МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка» для детей среднего возраста

Наталья Фукс
Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка» для детей среднего возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 172 «СКАЗКА»

«Русская матрешка»

для детей среднего возраста[/h4]

Разработали, провели:

воспитатель Фукс Наталья Васильевна

воспитатель Шмакова Оксана Владимировна

Новосибирск, 2024г.

Мы уверены в том, что народная игрушка является,

при тщательном ее изучении,

неисчерпаемым источником мудрой

и творческой педагогики.

Е. Флерина.

Цель: приобщение детей к национально-культурным традициям посредством

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Русская матрешка“ для детей среднего возраста» размещена в разделах

углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства через интеграцию различных видов деятельности.

Задачи: Образовательные:

привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке;

познакомить детей с матрёшкой - как символом России;

расширять и обогащать словарный запас;

формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой;

формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной;

вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку;

1) Развивающие:

совершенствовать диалогическую речь: умения участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку;

развивать патриотические качества;

развивать творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, фантазию;

2) Воспитательные:

воспитывать любознательность и инициативность, интерес к народным игрушкам, дружелюбие;

воспитывать любовь к русской народной культуре;

воспитывать самостоятельность и аккуратность в выполнении практической работы.

Актуальность:

В дошкольном возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Период детства – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. Как же приобщать современных детей к истокам народной культуры, развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям?

Мы считаем приобщение детей к истокам народной культуры лучше осуществлять через знакомство с народными играми и народными игрушками. Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Современные дети перенасыщены самыми разнообразными играми и игрушками, а вот народных игрушек во многих семьях нет. Дети порой не знают, как в них играть.

Матрёшка – самая яркая, самобытная, самая известная русская игрушка. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во время игры с народной игрушкой развиваются воображение и фантазия ребенка, творческие способности; формируется эстетический вкус и познавательные способности ребёнка.

И сегодня матрёшка не теряет своей актуальности, сохраняя свою особенность – преподносить неожиданные сюрпризы – что таится внутри, сколько их внутри, какие они, какая она, самая маленькая куколка!

Учитывая особенности матрешки, необходимо знакомить, изучать и использовать в различной деятельности ребёнка нашу русскую красавицу - Матрешку, так как она несет в себе традиции русского народа, уважение, любовь и дружбу, развивает ребёнка.

Планируемый результат:

получение новых знаний, представлений об игрушке (матрёшке, используя матрёшку в игровой деятельности;

формирование, проявление познавательного интереса к народной игрушке – матрёшке, к художественным произведениям о матрёшке (стихам, потешкам, песенкам, народной музыке и русскому фольклору);

проявления инициативы, самостоятельности, творческой активности в различных видах деятельности;

в процессе собственной деятельности (в аппликации) стремятся создавать выразительные и интересные образы, выбирают при небольшой помощи взрослого и правильно используют материалы и инструменты;

понимание, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Оборудование и материалы: стол, скатерть, предметы русского народного обихода (самовар, деревянная посуда, мини-музей выставка «Русская Матрешка», корзинка с Матрешкой, корзинка с силуэтами «Матрешка» из картона (по количеству детей, корзинка с платочками и музыкальными инструментами (русско-народные деревянные ложки, бубен, маракасы, бубенцы, заготовки для украшения Матрешки из цветной бумаги, клеенки, салфетки, клей – карандаш, магнитный мольберт, магниты, запись русско-народных мелодий, магнитофон, мультимедийный проектор, электронная презентация «Русская матрешка», мультфильм «Почемучка с Филей - Матрёшка - Познавательная детская передача - Детям об игрушках»; костюмы в русском народном стиле для Хозяюшки, Матрёшки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек; игры с матрёшками; прослушивание русских народных песен и мелодий; чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, стихи, частушки); просмотр презентации «Русская матрешка», мультфильма «Почемучка с Филей - Матрёшка - Детям об игрушках».

Ход занятия.

Звучит русская народная музыка. Зал оформлен в русско-народном стиле.

Дети хороводным шагом заходят в зал, их встречает Хозяйка горницы. (Сели на стульчики)

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Давно я вас жду-поджидаю в гости.

Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Сегодня я начну не со сказочки, а с загадки?

Любите загадки разгадывать? (Ответы детей)

Ну, тогда слушайте внимательно, загадка моя будет про игрушки, которые спрятались в моей корзине.

"Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке.

Носят яркие одежки

Называются …

Дети: Матрешки.

Хозяюшка: Правильно это матрёшки! (показывает игрушки).

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке.

Нашу Матрешку знают и любят во всем мире. Гости, приезжающие к нам в Россию, обязательно уезжая домой покупают матрёшку, чтобы потом, глядя на неё, вспоминать о путешествии по России. Поэтому расписная красавица, любимая во всех странах, считается символом России.

Ребята, вы знаете, какой секрет есть у этой русской народной игрушке?

(Ответы детей) ….

Это игрушка не простая, она живёт не одна, а со своими сестричками-подружками.

Она раскрывается. Вот посмотрите, внутри такая же красавица, только поменьше, а в этой тоже матрешка и т. д. Давайте посчитаем всех матрешек (дети считают). А самая первая матрешка состояла из восьми фигурок

(Хозяюшка расставляет на столе матрешек).

- Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой, рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Хозяюшка: (обращает внимание на матрешек)

- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

Дети читают стихи

1. Улыбается всегда и с ребятами играть любит.

Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая.

