наталия васянина
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Музей юных пожарных»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия для старшей группы
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №172 «Львенок» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для старшей группы (5-6 лет) на тему:
Публикация «Конспект интегрированного занятия для старшей группы „Музей юных пожарных“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Выполнила: воспитатель
старшей группы «Жирафики»
Васянина Наталия Владимировна
Чебоксары, 2017
Цель: привитие дошкольникам элементарных навыков пожарной безопасности.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- закрепить понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;
- уточнить знания детей о причинах возникновения пожаров;
- познакомить с огнем и его свойствами через практическое экспериментирование;
- расширить знания детей о средствах пожаротушения (вода, песок, огнетушитель);
- уточнить роль огня в жизни человека, как положительной, так и отрицательной стороны;
Развивающие задачи:
- развивать мышление ребенка: умение анализировать, сравнивать, обобщать свои знания, делать выводы;
- формировать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
- воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем;
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие (формирование основ безопасности); познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность); физическое развитие.
Методы: наглядные, словесные, практические, игровые, экспериментирование.
Материал: видео письмо, презентация по содержанию занятия; картины по пожарной безопасности, карточки с изображением пожароопасных предметов; красный фломастер; материал для опытов с огнем: металлический поднос, свечи, лейка с водой, песок, стеклянная колба.
Непосредственно образовательная деятельность.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Аркадия Паровозова. А там… пригласительные билеты в музей! Хотите посетить его? (Да) Но, с начала нам нужно вспомнить правила поведения в музее. Вы помните их?
Дети: Соблюдать тишину, аккуратность, при рассматривании экспонаты не трогать руками, ходить спокойно (Надо вести себя тихо. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).
Воспитатель: Молодцы! В музее вы увидите много интересного, нового. Пойдемте со мной. (звучит музыка; остановились у интерактивной доски)
Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли с вами в музей «Юных пожарных». Что-то никого не видно. Смотрите записка для нас.
Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новой картиной». Что же делать?. Позвольте мне сегодня быть вашим экскурсоводом.
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, здесь нас встречают. (Воспитатель обращает внимание на интерактивную доску)
Начальник караула: (с экрана) : Здравствуйте, ребята. Я, начальник караула Иванов Денис Аркадьевич. Рад приветствовать вас в музее «Юных пожарных». Я приглашаю вас стать членами моей команды.
Воспитатель: Станем командой?
Дети: да.
Воспитатель: Но для того, чтобы стать настоящими пожарными нам нужно узнать, откуда же появился огонь и каким он бывает?
Воспитатель: Мы с вами находимся в первом зале «История огня».
Воспитатель: Первый огонь человек нашел случайно, может быть молния зажгла сухое дерево, может быть сами собой загорелись в лесу прелые листья (слайд 1)
Воспитатель: Тогда еще люди не умели добывать огонь, бережно хранили его в ямах с угольками, там постоянно дежурил человек. (слайд 2)
Воспитатель: Если приходилось переходить с места на место, огонь бережно несли в корзиночках. (слайд 3)
Воспитатель: Какое горе было, если ливень вдруг отнимал огонь у людей. Но прошло время и люди научились добывать огонь путем высверливания. Они брали закругленную палочку (сверло) из твердого дерева и быстро вращали ее между ладонями (слайд 4)
Воспитатель: Потрите ладошкой друг о друга. Что вы ощущаете?
Дети: тепло.
Воспитатель: Вот так с помощью палочек, трущихся друг о друга люди получали огонь. Или же из искры, высеченной одним камнем из другого. Это было очень трудно (слайд 5).
Воспитатель: Легче стало, когда появилось огниво. Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Стали теперь костер устраивать так, чтобы удобнее было людям. Камнями обложили место для огня - вышел очаг (слайд 6)
Воспитатель: Многое изменилось на земле с тех пор, но только огонь и вода остались неизменными. (слайд 7).
Воспитатель: Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг?
Ответы детей.
Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах.
Воспитатель: Подумайте, когда огонь становится врагом?
Дети: Огонь враг, потому - что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные, птицы.
Воспитатель: Правильно. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют, не ссорится с огнем. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может возникнуть беда.
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается. Пройдем дальше. Обратите внимание – мы находимся в «Картинной галерее». Она необычная, догадались почему?
Дети: потому что на каждой изображены правила безопасного противопожарного поведения поведения.
Воспитатель: Давайте мы их повнимательнее рассмотрим и для каждой из них составим карточки-знаки «Чего нельзя делать, чтобы не случился пожар»?
Воспитатель: У нас на столе лежат карточки. Вы выберите из них те, на которых изображены пожароопасные предметы и зачеркнёте их красным фломастером.
