Наталья Фукс
Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка» для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 172 «СКАЗКА»
«Русская матрешка»
для детей среднего возраста[/h4]
Разработали, провели:
воспитатель Фукс Наталья Васильевна
воспитатель Шмакова Оксана Владимировна
Новосибирск, 2024г.
Мы уверены в том, что народная игрушка является,
при тщательном ее изучении,
неисчерпаемым источником мудрой
и творческой педагогики.
Е. Флерина.
Цель: приобщение детей к национально-культурным традициям посредством
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Русская матрешка“ для детей среднего возраста» размещена в разделах
углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства через интеграцию различных видов деятельности.
Задачи: Образовательные:
привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке;
познакомить детей с матрёшкой - как символом России;
расширять и обогащать словарный запас;
формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой;
формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной;
вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку;
1) Развивающие:
совершенствовать диалогическую речь: умения участвовать в беседе и отвечать на вопросы;
развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку;
развивать патриотические качества;
развивать творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, фантазию;
2) Воспитательные:
воспитывать любознательность и инициативность, интерес к народным игрушкам, дружелюбие;
воспитывать любовь к русской народной культуре;
воспитывать самостоятельность и аккуратность в выполнении практической работы.
Актуальность:
В дошкольном возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Период детства – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. Как же приобщать современных детей к истокам народной культуры, развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям?
Мы считаем приобщение детей к истокам народной культуры лучше осуществлять через знакомство с народными играми и народными игрушками. Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Современные дети перенасыщены самыми разнообразными играми и игрушками, а вот народных игрушек во многих семьях нет. Дети порой не знают, как в них играть.
Матрёшка – самая яркая, самобытная, самая известная русская игрушка. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во время игры с народной игрушкой развиваются воображение и фантазия ребенка, творческие способности; формируется эстетический вкус и познавательные способности ребёнка.
И сегодня матрёшка не теряет своей актуальности, сохраняя свою особенность – преподносить неожиданные сюрпризы – что таится внутри, сколько их внутри, какие они, какая она, самая маленькая куколка!
Учитывая особенности матрешки, необходимо знакомить, изучать и использовать в различной деятельности ребёнка нашу русскую красавицу - Матрешку, так как она несет в себе традиции русского народа, уважение, любовь и дружбу, развивает ребёнка.
Планируемый результат:
получение новых знаний, представлений об игрушке (матрёшке, используя матрёшку в игровой деятельности;
формирование, проявление познавательного интереса к народной игрушке – матрёшке, к художественным произведениям о матрёшке (стихам, потешкам, песенкам, народной музыке и русскому фольклору);
проявления инициативы, самостоятельности, творческой активности в различных видах деятельности;
в процессе собственной деятельности (в аппликации) стремятся создавать выразительные и интересные образы, выбирают при небольшой помощи взрослого и правильно используют материалы и инструменты;
понимание, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Оборудование и материалы: стол, скатерть, предметы русского народного обихода (самовар, деревянная посуда, мини-музей выставка «Русская Матрешка», корзинка с Матрешкой, корзинка с силуэтами «Матрешка» из картона (по количеству детей, корзинка с платочками и музыкальными инструментами (русско-народные деревянные ложки, бубен, маракасы, бубенцы, заготовки для украшения Матрешки из цветной бумаги, клеенки, салфетки, клей – карандаш, магнитный мольберт, магниты, запись русско-народных мелодий, магнитофон, мультимедийный проектор, электронная презентация «Русская матрешка», мультфильм «Почемучка с Филей - Матрёшка - Познавательная детская передача - Детям об игрушках»; костюмы в русском народном стиле для Хозяюшки, Матрёшки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек; игры с матрёшками; прослушивание русских народных песен и мелодий; чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, стихи, частушки); просмотр презентации «Русская матрешка», мультфильма «Почемучка с Филей - Матрёшка - Детям об игрушках».
Ход занятия.
Звучит русская народная музыка. Зал оформлен в русско-народном стиле.
Дети хороводным шагом заходят в зал, их встречает Хозяйка горницы. (Сели на стульчики)
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Давно я вас жду-поджидаю в гости.
Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Сегодня я начну не со сказочки, а с загадки?
Любите загадки разгадывать? (Ответы детей)
Ну, тогда слушайте внимательно, загадка моя будет про игрушки, которые спрятались в моей корзине.
"Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке.
Носят яркие одежки
Называются …
Дети: Матрешки.
Хозяюшка: Правильно это матрёшки! (показывает игрушки).
Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке.
Нашу Матрешку знают и любят во всем мире. Гости, приезжающие к нам в Россию, обязательно уезжая домой покупают матрёшку, чтобы потом, глядя на неё, вспоминать о путешествии по России. Поэтому расписная красавица, любимая во всех странах, считается символом России.
Ребята, вы знаете, какой секрет есть у этой русской народной игрушке?
(Ответы детей) ….
Это игрушка не простая, она живёт не одна, а со своими сестричками-подружками.
Она раскрывается. Вот посмотрите, внутри такая же красавица, только поменьше, а в этой тоже матрешка и т. д. Давайте посчитаем всех матрешек (дети считают). А самая первая матрешка состояла из восьми фигурок
(Хозяюшка расставляет на столе матрешек).
- Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой, рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Хозяюшка: (обращает внимание на матрешек)
- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)
Дети читают стихи
1. Улыбается всегда и с ребятами играть любит.
Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая.
А на голове платок, словно яркий цветок.
2. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:
всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
3. Они игрушки знатные, Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся!
- Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек.
Дети приходят в мини-музей, в котором оформлена выставка «Русская матрешка».
Хозяюшка: «Проходите, пожалуйста, в наш мини музей - на выставку «Русская матрешка». Сегодня сюда съехались матрешки из разных городов и сел. Матрешки ростом от мала до велика. Матрешки-девочки, матрешки-мальчики, матрешки-богатыри».
- Ребята, а еще, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем.
Давайте мы с вами отдохнем и физкультминутку проведем:
Физминутка:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Воспитатель: Дорогая хозяюшка, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. (Шаблоны в корзинке)
Хозяюшка: Я предлагаю вам стать мастерами, но не простыми, а настоящими дизайнерами и придумать свой наряд для матрешек. Поможем этим матрёшкам превратиться в красавиц. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.
(Хозяюшка помогает детям занять места за столами для творчества, на котором заранее приготовлены: плоскостной силуэт матрешки на каждого ребенка, элементы для украшения, клей-карандаш, клеенки салфетки).
Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку (напомнить правила работы с клеем).
Продуктивная деятельность.
Ну, что ж, друзья, за работу.
Дети украшают матрёшек аппликацией по своему усмотрению.
Во время работы звучат народные хороводные мелодии.
Хозяюшка: Промазываем клеем заготовку сарафана, приклеиваем на основу, затем платок и фартучек.
Приклеиваем, вырезанную из бумаги, заготовку лица.
- Ребята, чего-то нашей матрешки не хватает? (Ответы детей).
- Давайте украсим фартучек нашей матрёшки.
Хозяюшка: - Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились, как у настоящих мастеров!
Хозяюшка: Немножко отдохнем, пальчики наши разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Матрешки»
Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена,
два — Милаша,
Мила — три,
четыре — Маша,
Маргарита — это пять. (Загибают поочередно пальцы)
Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки)
Хозяюшка: Соберем наших Матрешек в дружный хоровод!
Оформление выставки из работ детей на магнитном мольберте – хоровод Матрешек!
Хозяюшка: Проходите на стульчики, полюбуемся нашими Матрешками. У вас получились Матрешки авторской работы!
Раздается стук в дверь, входит воспитатель в костюме матрешки, в руках у нее корзинка с музыкальными инструментами и платочками)
Хозяюшка: Смотрите, дети, к нам в гости пришла живая матрешка.
Матрешка: Здравствуйте, дети!
Я на ярмарке была, девчонкам платочки принесла.
А для мальчиков - музыкальные инструменты.
Ну-ка, девочки, наряжайтесь, да в матрешек превращайтесь!
Разбирайте, малыши!
И сыграйте от души!
(Мальчикам раздают народные инструменты.)
А ну, матрешки, выходите,
Дружно, весело спляшите.
Песня-танец «Матрешки» с оркестром.
Матрешка: Я с ярмарки еще и гостинцы принесла
(Показывает корзину с гостинцами.)
Вы гостинцы кушайте, ребятки,
Да Русскую матрешку - красавицу не забывайте!
(Матрешка угощает)
Хозяюшка: Давайте поблагодарим Матрёшку
Матрешка: До свидания.
Рефлексия. Итог занятия.
Хозяюшка обращает внимания на выставку детских работ.
Хозяюшка: Ребята, наша встреча в мастерской подошла к концу. Вы – молодцы, были внимательными, дружными и аккуратными. Настоящие мастера и волшебники!
- Давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились? Вам понравилась эта игрушка? Из чего матрёшка сделана? Какие у вас получились матрёшки? Что в работе вам показалось самым трудным? Что вам понравилось выполнять больше всего? За что бы вы себя похвалили? (рассуждения детей)
- Молодцы, ребята! Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, русской народной игрушкой. Вы все прекрасно справились с заданием. Очень красивые у вас получились матрешки, одна на другую не похожа.
О чём сегодня вечером можно рассказать своим родителям?
Ответы детей. Похвала за ответы.
- Можно подарить свою Матрешку, как сувенир. Пусть он всегда дарит вам хорошее настроение и напоминает о встрече с Матрешкой!
Список использованной литературы:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (издательство «Детство-ПРЕСС» г. С-П 2017г.)
2. Л. С. Куприна «Знакомим детей с русским народным творчеством» конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждениях (издательство «Детство-ПРЕСС» г. С-П 2015г.)
3. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М. : Просвещение, 1982.
4. О. А. Скоролупова. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. ,2005.
5. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» «Декоративное искусство - детям». М., 1970. Н. Пантелеев. «Радость творчества».М., Соломенникова О. А.
6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М., 1981.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. - М. : «Цветной мир», 2012.
8. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М : Скрипторий, 2003.
9. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет (Текст)/ Е. А. Алябьева. –М. : «Сфера», 2005.
10. Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей (Текст)/ О. Е. Озерова. - Ростов н/Д., 2005.
11. Скоролупова О. А. Знакомство ей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2003.