Марина Х
Конспект интегрированного занятия по трудовому воспитанию в старшей группе «Сказка ложь, да в ней намёк»
Цель: расширение знаний детей о значимости труда в жизни через содержание сказок.
Задачи:
• Систематизировать знания детей о сказках и пословицах, о труде;
• Учить правильно, строить предложения, отвечать полным ответом;
• Развивать речь детей, воображение, логическое мышление;
• Развивать коммуникативные способности в работе подгруппами;
• Развивать пространственное представление о направлениях (верх-низ, лево - право);
• Закрепить знания геометрических фигур;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по трудовому воспитанию в старшей группе „Сказка ложь, да в ней намёк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
• Формировать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа каждого ребенка является частью общего дела;
• Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям, быть отзывчивыми
Материалы и оборудование:
• магнитная доска;
• картинки с изображением героев сказки «Репка»;
• разрезные картинки для работы в подгруппах;
• «Ковёр-самолёт», геометрические фигуры — «заплатки», (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
• Наборы строительного конструктора.
• Знаки для дидактической игры «Можно - нельзя».
Предварительная работа:
• Чтение сказок о ленивых и трудолюбивых героях, беседы о труде, зачитывание пословиц о труде.
• Проведение дидактических и подвижных игр.
• Разгадывание загадок, с использованием мнемотаблиц, техники ТРИЗ «синквеин».
• Использование технологии «скрайбинг».
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический,
(вопросы, беседа).
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Сегодня на наше занятие пришли гости – давайте с ними поздороваемся.
Дети:
Здравствуйте.
Дети встают полукругом. И хором декламируют.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй утро, здравствуй день.
Нам здороваться не лень.
(Здравствуйте).
И садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, все дети любят сказки, а вы любите сказки? Дети: (Да).
Воспитатель. Скажите, а какие сказки вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель. Сегодня я хочу рассказать вам необычную сказку. Хотите послушать? Жили – были старик со старухой, и было у них два сына. Младшего звали Иван, а старшего – Митрафан. Старший был ленив – ел да спал, а работушка ему и на ум не шла. А младший Иван трудолюбивый, весёлый, приветливый. У мастера Ивана был волшебный ящик, и жили в нем его друзья, которые очень помогали ему в работе. Любил их Иван, дружил с ними, берёг, заботился о них. И вещи тоже любили и уважали Ивана, слушались его, когда он говорил: «Каждой вещи – своё место» - и гордились им, когда люди говорили: «У мастера Ивана – золотые руки», «Дело мастера боится». Ребята, а вы знаете, что означают эти поговорки. (Ответы детей).
Рассердился на Ивана Митрофан за то, что все Ивана хвалят, а над ним насмехаются. Взял у него ящик с инструментами и спрятал все инструменты в разных сказках. Жалко мне Ивана. Ребята давайте поможем Ивану найти его инструменты. Для этого нам нужно отправиться в сказки. А как нам туда попасть? На чем можно добраться? (ответы детей)
Дети. Мы можем поехать на машине, на автобусе, на поезде, полететь на самолёте.
Воспитатель. А давайте отправимся в сказочную страну на волшебном «ковре-самолете. Вы согласны?
Дети. Да
(Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур).
Воспитатель: Ребята, у нас большая проблема, посмотрите, наш ковер оказался в дырках, его прогрызли мыши, мы не сможем отправиться на нем путешествовать, Помогите починить ковёр.
Посмотрите, наши дырки необычной формы, на что они похожи?
Дети: на геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, у меня есть несколько фигур, давайте проверим, подойдут они нам или нет. (На подносе лежат геометрические фигуры, дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для дырки на ковре.). Ребята, только вы не забывайте называть, какую геометрическую фигуру вы берёте. Чем отличаются геометрические фигуры?
Дети: формой, размером.
(Дети называют формы, размеры фигур).
Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт. (Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую. Вот подсказка.
(На экране появляется мнемотаблица, дети разгадывают ее).
Мнемотаблица это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемотаблицы заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весть текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию и отгадывает загадки.
Воспитатель: Посмотрите ребята, нас встречают герои сказки «Репка», всё ли правильно в этой сказке? (ответы детей).
Слайд – Сказка «Репка» (все герои перепутаны)
Действительно все герои перепутались, что же делать? (ответы детей)
Выбрать ответ, где дети предлагают расставить героев правильно.
На магнитной доске размещены фигуры героев сказки «Репка» дети расставляют их в правильном порядке.
А затем помогают героям сказки собрать урожай, разлаживают овощи по корзинам.
Проводиться дидактическая игра «Собери урожай!»
Взрослый предлагает детям собрать урожай: то есть разложить карточки с изображением овощей, по корзинам. Дети по очереди берут со стола карточки, перевернутые картинкой вниз, внимательно рассматривают карточки, называют изображенный на картинке овощ и кладут карточку в соответствующую корзину.
