Татьяна Пономарева
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание у детей старшего возраста патриотических чувств и любви к своей стране; дальнейшее формирование гражданской позиции.
Задачи образовательные: Закрепить знания детей о том, что наша Родина- Россия, названия российских городов, гор, названия рек. Формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить знания о флаге, гербе, гимне, как о государственных символах страны. Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов, пословиц, поговорок, обогащать речь детей выразительными средствами.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Задачи воспитательные : воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к Родине, гордость за родную страну, любовь и бережное отношение к своей отчизне; любовь и уважение к малой родине. Умение работать в коллективе, слушать своих товарищей.
Задачи развивающие: развивать диалогическую речь, память, мышление, внимание и творческие способности детей.
Словарная работа: (активизация словаря) государственные символы, неофициальные символы России, Родина, Малая Родина, Отечество, Россия, герб, флаг, гимн, скипетр, держава, хлебосольная.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» во взаимодействии с образовательными областями «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», Художественная литература.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихов, пословиц, поговорок; прослушивание гимна, показ презентаций о народных праздниках, одежде, быте, рассматривание государственной символике; чтение русских народных сказок; знакомство с географической картой России; дидактической игрой «Передай сердечко и скажи словечко», подвижная игра «Белый, синий, красный»; рисование с детьми березки - символ России, разными способами с помощью красок, карандашей и восковых мелков.
Материалы к занятию : карта России, глобус, картинки с изображением животных и природы России; карточки с изображением неофициальных символов России, различных флагов и гербов, музыкальная подборка, указатель станции, конверты с заданиями; бумажные ленточки цвета: белый, синий, красный; карандаши, эмблемы для детей ”Юный патриот России’’, игрушка Марсианин.
Ход занятия:
Воспитатель : (звучит космическая музыка)
Ребята, кто это к нам в гости пришел?
Марсианин: НЕ пришел, а прилетел. И куда же я попал?
Воспитатель : Это планета Земля. А попали Вы в детский сад.
Марсианин: В детский сад? Я давно наблюдал за вами и вашей планетой, и мечтал побывать на ней.
Воспитатель : А с какой планеты Вы к нам прилетели?
Марсианин: Я с планеты Марс. Я – марсианин, зовут меня Марсик, и живу я в космической стране. А в какой стране живете вы?
Дети: (ответы)
Воспитатель : – Да, ребята вы правы, живём мы в огромной прекрасной стране. Это наша Родина, как и у человека, у страны есть имя. И называется наша страна? (Россия)
Марсианин: А что такое Россия?
Дети: Это страна, в которой мы живем, где мы родились, где живут наши родители, родственники и друзья.
Марсианин: А какая она ваша Родина? Расскажите мне про нее.
Воспитатель : Ребята, давайте пригласим Марсика с нами в путешествие по России. Нам нужно посетить 3 станции и там будут конверты с заданиями, которые нужно выполнить. И поедем мы на поезде. Берите с собой свои знания, они вам пригодятся. И отправляемся в путь (Имитируют движения поезда, делая небольшой кружок по группе)
Воспитатель : И наша 1станция называется “Географическая” (Указатель с названием станции и конверт, а в нем задание, которое нужно выполнить).(дети становятся перед картой России)
Ребята, перед нами карта какой страны? Как она называется?
Дети: Россия
Воспитатель : Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту, вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается день. Чтобы добраться с одного конца страны на другой, на поезде нужно ехать 7 дней - неделю. А если пройти нашу страну пешком, то придется путешествовать не меньше года.
Про Россию можно сказать много красивых слов.
Я предлагаю поиграть в игру “Передай сердечко”
(возьми сердечко и скажи словечко про Родину)
Дети: Большая, милая, красивая, любимая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая, родная, великая, непобедимая, справедливая, огромная, прекрасная, гордая, мужественная, богатая, дружественная.
Воспитатель : Вот сколько красивых слов можно назвать о нашей Родине.
И сегодня я познакомлю вас еще с одним красивым словом, а спряталось оно в картинке (изображение хлеба и соли). Это слово ХЛЕБОСОЛЬНАЯ.
Есть такой обычай в России встречать гостей хлебом и солью (дети вручают гостям каравай).
Ребенок читает:
Примите сегодня от чистого сердца
С теплом каравая и наше тепло!
Воспитатель : А как называют людей, которые живут в нашей стране?
Дети: Россияне
Воспитатель : Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое слово Родина?
Дети читают стихи о Родине :
Для меня Россия - белые березы
Для меня Россия - утренние росы
Для меня Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Родина- слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родной, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок… и я.
Воспитатель : А еще много пословиц и поговорок сложил народ о Родине
Нет земли краше, чем Родина наша.
Для Родин своей ни сил, ни жизни не жалей
Одна у человека мать - одна и Родина.
Береги землю родную, как мать любимую
Воспитатель : Чему учат эти пословицы?
Дети: Добру, любви к Родине, умению защищать ее от врагов.
Воспитатель : Ребята, а еще есть такое понятие как Малая Родина.
Это наш город, наш район (ответы детей, родной дом, родная улица, друзья, место- где мы родились. Это место, где мы родились.
Сейчас мы опять сядем на поезд и поедем на 2 станцию” Широка страна моя родная”.
Воспитатель : Ну вот и приехали. Ребята, посмотрите еще раз на карту России и скажите, какие цвета есть на ней (зеленый, коричневый, голубой).
Что означает зеленый цвет?
