Наталья Аникина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Волшебный автобус»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ (метода синектики, метода фокальных объектов)
«Волшебный автобус» в подготовительной группе
Подготовила: Аникина Н. А.
воспитатель МДОУ№14
Цели:
- обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Общественный транспорт
- Развитие речи. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- развивать умение видеть признаки, сходства и различия и выражать их в речи;
- развивать творческое мышление;
- учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»
- закрепить понятия: наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный транспорт;
- закрепить знания о правилах безопасного движения в качестве пассажира транспортного средства.
«Речевое развитие»
- активизировать словарь детей;
- совершенствовать речь, как средство общения;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать мышление, воображение, внимание, память, мелкую моторику.
«Художественно – эстетическое развитие»
- развивать умение творческой интерпретации фантастического объекта средствами художественной выразительности;
- совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла.
«Физическое развитие»
- формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло письмо от мальчика Питера из Австралии. Я вам сейчас его прочитаю.
«Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки гр. 6 детского сада №14. Меня зовут Питер. Я живу в Австралии. Совсем недавно к нам приезжал погостить мой брат. Он живёт в вашей стране.
(Воспитатель спрашивает)
- Ребята, а в какой стране мы с вами живём?
Дети. В России.
(Воспитатель продолжает читать письмо)
Мой брат побывал в вашем городе.
(Воспитатель спрашивает)
- Ребята, а как называется наш город?
Дети. Раменское.
(Воспитатель продолжает читать письмо)
Ему очень понравились достопримечательности: сказочные герои, памятники, фонтаны. Я тоже очень хочу побывать в вашем городе. В путешествие вместе со мной хотят отправиться и мои друзья. Но вот незадача. Мы не знаем, как и на чём нам добраться. Ребята, придумайте что-нибудь!»
Воспитатель на карте (глобусе) показывает, где находится Австралия и где наша страна Россия. Дети делают вывод, что Питеру с друзьями нужно преодолеть большое расстояние по воде и по суши.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним с вами, на какие группы делится транспорт в зависимости от среды передвижения?
Дети. Наземный, воздушный, водный.
Воспитатель. А в зависимости от назначения?
Дети. Грузовой, пассажирский, специальный.
Воспитатель. Молодцы, ребята, правильно. На каком же транспорте Питер с друзьями сможет добраться до нашей страны?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель. Хорошо. Плыли они на корабле, летели на самолёте и оказались в столице нашей Родины.
- Дети, как называется столица?
Дети. Москва.
Воспитатель. От Москвы до нашего города осталось совсем немного. Как вы думаете, на каком транспорте удобнее, веселее добраться?
Дети предлагают варианты. Приходим к выводу, что удобнее на автобусе.
- Автобус, это какой вид транспорта?
Дети. Наземный, пассажирский.
Символическая аналогия
Воспитатель. Ребята, в ответном письме мы перечислим весь транспорт, который потребуется Питеру и его друзьям для путешествия. Чтобы не скучно было в пути, загадаем ребятам про автобус загадку. Да, не простую. Эту загадку мы сейчас сочиним сами.
На что похоже? Чем отличается?
на дом (много окон, этажи, не стоит на месте, движется
есть двери)
на аквариум (люди движутся, без воды
как рыбки)
Загадка: как дом, но не стоит на месте, как аквариум, но без воды.
Физкультминутка.
Мы в автобус дружно сели. (маршируем на месте)
Вправо, влево поглядели. (смотрят вправо, влево)
Наш шофёр педаль нажал (правой ногой нажимаем на пол)
И автобус побежал. (бег на месте)
Эмпатия
Воспитатель. Ребята, представим, что мы с вами действительно сели в автобус и куда-нибудь поехали. Но вот автобус остановился на остановке и в него вошло очень много пассажиров.
Давайте закроем глазки и представим, что каждый из вас – переполненный автобус. Представьте это и скажите, что вы чувствуете?
Дети говорят, что они чувствуют. Воспитатель предлагает обсудить: переполненный автобус «хорошо» это или «плохо».
Прямая аналогия
Воспитатель. Ребята, однажды автобус ехал по городу и вдруг прохожим стали слышны странные звуки, похожие на фырканье или чихание. Может быть, он заболел? Как можно ему помочь? Давайте поможем ему, как врач лечит больного, у которого насморк. Кашель, болит горло. Что можно сделать?
Дети. Промыть двигатель, смазать детали маслом, почистить, фильтр, залить бензин.
Фантастическая аналогия и метод фокальных объектов.
Воспитатель. Ребята, чтобы Питеру с друзьями добраться до нас, нужно преодолеть большое расстояние и делать пересадки с одного транспорта на другой. Потребуется много сил и времени. Как вы думаете, существует ли такой транспорт, на котором можно сразу из одной страны попасть в другую, и не важно, где они находятся?
Дети. Нет, не существует.
Воспитатель. А давайте с вами попробуем представить, пофантазируем.
Для этого назовём три предмета:
-один из видимого окружения,
- один из невидимого окружения,
- один сказочный предмет или герой.
Дети называют. Воспитатель записывает на мольберте названия.
Воспитатель. Ребята, каждому предмету нужно дать характеристику, ответить на вопрос «Какой предмет?»
Воспитатель записывает сокращённо, в быстром темпе на мольберте самые интересные признаки.
А теперь, ребята, посмотрим, какой же получился у нас автобус?
Воспитатель наделяет автобус признаками, качествами выбранных предметов. Дети отвечают на вопросы воспитателя: когда это бывает? кому это нужно или для чего нужно?
Воспитатель. Ребята, какой фантастический, волшебный автобус у нас получился. Давайте нарисуем его, а рисунки и загадку в письме отправим Питеру и его друзьям.
Дети садятся за столы и рисуют мелками свой фантастический автобус.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Кто знает, мы с вами помечтали, а может быть в будущем конструкторы изобретут такой транспорт, и он будет уже не волшебный, а настоящий.
Список литературы.
1. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов - на -Дону, изд. РГУ, 1995.
2. Творческие задания в работе с дошкольниками: Сборник методических материалов НМЦ №242 «Садко»/Под общ. ред. Т. А. Сидорчук. – Челябинск, 2000. – 112 с.
3. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М. : изд. РАО, 1994.