Яна Владимировна Котова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру «Путешествие по реке»
▼ Скачать + Заказать документы
составили воспитатели ГБДОУ црр-д/с № 33 Красносельского района Санкт-Петербурга:
Иванова А. В. ,
Котова Я. В.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Уточнение и расширение представлений об окружающем мире по лексической теме «Осень»
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру „Путешествие по реке“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
-Развивать и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»
- Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными
- образовывать относительные прилагательные
- Развивать умение классифицировать предметы по определенным признакам
- Развивать словестно-логическое мышление
- Учиться делать звукобуквенный анализ
- Развивать представления о грамматическом строе предложения
- Учить создавать варианты знакомых сооружений по условию преобразования
- Расширять представления профессиях, связанных с наукой
- Развивать умение действовать самостоятельно, группой и в паре
Используемые технологии:
икт, сюжетно-ролевая игра «путешествие», карта-загадка
Способы организации детей: сидя в лодке, стоя, передвижение по периметру групп
Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, мебель в группе, картонные кружки (красный, синий, белый, красный карандаш, массажная дорожка, логические картинки, обручи, картонные съедобные и ядовитые грибы, карта, дорожные жилеты.
Словарная работа: прилагательными (опасная, бурная, коварная, грибное и т. д., существительными (ущелье, пристань, исследователи, археологи и т. д., глаголы (проследуйте, уточните, исследуйте и т. д.)
Предварительная работа: проигрывание сюжетной ролевой игры путешествие, ознакомление и умение пользоваться картой, конструирование из мебели, развитие умения действовать сообща, развивать знания о дифференциации звуков.
Ход занятия
Воспитатель подзывает детей, предлагает им поиграть в игру «путешествие». Сюрпризным моментом является карта (Карста сложена и запечатана, на свернутой карте нарисована река). Воспитатель показывает ее детям.
Воспитатель:
- Дети, что нарисовано на карте?
Дети: ответы детей:
-Река.
Воспитатель:
- Какая бывает река?
Дети: (Узкая, широкая, быстрая, глубокая и т. д.)
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, по реке можно путешествовать?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
- Какие опасности могут подстерегать путешественников в пути?
Дети: (высказывают свои предположения) например:
- Лодка может перевернуться и люди утонут, особенно, те, кто не умеют плавать.
Воспитатель подзывает детей к интерактивной доске и предлагает по фотографиям на слайдах назвать прилагательные, описывающие реку, и какая опасность может поджидать путешественников в этом месте реки.
1. Фотография с бурлящей водой и камнями. Ответы детей: бурлящая, опасная, с быстрым течением, опасность перевернуться от волн, удариться и разбиться о камни.
2. Фотография река с туманом. Ответы детей: опасность: из-за тумана плохая видимость, можно столкнуться с другими лодками или налететь на камни.
3. Фотография с порогом на реке. Ответы детей: порог, в результате лодка может перевернуться. Воспитатель просит назвать слово порог во множественном числе.
4. Фотография с подводными камнями. Ответы детей: можно не увидеть, что-то под водой, столкнуться и образуется дырка. Воспитатель просит назвать как называется дырка у судна: брешь или пробоина.
5. Фотография реки с затопленными берегами. Ответы детей: размытые берега, болотистость, в которой можно увязнуть.
Воспитатель вскрывает карту и отворачивает первый сгиб на ней. На карте нарисована часть реки, пристань и приклеен конвертик-секретик. Воспитатель достает из конверта записочку и читает в слух.
Воспитатель:
- Задание №1. Постройте лодку и отправляйтесь в путешествие по реке.
Ребята, как вы думаете из чего можно построить лодку.
Дети: (Из конструктора, из бумаги, из деревянного строителя, из столов и стульев.)
Воспитатель:
- Интересное предложение построить из столов и стульев. И каких частей состоит лодка.
Дети: (Борта, нос, корма)
Воспитатель:
- Начинаем строить.