Воспитатель: Какая пожароопасная ситуация изображена на первой картине?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Детям спички не игрушки!
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Вероника найди эту карточку (спички) и зачеркни ее (ребенок выполняет задание). А теперь нашу карточку (спички) мы прикрепим к картинке. У нас получился символ, отражающий правило противопожарной безопасности. Запомним, что:
Правило1. На улице, и в комнате: Спички не тронь, в спичках огонь!
Воспитатель: Что же скажет нам следующая картина?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Ульяна найди эту карточку (плита) и зачеркни ее (ребенок выполняет задание). А теперь нашу карточку мы прикрепим к картине. У нас получился второй символ. Запомним следующее правило:
Правило 2. Легко запомнить можно: с электроприборами будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником!
Воспитатель: Каким правилам учит нас третья картина?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Руслан найди эту карточку (утюг) и зачеркни ее (ребенок выполняет задание). А теперь нашу карточку мы прикрепим к картине. У нас получился третий символ. Запомним следующее правило:
Правило 3. Нельзя пользоваться электроприборами без взрослых!
Воспитатель Что же скажет нам четвертая картина?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Хочешь ты салют устроить?
Хорошо, не станем спорить,
Только, чтоб не пострадать
Нужно в помощь взрослых звать!
Диана найди эту карточку (фейерверк) и зачеркни ее (ребенок выполняет задание). А теперь нашу карточку мы прикрепим к картине. У нас получился еще один символ. Запомним следующее правило:
Правило 4. Не зажигай без взрослых фейерверки, свечи и бенгальские огни!
Воспитатель: Каким правилам учит нас пятая картина?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Не берите в руки спички!
Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!
Вика К. найди эту карточку (костер) и зачеркни ее (ребенок выполняет задание). А теперь нашу карточку мы прикрепим к картинке. У нас получился третий символ. Запомним следующее правило:
Правило5. Береги природу от огня!
Воспитатель: Вот такие запрещающие знаки у нас получились. Молодцы, ребята, теперь вы точно никогда не забудет правила безопасного поведения с огнем.
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается, переходим в следующий зал «Экспериментальная лаборатория». Присаживайтесь, ребята.
Воспитатель: Когда люди научились добывать огонь, у них появились свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаются с огнем.
-Сейчас предлагаю опытным путем проверить, как можно бороться с огнем злым. Но знайте, при проведении опытов надо соблюдать технику безопасности и никогда опыты с огнем детям нельзя проводить!
Эксперимент 1. На металлическом подносе зажигаются свечи.
Воспитатель: У вас, наверное, у всех есть дома свечи. Скажите, для чего они нужны дома?
Дети: при отключении света, для проведения романтических вечеров.
Воспитатель: Сейчас я зажгу свечу, что вы видите?
Дети: огонек. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Дети: нет.
Воспитатель: Объясните почему?
Дети: можно обжечься. Если нечаянно уронить на ковер и на пол, может произойти пожар.
Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и опасная.
Эксперимент 2.
Воспитатель: Если огонь становится опасный, как человек может с ним справиться?
Дети: его можно потушить.
Воспитатель: Чего же боится огонь? (воды, песка, земли, снега).
Воспитатель: А теперь мы проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории, в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их?
Дети: Да.
Воспитатель: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему?
Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.
Воспитатель: А если воды нет? Чем можно потушить пожар?
Дети: Огнетушителем.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А теперь на другую горящую свечу посыпаем немного песку. Что произошло и почему?
Дети: Огонь погас, потому что он боится и песка.
Воспитатель: следующий эксперимент называется «Огонь дышит». Не удивляйтесь, он такой же живой, как и мы с вами. Чем дышит человек?
Дети: Воздух, кислород.
Воспитатель: Накрываем горящую свечу пустой банкой. Что произошло с огнем?
Дети: он гаснет.
Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
- Ребята, а если бы я накрыла огонь бумагой, то я бы потушила огонь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит, чем можно потушить огонь?
Дети: огонь можно потушить лишь тем, что не горит. Это вода, песок (или земля, огнетушитель) и он не горит без воздуха.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте посмотрим на экран.
Начальник караула: Молодцы, ребята! Я вижу вы готовы стать юными пожарными, но прежде я хочу проверить ваши знания:
• По какому номеру телефона следует позвонить, если возник пожар?
• Можно ли пользоваться детям спичками?
• Можно ли включать самостоятельно электроприборы?
• Чем можно потушить пожар?
(Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: За то, что вы так хорошо отвечали, начальник караула попросил вручить вам значки (вручение эмблем). