Любовь Бочарова
Конспект интегрированного занятия «Весёлая ярмарка» (старшая группа)
Цель занятия : формирование у детей целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение.
Задачи:
Обучающие :
- формировать систему знаний о русской народной традиции, проведения ярмарочного гуляния;
- познакомить детей с традиционными героями ярмарок;
- закрепить знания РНП «Где был Иванушка?»
- закреплять умение составлять узор на силуэте, используя элементы городецкой, гжельской, хохломской росписи.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Весёлая ярмарка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
- поддерживать интерес к народному творчеству и к региональной культуре края.
Развивающие :
- развивать музыкальные способности детей: учить ритмично играть на различных шумовых инструментах; петь естественным голосом, без напряжения, напевно, ритмично, выразительно двигаться под музыку
- развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, память,
- развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, позитивный тон к восприятию
- укреплять физиологическое дыхание детей
Воспитывающие :
- воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материалы к занятию :
- русские народные, казачьи костюмы
- короба с товарами -предметы народных промыслов – с городецкой, гжельской, хохломской росписью
- ворота из картона украшенные народными мотивами
-2 лошадки на палочках,2 платочка, лапти, самовар, угощение -корзина с вертушками, корзина с игрушками - курицы, утки, барашка -ширма, куклы- Петрушка, Купец.
-музыкальный центр, фонограммы, шумовые инструменты, синтезатор
- силуэты из картона, клей, кисти, трафареты и шаблоны, цветная бумага
Методы:
Словесный:
-рассказ педагога о русской традиции проведения «ярмарочных гуляний».
Наглядный: -показ педагогами традиционного кукольного представления; показ ритмического рисунка словесно-двигательной игры, игра на шумовых инструментах; исполнение песни педагогом.
Репродуктивный: -неоднократное повторение определённых действий детьми.
Дифференцированный:
-работа с группой детей, составленной с учётом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств.
-личностно – ориентированный:
-индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Стимулирующий: -состязательность, поощрение, создание ситуации успеха.
Музыкальный ряд:
1 Песня «Ярмарка» в исп. ансамбля «Русская душа»
2 Песня «Золотая ярмарка» в исп. Л. Николаевой
3 РНП «Где был Иванушка?»
4 Танец «Коробейники» (движения авторские)
5 Танец «Грушевские казаки» муз. В. Чернявского (движения авторские)
6 Ритмопластика «Шла Маруся» (движения авторские)
7 Песня «Казак клинком побреется» муз. В. Чернявского
8 Русские народные мелодии в исп. оркестра народных инструментов
Звучит в записи русская народная мелодия. Дети в русских и казачьих костюмах входят в зал. Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга веселой игрой.
(словесно-двигательная игра О. Арсеневская «Добрый день»)
В этот день чудесный, - поочередно руки вперёд, ладонями вверх
Добрый день! - 2 хлопка + 1 шлепок по коленкам
Дружно поздороваться - поочередно руки вперед…
Нам не лень! - 2 хлопка + 1 шлепок по коленкам
Руки ты протягивай, - Движения повторяются…
Не зевай!
И в игру веселую
Поиграй!
Муз. рук. -ль: Издавна любили на Руси после хорошей работы повеселиться. Рождество, Масленица, Троица… много любимых праздников было на Руси. Но были и особые праздники, на которых могли люди на других посмотреть и себя показать, товары продать и купить что-нибудь для хозяйства, посмотреть весёлые представления. На ярмарках выступали бродячие актёры, там можно было познакомиться с весёлым Петрушкой, увидеть настоящего живого медведя, исполнить любимые песни, принять участие в забавах, играх и состязаниях, покататься на санях или каруселях. И сегодня мы свами устроем весёлую ярмарку! Вот только товара для продажи мало, поможете мне его подготовить? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь, хоть брось.
Вос-ль : Конечно поможем, правда, ребята? Мы уже знакомы с народными промыслами и их особенностями. Сейчас примемся за работу. Делу – время, а потехе – час!
Давайте посмотрим что за этим столом? Вам знаком этот промысел?
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица –
Это значит… (Городец)
- Как вы думаете, а из чего эти изделия сделаны? (из дерева)
-Значит они какие? (деревянные)
- А какие элементы узора вам знакомы? (купавки, розаны, листья,птицы)
(переходят к следующему столу)
А это,что за промысел? Да мы словно в синюю сказку попали!
Вопросы к детям:
- Знаком ли этот промысел вам? (Да, знаком. Это гжель)
- А как вы догадались, что это гжель? (По цвету росписи, и узорам)
- А кто из вас про гжель стихотворения помнит?
реб. -Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
(подходят к третьему столу)
-У красы точёной – сарафан парчовый По волнам узоров яхонты горят Что за чародеи матрёшечку одели В этот несказанный праздничный наряд?
- Ребята, а что это за промысел? Вы знаете?
-(Да, это хохлома)
- А какие цвета используют мастера этого промысла?
- А какиепредметы украшают хохломской росписью?
- (Посуду)
-Назовите элементы хохломской росписи
- (Травка, ягоды, листья, цветы)
- Правильно ребята.
- А теперь выбирайте себе по душе промысел и за дело!
(дети украшают силуэты матрёшек, досок, тарелок)
Муз. рук-ль : Вот уже и готово! Осталось товары разложить по лоткам и
прилавкам. А скажите, для чего людям
нужна ярмарка?
- чтобы продать или купить что-нибудь
- чтобы обменяться новостями
- девицы шли себя показать
- а ребята себе невест посмотреть
- а ещё люди шли на ярмарку, чтобы повеселиться да потешиться
Муз. рук. -ль: - Ну, что всё готово? Давайте ярмарку открывать!
(звучит песня в исп. Л. Николаевой «Золотая ярмарка», взрослые открывают расписные ворота)
Воспит. -ль: - Народ собирается, наша ярмарка открывается!
(дети под музыку проходят в ворота раскладывают свои работы на мольберты, девочки одевают короба с товаром)
ребё нок: - Сюда, сюда, почтенные господа!
Кто к нам поспешает –
Удовольствие получает!
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары :
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте товары наши!
(звучит песня «Ярмарка» в исп. ансамбля «Русская душа» - дети исполняют танец «Коробейники», в конце девочки с лотками выстраиваются возле прилавков)
1 продавец. Вот орешки! Хорошие орешки!
Вкусные, на меду, давай в шляпу накладу!
2 продавец. Сами мы ставропольские, сельди – астраханские!
Давай покупай! Забирай – выбирай!
3 продавец. Кому пирожки, горячие пирожки?
С пылу, с жару, гривенник за пару!
4 продавец. Ай да квас, с медком, с ледком,
И густой, и забористый!
5 продавец. Иголки не ломки, нитки, тесёмки,
Румяна, помада, кому что надо?
6 продавец. Булавки, иголки, стальные приколки!
За один пучок плати пятачок!
Все : - Тары-бары-растабары!
Расторгуем все товары!
(звучит русская плясовая дети с лотками обходят зал и ставят короба на прилавки)
Муз. руководитель: - В России с давних времён сложилась такая традиция- на ярмарке строили балаган для представлений. В них выступали силачи, танцоры, скоморохи и кукольники. А самый любимый кукольный персонаж у народа был Петрушка – непобедимый, неунывающий весельчак в красной рубахе и колпаке с кистью В своих представлениях Петрушка высмеивал глупость, жадность богачей, всегда всех побеждал, а людям это помогало верить в то, что несправедливость можно побороть. А вы хотите посмотреть представление Петрушки?
(на ширме под русскую народную мелодию «Светит месяц» появляется Петрушка.)
Петрушка. -Я Петрушка – веселая игрушка!
Ноги дубовые, кудри шелковые!
Сам хожу, брожу, шевелюсь,
Никого в мире не боюсь!
Подходите ближе, подходите и глаза свои протрите, довольны будете здорово, удовольствия – три короба! Подходите, подходите, посмешки наши посмотрите!
