: макет избы, деревянные лавки, стол с самоваром, люлька, прялка, свеча, колокольчик и др. атрибуты убранства русской горницы, мягкие игрушки – курочка и цыплята, хозяюшка, иллюстрации на тему «Пасха» и «Вербное воскресение», веточки вербы, макеты раскрашенных яиц, заготовки яиц из цветного картона, пластилин, стеки, дощечки для лепки.
Интеграция областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, встаньте на лужок и сделайте кружок.
Встать вместе с детьми в круг.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо из деревни. Бабушка Варвара приглашает нас к себе в гости. Как вы думаете на чем можно поехать в гости к бабушке?
Дети: на машине, на автобусе
Воспитатель: А догадайтесь на чем мы с вами отправимся в путь: (загадка)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек –
Лишь оставили дымок. (поезд).
До деревни путь не близкий, надо вагончикам покрепче друг за друга зацепиться. (Звучит музыка). Дети вместе с воспитателем двигаются по кругу и поют песенку:
Чух -чух, чух-чух паровозик, паровозик – 2 раза
Он бежит качается, охает старается
Ох- ш-ш-ш таки-таки, таки-таки
Ох-ш-ш-ш таки-таки, таки-таки.
Остановка.
Воспитатель: Вот мы и приехали.
(Дети входят в музыкальный зал, оформленный под «русскую избу», звучит музыка «К нам гости пришли…).
Хозяюшка: Здравствуйте люди добрые!
В эту светлую седмицу
Вас сюда, в свою светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать.
Хозяюшка: Садитесь рядком, поговорим ладком (дети садятся на лавочки). Ребятки, сегодня я хочу вам рассказать о традициях русского народа в дни особенного праздника и научу радовать своих родных. Скажите, пожалуйста, какие народные праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица.
Хозяюшка: Некоторые люди до сих пор соблюдают традиции каждого их этих праздников. Давайте вспомним, что делают на Новый год?
Дети: На Новый год наряжают ёлку, приходит Дед Мороз и Снегурочка
Хозяюшка: на Рождество? (колядуют, гадают, дарят подарки).
Хозяюшка: на Масленицу? (провожают зиму, встречают весну, пекут блины).
Хозяюшка: А ещё какой праздник вы знаете, который люди, особенно верующие, весной очень ждут и старательно к нему готовятся?
Дети: Это праздник — ПАСХА.
Хозяюшка: Правильно. Это праздник – Пасха.
Я вам немножко расскажу об этом празднике.
Хозяюшка: Я очень люблю весну, а вы любите? (ответы детей).
Хозяюшка: Почему?
Дети: Весной тает снег, бегут весёлые ручейки, распускаются на деревьях почки.
Хозяюшка: Поэтому кратко можно сказать, что весной всё оживает! Наверное, потому все люди очень радуются весне и встречают такой же весёлый праздник- праздник Пасхи. (показывает иллюстрации праздника и вербу). Весной распускается такое красивое дерево- верба. Верба- символ праздника Пасхи.
К Пасхе готовятся все : верующие люди, и те, кто просто радуются весне – это все взрослые и дети. Обычно хозяйки чисто-начисто убирают свое жилище, моют окна, стирают занавески, скатерти, убирают пыль, моют полы и украшают дом веточками вербы. Ребята, а помогите мне пожалуйста по хозяйству!
Пальчиковая и артикуляционная игра «Помощники».
Ход игры:
Хозяюшка: И корову с козой подоить (С-с-с, с-с-с)
Выполнять движения кулаками сверху вниз, то сжимая кулаки, то разжимая, как при дойке.
Хозяюшка: И собачку кормить – Грызи, Жучка, косточку.
Поднести ко рту кулаки, держать их с двух сторон около рта, щелкать зубами, изображая, как собака грызет кость.
Хозяюшка: Кошку Мурку молочком поить- Лакай, лакай, - не проливай.
Поднести ко рту ладони, сложенные чашечкой и наклонив над ними голову, совершить несколько лакающих движений языком.
Хозяюшка: С овечки шерсть стричь- Чик-чик, чик-чик
Сводить и разводить указательный и средний пальцы на правой руке, имитируя движения ножниц.
Хозяюшка: Белье постирать – делают движения кулачками имитирую стирку.
Хозяюшка: Полы помыть – (шух-шух, шух-шух) движения руками имитируя движения швабры
Хозяюшка: Гвозди прибить молоточком (тук-тук) выполняют движения кулачками
Хозяюшка: Ой какие молодцы вы ребята! Помогли бабушке и порядок навели.
Хозяюшка: Ребята, к нам в гости пришла курочка с цыплятками. Давайте потанцуем немного вместе.
Физминутка:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней – ребятки,
Жёлтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышко ищите».
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Хозяюшка: Молодцы ребята, хорошо повеселились. Курочка за это нам принесла яички, но не простые, а расписные и крашеные. (показывает). Крашеное яйцо это символ зарождения новой жизни, является главным символом праздника Пасха и традиционным подарком на Пасху. Посмотрите какие они нарядные и красивые. Крашенки- так называются покрашенные в разные цвета яйца, а писанки – это красивые расписные яйца (показывает макеты и иллюстрации яиц).
Покраска яиц - одно из самых любимых занятий перед Пасхой. Крашенные яички первыми едят за праздничным столом, дарят родным и друзьям, раздают нищим и оставляют в церкви. А какие угощения еще готовят на Пасху? (ответы детей) Куличи, кексы, булочки, творожные пасхи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным. Праздник Пасхи всегда сопровождается народными играми и забавами. Ребята давайте поиграем немного.
Народная игра «Волшебный платочек».
Хозяюшка: На Пасху вся семья собиралась за общим столом. Это семейный праздник, но и в гости ходили обязательно и приглашали гостей, угощали и тех, кто не мог или не имел такой возможности. На столе были пасхальные угощения : крашеные яйца, куличи, творожная пасха. В этот день ходят в храм. Вся неделя проходила в радостных встречах. На Паху есть такой обычай - обмениваться яичками говоря «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!».
- Ребята вам понравилось у меня в гостях?
- О каком празднике мы сегодня узнали?
- Мы сейчас с вами вернемся в группу и тоже изготовим пасхальные яйца, которые подарим нашим родным людям.
- У нас все приготовлено для работы, вам сейчас нужно проявить свою фантазию и украсить бумажные силуэты яиц красивым и интересным узором из пластилина.
- Но сначала давайте немного разомнем пальчики, приготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Красим яйца яркой краской, (одну руку в кулак – яйцо, другой красим)
К празднику Христовой Пасхи, (делаем из ладошек солнышко)
Дружно испекли в печи (печём ладошками)
Кексы, булки, куличи! (загибаем пальчики по одному)
(Дети украшают силуэты яиц. Во время работы помогаю,направляю, хвалю детей) .
Воспитатель: Вы старались, вы трудились и яички на славу у вас получились! Какие яйца вам больше понравились? Почему? Какой праздник скоро будет? Теперь вы можете своим родным подарить пасхальное яичко, и поздравить с праздником «Пасха».