Ксения Глотова
Конспект интегрированного занятия по РНС «Крошечка-Хаврошечка» с использованием техники продуктивного чтения-слушания
Конспект интегрированного занятия по Р. Н. С. "Крошечка -Хаврошечка".
Автор и название произведения:
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»
Художественная задача текста:
Сказка учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить окружающих. Зло наказывается, а добро поощряется.
Цель воспитателя :
Публикация «Конспект интегрированного занятия по РНС „Крошечка-Хаврошечка“ с использованием техники продуктивного чтения-слушания» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Воспитание у детей нравственных качеств: доброты, заботливого отношения, трудолюбия; привитие интереса к художественному слову; формирование умения внимательного и заинтересованного слушания.
Тема НОД:
«Путешествие в сказку «Крошечка- Хаврошечка»»
Этапы деятельности:
Мотивационный этап
(до чтения)
Действия детей:
Дети слушают увлекательную историю из личной жизни воспитателя, отвечают на поставленные вопросы, рассматривают фотографию яблоньки, просматривают слайды презентации.
Воспитанники участвуют в игре «Добрая волшебница».
Задачи:
1. Заинтересовать детей.
2. Сформировать первое представление о сказке, умение представить образы.
3. Получить эмоциональный отклик на услышанную информацию.
4. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.
5. Вызвать положительные эмоции, создать состояние включённости в работу.
Образовательные области (СКР,ПР,РР).
Ориентировочный этап (до чтения)
Действия детей:
Дети знакомятся с героиней сказки, фрагментами сюжета с волшебными превращениями.
Отвечают на вопросы по определению цели участия каждого в восприятии сказки.
Задачи:
1. Подвести к названию сказки.
2. Определить цели участия каждого в восприятии сказки.
Исполнительский этап
(во время чтения и после чтения)
Во время чтения действия детей:
Слушают текст русской народной сказки. Знакомятся с неизвестными словами.
При прослушивании произведения включают в работу воображение, память, внимание.
Задачи:
1. Познакомить детей с неизвестными им словами, дать определение слов. Расширять словарный запас.
2. Развивать воображение у дошкольников, слуховую память, произвольное внимание.
3. Вызвать эмоциональный отклик на читаемый текст. Обогащать эмоциональный мир детей.
Образовательные области (ПР,РР)
После чтения действия детей:
1. В игровой деятельности образуют из предложенных слов уменьшительно-ласкательные формы.
2. В игре находят добрых и злых героев русских народных сказок, в том числе и данной сказки. Определяют своё отношение к ним.
3. Собирают в парах пазлы, получая картинку из сказки.
4. Участвуют в физкультминутках.
5. Подбирают пары к картинкам с изображением животных и растений.
6. Отвечают на предложенные воспитателем вопросы.
Задачи:
1. Развивать кругозор, формировать познавательную активность.
2. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
3. Формировать умение выстраивать ответы на вопросы.
4. Обучать грамматическим основам русского языка.
5. Формировать представление детей о добром, трудолюбивом, заботливом и злом, завистливом человеке.
6. Воспитывать необходимые важные нравственные качества.
7. Развивать конструкторское и творческое мышление, логику.
8. Развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, умение снимать напряжение в физкультминутках.
Образовательные области (СКР,ПР,РР,ХР,ФР).
Рефлексивный этап
Действия детей:
Выражают своё отношение к прочитанной сказке, определившись с выбором цвета. Определяют главную идею сказки, объясняют, чему научила сказка.
Задачи:
1. Формировать рефлексивные навыки.
2. Развивать умение выделять главную мысль в прочитанном и определять смысловую идею литературного произведения.
Образовательные области (РР,ПР).
Перспективный этап
Действия детей:
Дети выполняют домашнее задание (раскрашивают раскраску любыми художественными материалами). Дошкольники могут пересказать сказку родителям. Дети могут самостоятельно поближе познакомиться с печатными вариантами сказки, рассмотреть иллюстрации.
Задачи:
1. Развивать умение действовать на перспективу, планировать работу.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Формировать интерес к устному народному творчеству.
4. Воспитывать бережное отношение к книге.
5. Развивать коммуникативные навыки.
Образовательные области (ХР,РР,ПР,СКР).
Предполагаемая цель ребенка:
Совершение увлекательного и интересного путешествия в мир сказки, получение новой информации, реализация потребностей в игре, общении, движении, получении одобрения и проявлении своих возможностей и способностей.
Работа до чтения Воспитатель: - Я каждый год летом езжу в деревню. Как – то шла я по дороге и увидела маленькую девочку. Она вела коровушку и горько плакала.
-Что ты плачешь? – спросила я.
- Мою любимую коровушку хотят погубить злая мачеха и её дочки. А я так её люблю. Что мне делать?
Я ещё не придумала, как помочь девочке, как вдруг увидела, что коровушка наклонилась к уху девочки и что-то ей шепнула. Девочка вытерла слёзы, немного успокоилась и пошла дальше. А я так и не узнала, как её звали, что ей шепнула корова и чем закончилась эта история.
- А вы не знаете?