(под музыку на ширме появляется Купец)
Петрушка - А это кто к нам явился, такой важный и серьезный?
Купец - Я – купец, в торговых делах удалец!
Петрушка - А зачем вы на ярмарку пришли?
Купец - Торговать!
Петрушка - Воровать?
Купец - Да не воровать, а торговать!
Петрушка - А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.
Купец - Ладно, пировать, так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.
Петрушка - Пять гвоздей? Сейчас принесу!
Купец - Да не гвоздей, а рублей!
Петрушка - Да не гонял я голубей!
Купец - Не смеши, Петрушка, людей.
Петрушка - Просишь меня, побей? С удовольствием! (петрушка берет палку, бьёт купца и приговаривает) Пей, купец, чай, Головой не качай,Над деньгами не трясись,
А с Петрушкою делись! (Купец убегает.)
Петрушка - Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята! Спойте песню и сыграйте с усердием на музыкальных инструментах.
(Дети инсценируют русскую народную песню «Где был Иванушка»)
Петрушка – Молодцы, уважили Петрушку! А теперь я проверю, как вы знаете русские народные пословицы! Ведь пословица – душа и ум русского народа, в ней и к Родине любовь, и хвала труду и народная мудрость. Я скажу первые два слова пословицы, а вы продолжите!
- Лес рубят (щепки летят)
- Волков бояться….(в лес не ходить)
- Шила в мешке (не утаишь)
- Сделал дело (гуляй смело)
- Без труда….(не вынешь рыбку из пруда)
- Делу время…. (потехе час) Молодцы ребята!
(слышен топот лошадей)
Петрушка – А к нам на ярмарку гости пожаловали! Пошли посмотрим!
(дети в казачьих костюмах исполняют танец «Грушевские казаки» муз. В. Чернявского, остальные садятся на стулья)
Музрук. -ль: - Здравствуйте, вы кто такие будете?
1 казак : - Мы казаки удалые, из станицы Грушевской
Мои кони вороные а у Якова гнедой
2 казак : - Мы пришли к вам торговать
Надо нам коней продать!
Воспитатель : - Ну это надо посмотреть, что у вас за кони, да в деле их проверить. Что ребята проверим?
(игра «Весёлые скачки» муз. В Чернявского)
- Ох и резвые у вас кони, но пора им отдохнуть.
- Смотрите ребята, я лапоточки нашла, а чьи они отгадайте :
Ай-люли-люли-люли!
Наши детки в лес пошли,
Лыко собирали,
Да в корзинки клали.
А из лыка наперед
Лапти батюшка сплетет,
Чудо-лапоточки
Для …. (Маруси дочки) Конечно это Марусины лапти, она так спешила на ярмарку что потеряла их!
(дети исполняют хоровод на песню «Шла Маруся»в исп. шоу-группы «Улыбка»)
Воспитатель : (находит корзину с вертушками)
- Смотрите ребята корзина с вертушками, да здесь записка (читает) «спасибо, что нашли мои лапоточки, а эти вертушки вам в подарок. Маруся» (воспитатель раздаёт вертушки детям)
Муз. руководитель: - А давайте с ними поиграем! Спокойно вдохнём носом, а выдыхая подуем на вертушки (делают 2-3 раза в спокойном ритме) Ребята, скажите а какое настроение у вас когда вы дуете на них? (радостное хорошее, весёлое) (под русскую народную музыку «Кадриль» воспитатель вносит самовар)
Воспитатель : - А вот и Самовар Самоварыч, без него никак не обойтись. Он самый желанный гость на ярмарке! А кто из вас знает поговорки о чае?
дети : - Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
- Пей чай беды не знай!
- С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет!
- Чай не пьёшь – где силу берешь?
- Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает!
Муз. руководитель : Повеселились очень дружно.
Подкрепиться всем вам нужно
Всех друзей на чай зовём Угощаем ароматным
Вкусным чаем с крендельком!
Солнце закатилось - Наша ярмарка закрылась!