Строиться лодка, нос которой смотрит на интерактивную доску. Во время строительства, обсуждается, где будет место для захода на лодку: пристань, причал и трап. Для трапа можно использовать массажную дорожку для стоп, которая скручивается при отплытии и раскручивается при посадки и высадке с лодки.
Воспитатель:
- Какую меру предосторожности мы должны выполнить, если мы с вами отправляемся в путешествие на лодке?
Дети: (Надеть спасательные жилеты)
Воспитатель:
- Разве, тем, кто умеет плавать нужен спасательный жилет?
Дети: (Да, так как можно в воде удариться об камни, потерять сознание. Или сильное течение, может человека выбить из сил)
Воспитатель предлагает надеть жилеты детям (дорожные жилеты, имитирующие спасательные. И погрузиться на лодку.
Воспитатель:
- Ребята, а у нас какая будет лодка моторная или обычная с веслами.
Дети предлагают разные варианты ответов.
Воспитатель:
- Как вы думаете для природы лучше какой вариант лодки? И почему?
Дети: (Лодка с веслами. Так как мотор выделяет бензин, который загрязняет реку.
Воспитатель отворачивает следующий загиб у карты. На карте от пристани по реке идет красная пунктирная линия до картинки с грибной поляной)
Воспитатель:
- До какого места нам нужно доплыть?
Дети: (До леса, в котором растут грибы.)
Воспитатель:
- Как называется место в лесу, где растет много грибов?
Дети: (Грибное место)
Воспитатель:
- Тогда в путь! (Раздается плеск воды)
Дети сидя в лодке имитируют греблю. В это время, воспитатель прокручивает слайды с видами рек, останавливается на слайде, на котором изображена лесная поляна с грибами.
Воспитатель:
- Мы с вами долго были в пути. Мы устали и проголодались. Предлагаю, вам, подкрепиться.
Выдает каждому тарелочку в которой лежат кружки трех цветов (красный, синий и белый) и красный карандаш.
Воспитатель:
- Дети, а давайте как будто карандаш эта ложка. Всем приятного аппетита!
Дети имитируют процесс поедания пищи ложкой из тарелки.
Воспитатель:
- Что кричат люди друг другу в лесу, чтоб не потерять друг друга.
Дети:
- Ау!
Воспитатель:
- Назовите первый звук в слове «АУ»?
Дети:
- Звук «А».
Воспитатель:
- Какой это звук: гласный или согласный?
Дети:
- Гласный!
Воспитатель:
- Возьмите в тарелочке, тот кружок, который обозначает гласный звук и поднимите его в верх.
Дети должны поднять красный кружок.
Воспитатель:
- Какой второй звук в слове «АУ»?
Дети:
- «У».
Воспитатель:
- Это какой звук гласный или согласный?
Дети:
- Гласный.
Воспитатель:
- Возьмите в тарелочке, тот кружок, который обозначает гласный звук и поднимите его в верх.
Дети должны поднять красный кружок.
Воспитатель:
- Кто из вас может написать слово «АУ» буквами? Напишите его на белом кружке.
Воспитатель выжидает некоторое время, а затем показывает образец и обращает внимание, правильное написание буквы «У». Синий кружок нужен для того, чтобы дети сделали правильный выбор из кружков при схематическом обозначении звуков.
Воспитатель вскрывает конвертик- секрет.
Воспитатель:
- Задание №2. Соберите в лесу грибы. Съедобные складывайте в желтый обруч, а не съедобные в красный.
Дети по трапу сходят с лодки. Ищут грибы и собирают (грибы разложены на поляне в лесочке).
Воспитатель с детьми проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель:
- Ребята, как называются грибы в желтом обруче?
Дети:
- Съедобные.
Воспитатель:
- Как называются грибы в желтом обруче?
Дети:
- Не съедобные.
Воспитатель:
- Как еще можно назвать несъедобные грибы?
Дети:
- Ядовитые.
Воспитатель:
- Что же делать? Мы ведь трогали их руками.
Дети:
- Надо вымыть руки в воде.
Воспитатель:
- Но в лесу водопровода нет. Где же мыть руки.