После окончания игры разгадывают мнемотаблицу.
Воспитатель: Почему в первом квадратике сердце? (Репка похожа на сердце, полезна сердцу, богата витаминами)
Что обозначает кружок? (Форма круглая).
Почему нарисован рот? (Репку едят, потому что она вкусная, сладкая, сочная. Из неё приготавливают разные блюда).
Что обозначает буква «Ж»? (Жёлтый цвет).
Что обозначает цифра «6»? (В сказке всего 6 героев).
Почему нарисована лопата? (Что- бы репка выросла, её нужно посадить и за ней нужно ухаживать. Для этого понадобиться,
лопата). Вот мы и нашли с вами первый инструмент, это.
Дети: Лопата.
Воспитатель: Летим дальше (дети встают вокруг «ковра - самолет»).
Итак, пока наш ковёр – самолет набирает высоту, выбирает нужный курс, мы с вами поиграем.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим—
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши руки кверху,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
С вами мы опять в полёте: На ковре, на самолёте. Сядем в сказке, в этом месте – будет очень интересно!
Дети находят конверт, внутри которого песенка.
Я такой прекрасный мастер, Вы поверьте — я не лгу.
Звери рвут меня на части —
Я любому помогу!
Не ведаю я скуки,
Я заяц-весельчак.
Я мастер на все руки.
На все дела мастак
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в сказку «Так сойдёт», для того чтобы научить зайца ответственно относиться к любому делу, а не выполнять свою работу небрежно и халатно.
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь — не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.
Дети угадывают действия.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте объясним герою сказки, что не все предметы, которыми он пользовался безопасны.
Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых изображены предметы (орудия труда. Ребёнок определяет, как можно использовать этот предмет: нельзя брать, осторожно пользоваться. Объясняет свой выбор – опасный этот предмет или нет и почему. На двух из карточек не дорисованные предметы, это молоток и гвоздь.
Их нужно дорисовать это те орудия труда, которые спрятал Митрофан.
Воспитатель: С вами мы опять в полёте: На ковре, на самолёте. Попадём на нём мы в сказку,
А в какую. Вот подсказка.
(На экране появляется таблица «синквеин», дети разгадывают ее).
Синквеин – нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам: 1 строка – тема - называется одним словом. 2 строка – это описание темы – в двух словах. 3 строка – это действия – в трёх словах, 4 строка – это предложение из четырех слов, 5 строка – это одно слово, которое выражает настроение.
Воспитатель: Посмотрите ребята, нас встречают герои сказки «Теремок», они чем то расстроены. Как вы думаете, что у них могло случиться? (ответы детей).
А как мы им можем помочь? (Построить новый теремок).
Воспитатель: Я предлагаю построить каждому из зверюшек собственный домик. Посмотрите внимательно на эти схемы, выберите понравившуюся и постройте домик для одного из героев сказки. Только будьте внимательны, размер домика должен соответствовать размеру животного.
Конструирование по схемам из деревянного строительного настольного материала
Воспитатель: Вы построили каждому из зверят свой собственный домик. Им так хорошо, уютно жить. Будут они ходить друг к другу в гости.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, где вы найдёте инструменты, которые спрятал Митрофан.
Д/ игра «Разрезные картинки»
Дети из коробки достают части картинок. Деталь с одной стороны цветная, а с другой — это часть изображения. Дети делятся на подгруппы согласно цветам. (Начинают собирать картинки, на которых топор и пила). Воспитатель: Вот мы и нашли ещё два инструмента. А теперь нам пора возвращаться в группу. С вами мы опять в полёте, На ковре, на самолёте. Он по небу быстро мчится – должен в группе приземлиться.
Рефлексия с использованием технологии «скрайбинг». Скрайбинг от английского слова скрайб – набрасывание рисунков или эскизов, искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.
Воспитатель: Вот мы и в группе. Вам понравилось путешествие по сказкам? (ответы детей).
В каких сказках побывали. Какие инструменты привезли с собой для Ивана, вы зарисуете вот в такой таблице. В занятии используется рисованный скрайбинг, это когда ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ.
Пример таблицы.
Воспитатель: Иван за инструменты вас благодарит, послушайте, что он говорит.
Иван: За ум и смекалку сказать спасибо я хочу.
Тем, кто трудился, тем, кто старался - вот эти подарки вручу.
(Воспитатель раздаёт детям петушки на палочке).
Список используемой литературы:
1. Зимина И. Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание. - 2005.- №5.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. - М. : Речь, 2006
3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. / Под ред. С. А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002
4. Русские народные сказки А. Н. Афанасьева. - М. : Терра, Книговек, 2019. - 604 с.
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1997
6. Без труда нет добра, пословицы и поговорки о труде. – М, «Книга», 1985.