Дети: это леса нашей страны
Воспитатель : А какие деревья растут в наших лесах (береза, дуб, осина, тополь, рябина, клен, ель, сосна).
Ребята, а вы знаете, какое дерево символизирует Россию? - береза
А кто прочитает стихотворение о березе?
Белоствольная березка-
Символ родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей….
А теперь давайте разомнемся и покажем нашему гостю Марсику физкультминутку:
Руки подняли и покачали
Это - березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад
Воспитатель : А что обозначает коричневый цвет?
Дети: Горы
Воспитатель : в нашей стране много гор- Уральские, Кавказские, Алтайские. А как называется самая высокая гора в России (Эльбрус)
Воспитатель : А что обозначает голубой цвет? (реки, моря, озера)
Воспитатель : Назовите самое глубокое озеро? (Байкал)
Воспитатель : А самая длинная река в России? (Лена)
А еще, какие реки вы знаете (Волга, Нева, Обь, Москва-река)
Воспитатель : Ребята, а чем еще богата наша страна?
Дети: В нашей стране много животных, птиц, рыбы (перечисляют их)
Воспитатель : Это все - наше богатство. Мы с вами должны беречь природу.
Воспитатель : А теперь садитесь в поезд, и мы отправляемся дальше.
Наша 3станция называется “ Государственная” (дети садятся за столы)
Воспитатель : Ребята, назовите столицу нашей Родины (Москва)
Кто знает стихотворение о городе Москва? (ребенок читает)
Москва-это Красная площадь,
Москва-это башни Кремля,
Москва- это сердце России, которое любит тебя!
Воспитатель : Как зовут самого главного человека страны – президента России? (Владимир Владимирович Путин)
Назовите место работы президента России? (Москва-Кремль)
А чем занимается президент? (управляет страной)
3. Какие символы страны вы знаете? (Герб, Гимн, Флаг)
Воспитатель : Давайте поговорим о первом символе России-Гербе.
Прочтите стихотворение о гербе России (ребенок читает)
У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток посмотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,- он России дух свободный!
Воспитатель : Ребята, расскажите о нем. Что там изображено?
Дети: Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Золотой цвет- это символ солнца. Одна голова орла обращена на Восток, другая на Запад (чтобы видеть врагов). Грудь орла украшена щитом, на нем всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьем в руках и этим копьем убивает змИя. Это символ победы добра над злом. В лапах орел держит скипетр и державу- они обозначают государственный порядок.
Герб- Это эмблема государства. (Изображается на печатях, паспортах, монетах) - (рассмотреть картинки с изображением паспорта, монеты и печати)
Воспитатель : А теперь поговорим о 2 символе России. Ребята, есть у каждой страны особенная и самая главная песня. Что же это за песня?
Это гимн (главная песня страны, которую исполняют и слушают стоя)
Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Где он исполняется?
Дети: Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности; когда приезжают президенты других стран к нам в гости
Воспитатель : Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать
государственный гимн?
( Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.)
Звучит гимн. Дети поют гимн России (один куплет)
Воспитатель : А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей Родины - флаге
Воспитатель : Что такое флаг? Какого цвета Российский флаг и для чего он нужен?
(Белый цвет – означает мир, чистоту, благородство.
Синий – синее небо, верность, правду честность.
Красный – огонь, смелость и великодушие.)
Воспитатель : Кто нам прочитает стихотворение о флаге России
(ребенок читает).
«Флаг России»
Флаг России - он трехцветный. Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия! Ты должна быть самой сильной!
Воспитатель : Ребята, Марсик вам предлагает очень интересное задание называется оно ”Узнай наш флаг, узнай наш герб”. У вас на столах лежат карточки с изображением гербов и флагов различных стран. Надо найти среди них российский флаг и герб и обвести их в кружок (один ребенок работает у доски).
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру «Российский флаг».(дети под музыку бегают в рассыпную, держа в руках полоски синего, красного и белого цвета. По окончании музыки выстраиваются в три колонны и поднимают полоски одного цвета, образуя имитацию флага России)
Воспитатель : Замечательный флаг у нас получился.
Марсику очень понравилось, как вы играли (дети садятся на места).
Воспитатель : Ребята, мы с вами знаем, что у России есть неофициальные символы. Давайте Марсику расскажем о них, а для этого выполните задание (в карточках с изображением различных предметов нужно обвести нужные символы, (один ребенок работает у доски)
Воспитатель : Ребята, вы правильно выполнили задание. Теперь Марсик знает еще и о других символах России. Мы с вами говорили, что наша страна большая и богатая. А кто же охраняет нашу Родину, чтобы на нее враги не напали?
Дети: Российская армия - защитники Отечества.
Воспитатель : А каких военных вы знаете?
Дети: летчики, моряки, танкисты, пограничники (ребенок у доски показывает картинки)
(Ребенок читает стихотворение об Армии)
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Спасибо Армии Российской.
Спасибо дедам и отцам
За то, что солнце светит нам.
Воспитатель : А сейчас вам надо выполнить последнее задание - решить кроссворд и угадать, какое слово там спрятано.
КРОССВОРД
Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу.
Давайте Марсику напомним, о чем мы сегодня говорили (ответы детей, (узнали новые понятия ХЛЕБОСОЛЬНАЯ, МАЛАЯ РОДИНА)
Марсик благодарит вас за интересное занятие, он много узнал о России. И приготовил вам маленькие подарки- эмблемы ЮНЫЙ ПАТРИОТ РОССИИ.
(воспитатель дарит детям эмблемы).