татьяна серегина
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «Сретение»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И АППЛИКАЦИИ
ТЕМА: «СРЕТЕНИЕ»
Должность: Воспитатель
Серегина Т. С.
г. Кашира
Программные задачи:
- Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;
- Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации „Сретение“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сретение Господне, 15 февраля
- Темочки
- Закреплять умение пользоваться трафаретами;
- Закреплять навык детей работать с «накатышами»;
- Развивать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл;
- Развивать мышление, мелкую моторику рук;
- Воспитывать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа.
Оборудование:
Картинки орудий труда, трафареты домашних животных на каждого ребенка,, клеевой карандаш, ножницы, простые карандаши на каждого ребенка, подносы, пеналы, «накатыши» из салфеток (белый цвет).
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель:
- Ребята отгадайте загадку:
Снег мешками валит с неба, По ночам мороз силён,
С дом стоят сугробы: Днём капели слышен звон,
То бураны и метели День прибавился заметно.
На деревню налетели. Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр, где стулья расставлены полукругом.
- Ребята, а какой по счету месяц зимы февраль? (Третий, последний)
- Если февраль – последний месяц зимы, какое же потом время года наступит? (Весна)
Сегодня как раз середина февраля, и в этот день в народе обычно говорят: «Зима с весной встречается». И называли этот день «Сретение», что означает встреча. Сретение приходится на середину февраля. Февраль в народе называли кривые дороги, снежень, лютень, вьюговей, бокогрей.
«Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит».
Воспитатель:
- Как вы понимаете это выражение? (Дети высказывают.)
- Да, переменчивый февраль.
- Ребята, а знаете, почему говорят: «Зима с весной встречается»?
Именно с этого дни русские крестьяне начинали готовиться к весенним работам.
- А как вы думаете, чем крестьяне занимались весной? (Дети отвечают.)
У вас у многих есть дачи, ваши мамы, папы, дедушки, бабушки работают
там. Ведь скоро наступит весна.
- Какие весенние работы будут выполнять взрослые? (Ответы детей.)
Воспитатель показывает иллюстрации крестьянских весенних работ.
Воспитатель:
- С помощью, каких приспособлений, орудий труда велись эти работы? (Борона, соха, плуг)
- Отгадайте загадки:
Два рога, одна нога. (Соха)
Загуляла корова, всё поле рогами переполола. (Соха)
Пятеро десен на четыре зуба. (Борона)
Воспитатель показывает картинки с изображением орудий труда.
Воспитатель:
- И именно с этого дня крестьяне идут в свои сараи, где лежат инструменты. Какие инструменты поломались – их надо ремонтировать: где надо забить гвоздь, закрепить что-нибудь, т. е. они занимались починкой и обновлением рабочих инструментов. Особенно много работы было у кузнецов и у колёсников, которые налаживали ходовую часть телеги, чтобы не скрипела, не прыгала, а катилась легко и быстро.
- Отгадайте ребята ещё одну загадку:
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колёса)
Воспитатель:
К этому времени рождались телята, ягнята, козлята, поросята, и чтобы животные не замёрзли, их держали за печкой или в тёплом закутке. А также появляются котята, щенки. Все они рождаются очень беззащитными животными, и человек заботится о них. Кур начинали прикармливать овсом, чтобы больше несли яиц.
- Ребята, а послушайте народную прибаутку:
Дуня, моя Дуня, Кобыла Ненина,
Милая Авдотья. Жеребец Гаврила,
Как у нашей Дуни Корова Алёна,
Что было скотины: Бык был Ерёма,
Гусиха Агаха, Кошка Матрёшка,
Селезень Игнаха, Кот был Алёшка,
Курица Варвара, Овечка Манька,
Петух был Макара, А баранчик Ванька.
Воспитатель:
- Перечислите всех животных в этой забавной прибаутке. (Кобыла, жеребец, корова, бык, гусыня, селезень, курица, петух, кошка, кот, овечка, баранчик.)
- Кто может посчитать, сколько всего у Дуни было животных? (12 животных.)
Воспитатель:
- Лошадь была самым ценным животным в каждом крестьянском дворе, основной тягловой силой крестьян, на которой держалось благополучие сельской семьи. Хозяин особо тщательно следил за ней: чистил, купал, кропил святой водой, оставшейся с Крещения. Для лошадей и «звание» придумали, в зависимости от того, где лошадь используется: «Кляча воду возит, лошадь землю пашет, конь под седлом». Однако мало кто из крестьян держал верховых лошадей. В основном использовали лошадей для хозяйских нужд. По состоянию коня судили о хозяине.
- Подумайте, а что вы смогли рассказать хозяину про его лошадь? (Хозяин хорошо ухаживает, кормит, жалеет, в меру использует в работе, держит в помещение, любит и т. д.)
Воспитатель:
- А сейчас ребята, я предлагаю вам встать в круг и немножко отдохнуть. Вы сейчас – домашние птицы.
Наши уточки с утра - Дети идут по кругу вперевалочку, подра-
Кря-кря-кря!Кря-кря-кря! жая походке уток.
Наши гуси у пруда - Идут по кругу, вытянув шеи и отставив
Га-га-га!Га-га-га! руки назад.
Наши курочки в окно - Останавливаются, встают лицом в круг,
Ко-ко-ко!Ко-ко-ко! бьют руками по бокам.
А как Петя-петушок Поворачиваются спиной в круг, подни- Раным-рано поутру маются на носочки, отставляют руки
Нам споё т: «Ку-ка-ре-ку!» назад.
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю подойти к столам, где вас ждут трафареты домашних животных. Нужно их обвести, вырезать, приклеить на лист бумаги и оформить с помощью «комочков». (Дети выполняют работу.)
Воспитатель:
- Молодцы! Хорошие получились ваши работы.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
Воспитатель:
Но до настоящей весны ещё далеко, зима ещё холодная. По сегодняшнему дню раньше определяли, какой будет урожай.
- Ребята, а какая сегодня погода? (Разговор о погоде.)
Воспитатель:
- Ребята, а какие пословицы вы знаете про будущий урожай?
Дети: «В Сретение капель – урожай пшеницы»;
«Ясная погода в Сретение – к плохому урожаю. Травы будет много, а хлеба мало»;
«В Сретение метель дорогу переметает к неурожаю».
Воспитатель:
- Наше занятие подходит к концу. Но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть в словесную игру «Животные и их детёныши». Нужно подобрать к животному его детёныша.
Свинья - …. поросёнок; корова - …. телёнок;
Лошадь - …. жеребёнок; кошка - … котёнок и т. д.
Воспитатель:
- А теперь ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили?
- Как называется праздник, когда зима с весной встречается?
- Как крестьяне готовились к весенним работам?
- Какие изменения происходят у животных весной?
- Как крестьяне заботились о детёнышах животных?
Дети отвечают на вопросы.