Дети:
- В луже, ручье и реке.
Имитируют мытье рук в реке.
Снова садимся в лодку.
Воспитатель отворачивает следующий загиб у карты.
Воспитатель:
- До кого места теперь нам нужно доплыть?
Дети:
- До горы с пещерой.
Имитируем греблю. (Звук плескания воды) На интерактивной доске сменяются фотографии с видами рек.
Остановились и причалили у пещеры.
Воспитатель вскрывает конвертик с секретом.
Воспитатель:
Задание №3. Станьте исследователями. И узнайте, что есть внутри пещеры.
Воспитатель:
- Кто такие исследователи?
Дети:
- Люди которые изучают мир.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что может быть внутри пещеры?
Дети: (высказывают свои предположения)
- Золото, клад, приведения и наскальные рисунки.
Воспитатель:
- А, как называется профессия людей, которые занимаются раскопками?
Если дети не знают, то воспитатель подсказывает:
- Археологами. (На экране появляется слайд с фотографией археологов в пещере, ведущих раскопки)
Опускаем трап и сходим на берег. Имитируем вход в пещеру, проползаем под низким сводом пещеры, движемся аккуратно из-за плохой видимости. Передвижение в сторону интерактивной доски, на которой фотография пещеры с наскальными рисунками. Рисунки на слайде расположены в хаотичном порядке. Воспитатель предлагает детям сфотографировать наскальные рисунки. Дети имитируют фотографирование. Отправляемся на лодку тем же способом. Совершаем посадку на лодку.
Воспитатель:
- Давайте, ребята, представим, что у нас фотоаппарат, который сразу может сделать фотографии.
Дети:
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Разбейтесь на пары. (Каждой паре выдает комплект фотографий-картинок) Вам надо разложить фотографии по порядку, что было сначала, а что произошло после. Сделать логическую цепочку.
Дети совещаясь между собой выполняют задание.
Воспитатель:
- Давайте, друг друга проверим. (На интерактивной доске слайд с хаотично расположенными картинками)
Дети называют порядок по которому они выкладывают фотографии.
Воспитатель отворачивает, следующий загиб на карте.
Воспитатель:
- До какого места мы на этот раз должны доплыть?
Дети:
- До гор, которые находятся рядом друг с другом.
Воспитатель:
- Как называется это место в горах? ( Если дети не знают подсказывает воспитатель: «ущелье»). Ребята, когда мы поплывем, предлагаю вам смотреть внимательно на берег и называть, что вы там увидите необычного.
Имитируем греблю. (Звук воды) На интерактивной доске, в быстром темпе показываем фотографии леса, в котором прячутся животные. Дети перечисляют увиденное.
Снова причаливаем около ущелья. Воспитатель вскрывает последний конвертик-секретик. На интерактивной доске фотография ущелья.
Воспитатель:
- Задание №4. Отгадайте загадку:
Никто его не видывал.
А слышать всякий слышал.
Без языка кричит.
На всех языках говорит.
Дети:
- Эхо!
Воспитатель:
- Предлагаю, вам, поиграть в игру «Эхо».
Повторяйте предложение с правильной интонацией. Повествовательное предложение – спокойный голосом. Восклицательное предложение – восхищенным голосом. И вопросительное предложение – вопросительным тоном.
( Предложение: У нас интересное путешествие.) Воспитатель произносит предложение, дети хором произносят предложение, стараясь произнести его с правильной интонацией.
Снова садимся в лодку.
Воспитатель:
- Мы устали грести. Теперь мы отправляемся домой. Во время путешествия нам приходилось грести против течения, за то теперь нас течение само понесет домой по реке.
Закройте глаза и вспоминайте, какие были приключения во время нашего путешествия.
Дети сидят в лодке с закрытыми глазами. (Звучит музыка со звуками леса).
Останавливается музыка. На интерактивной доске снова фотография с пристанью.
Воспитатель:
Ребята, если вам понравилось наше путешествие, то предлагаю вам самим нарисовать свою карту путешествия и продолжить игру.