На будущий год, когда я вновь приехала в деревню, у дороги, рядом с тем местом, где мы встретились с маленькой девочкой, росла прекрасная яблоня. Она была так красива, что я не удержалась и сфотографировала её. Сегодня я принесла фотографию вам показать. А совсем недавно я на книжной полке среди русских народных сказок увидела книжку. На её обложке была нарисована маленькая девочка, обнимающая коровку. Я прочитала название – «Крошечка-Хаврошечка».
Вопрос: - Как вы думаете, кого так звали?
Я открыла сказку и начала читать. Сказка раскрыла мне все секреты, ответила на мои вопросы.
- А кто из вас хотел бы узнать историю маленькой девочки?
-Кто хотел бы помочь Хаврошечке, подсказать, как спасти коровушку?
- А кто хотел бы защитить коровушку и девочку от злой мачехи?
- Значит вы готовы со мной войти в сказку и узнать историю Крошечки-
Хаврошечки и её любимицы коровушки?
Сейчас вы закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Один, два, три – добрая волшебница, двери в сказку распахни!» До кого волшебница дотронется своей палочкой, тот может открыть глаза и окажется в сказке…
Работа во время чтения:
Чтение р. н. с. «Крошечка-Хаврошечка» с комментариями, напечатанной на отдельном листе.
Работа после чтения:
1. «Назовите ласково»
Задание: Поймать мяч и назвать слово ласково:
- мяч - ….
- кукла-…
-конфета-….
- солнце-….
- цветок-….
- Хаврошка -….
Вопросы: - 1) Напомните мне название сказки.
2)Вам понравилась Крошечка- Хаврошечка? Какой была маленькая девочка?
2. Игра «Добрые - злые» (маленькая физкультминутка)
Вопрос: - К каким людям попала Хаврошечка, добрым или злым?
Задание: посмотрите на экран и определите, какой герой сказки: добрый или злой? (если злой – погрозите пальцем, если добрый -обнимите себя)
3. «Пазлы» (собирают в парах во время игры «Добрые- злые»)
Задание: Соберите картинку.
Вопросы: - Как звали героев сказки, которые получились у вас на картинке? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка)
- Какие были дочки мачехи? (ленивые, злые)
- А что делала Хаврошечка?
- Кто ей помогал выполнить работу?
- Как звали дочку, которая рассказала матери о том, кто помогает Хаврошечке? Как злая мачеха всё узнала?
- На кого из героев сказки «Крошечка – Хаврошечка» вы хотели
4. Физкультминутка «Спи глазок, спи другой»
Задание: В паре один говорит другому «Спи глазок (закрывают ладонью один глаз, спи – другой (закрывают второй глаз) и немного посидеть с закрытыми глазами. Затем поменяться ролями.
5. Физкультминутка «Дерево»
Вопрос: - В какое дерево превратилась коровка, которую погубила злая мачеха?
Давайте и мы сейчас превратимся в какое-то дерево.
Физкультминутка
-Выросли деревья в поле. (встаньте и скажите, какое вы дерево)
Хорошо расти на воле (руки в стороны)
Каждое старается:
К небу, к солнцу тянется. (руки вверх, потянуться)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки (машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли (наклоны вперёд)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (наклоны в разные стороны)
Ветер стих, взошла луна
Наступила тишина (тихо сели на места)
6. «Подбери пару»
Вопрос: - Как яблонька помогла Хаврошечке? Почему яблонька помогла ей и не помогла дочкам мачехи?
Воспитатель: -Не зря русские люди сложили пословицы о добре и зле: «Добро не умрёт, а зло пропадёт», «Доброе дело без награды не останется».
Вопрос: -Чему нас научила сказка? (быть добрым, хорошим, ласковым, трудолюбивым. Если по доброму относиться к окружающим, то и они тебе подарят добро. А злой человек останется ни с чем.)
Задание: На доске висят картинки с изображением коровы, курицы, овцы, яблоньки. Подобрать пары - картинки. Что подарят нам эти животные и растения в случае внимательного, доброго, заботливого отношения к ним:
-Курица – яйцо
- Корова – молоко
- Овца – шерсть
- Яблонька – яблоко
Вопрос: - А что мы можем доброго, полезного сделать для окружающих нас людей?
Рефлексия «Разноцветные яблоки"
Задание: - Понравилась ли вам сказка? Если да, прикрепите на яблоньку красное яблочко, если не очень – жёлтое, если совсем не понравилась – зелёное.
Выход на самостоятельную деятельность:
Воспитатель: - Закончилась сказка. Зазвенел колокольчик, и волшебная сказка перенесла нас обратно в нашу группу. Посмотрите на книжную полку. Найдите на ней глазами сказку «Крошечка –Хаврошечка». Эта книжка будет теперь жить в нашем книжном уголке. Вы можете её ещё раз взять, посмотреть иллюстрации (картинки).
Вопрос: - Кому бы дома вы хотели рассказать эту сказку?
Домашнее задание: - У меня есть фотография яблоньки на память, а чтобы у вас осталась память о сказке, то дома вы создайте свою фотографию – раскрасьте картинку.
Ну а Крошечка-Хаврошечка каждый год собирает спелые и сочные плоды со своей яблоньки и вам вот прислала. Кушайте на здоровье!