А на голове платок, словно яркий цветок.

2. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:

всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

3. Они игрушки знатные, Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся!

- Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек.

Дети приходят в мини-музей, в котором оформлена выставка «Русская матрешка».

Хозяюшка: «Проходите, пожалуйста, в наш мини музей - на выставку «Русская матрешка». Сегодня сюда съехались матрешки из разных городов и сел. Матрешки ростом от мала до велика. Матрешки-девочки, матрешки-мальчики, матрешки-богатыри».

- Ребята, а еще, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем.

Давайте мы с вами отдохнем и физкультминутку проведем:

Физминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Воспитатель: Дорогая хозяюшка, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. (Шаблоны в корзинке)

Хозяюшка: Я предлагаю вам стать мастерами, но не простыми, а настоящими дизайнерами и придумать свой наряд для матрешек. Поможем этим матрёшкам превратиться в красавиц. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Хозяюшка помогает детям занять места за столами для творчества, на котором заранее приготовлены: плоскостной силуэт матрешки на каждого ребенка, элементы для украшения, клей-карандаш, клеенки салфетки).

Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку (напомнить правила работы с клеем).

Продуктивная деятельность.

Ну, что ж, друзья, за работу.

Дети украшают матрёшек аппликацией по своему усмотрению.

Во время работы звучат народные хороводные мелодии.

Хозяюшка: Промазываем клеем заготовку сарафана, приклеиваем на основу, затем платок и фартучек.

Приклеиваем, вырезанную из бумаги, заготовку лица.

- Ребята, чего-то нашей матрешки не хватает? (Ответы детей).

- Давайте украсим фартучек нашей матрёшки.

Хозяюшка: - Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились, как у настоящих мастеров!

Хозяюшка: Немножко отдохнем, пальчики наши разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Матрешки»

Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена,

два — Милаша,

Мила — три,

четыре — Маша,

Маргарита — это пять. (Загибают поочередно пальцы)

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки)

Хозяюшка: Соберем наших Матрешек в дружный хоровод!

Оформление выставки из работ детей на магнитном мольберте – хоровод Матрешек!

Хозяюшка: Проходите на стульчики, полюбуемся нашими Матрешками. У вас получились Матрешки авторской работы!

Раздается стук в дверь, входит воспитатель в костюме матрешки, в руках у нее корзинка с музыкальными инструментами и платочками)

Хозяюшка: Смотрите, дети, к нам в гости пришла живая матрешка.

Матрешка: Здравствуйте, дети!

Я на ярмарке была, девчонкам платочки принесла.

А для мальчиков - музыкальные инструменты.

Ну-ка, девочки, наряжайтесь, да в матрешек превращайтесь!

Разбирайте, малыши!

И сыграйте от души!

(Мальчикам раздают народные инструменты.)

А ну, матрешки, выходите,

Дружно, весело спляшите.

Песня-танец «Матрешки» с оркестром.

Матрешка: Я с ярмарки еще и гостинцы принесла

(Показывает корзину с гостинцами.)

Вы гостинцы кушайте, ребятки,

Да Русскую матрешку - красавицу не забывайте!

(Матрешка угощает)

Хозяюшка: Давайте поблагодарим Матрёшку

Матрешка: До свидания.

Рефлексия. Итог занятия.

Хозяюшка обращает внимания на выставку детских работ.

Хозяюшка: Ребята, наша встреча в мастерской подошла к концу. Вы – молодцы, были внимательными, дружными и аккуратными. Настоящие мастера и волшебники!

- Давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились? Вам понравилась эта игрушка? Из чего матрёшка сделана? Какие у вас получились матрёшки? Что в работе вам показалось самым трудным? Что вам понравилось выполнять больше всего? За что бы вы себя похвалили? (рассуждения детей)

- Молодцы, ребята! Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, русской народной игрушкой. Вы все прекрасно справились с заданием. Очень красивые у вас получились матрешки, одна на другую не похожа.

О чём сегодня вечером можно рассказать своим родителям?

Ответы детей. Похвала за ответы.

- Можно подарить свою Матрешку, как сувенир. Пусть он всегда дарит вам хорошее настроение и напоминает о встрече с Матрешкой!

Список использованной литературы:

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (издательство «Детство-ПРЕСС» г. С-П 2017г.)

2. Л. С. Куприна «Знакомим детей с русским народным творчеством» конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждениях (издательство «Детство-ПРЕСС» г. С-П 2015г.)

3. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М. : Просвещение, 1982.

4. О. А. Скоролупова. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. ,2005.

5. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» «Декоративное искусство - детям». М., 1970. Н. Пантелеев. «Радость творчества».М., Соломенникова О. А.

6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М., 1981.

7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. - М. : «Цветной мир», 2012.

8. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М : Скрипторий, 2003.

9. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет (Текст)/ Е. А. Алябьева. –М. : «Сфера», 2005.

10. Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей (Текст)/ О. Е. Озерова. - Ростов н/Д., 2005.

11. Скоролупова О. А. Знакомство ей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2003.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Матрешка спасает сестричек» в средней группеКонспект интегрированного занятия «Матрешка спасает сестричек» в средней группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Матрешка спасает сестричек». Средняя группа. Цель: Создание условий для актуализации знаний.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка», для детей среднего дошкольного возраста Цель занятия. Приобщать детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка» для детей среднего возраста
Опубликовано: 21 мая 2024 в 18:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка» для детей среднего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Фукс в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки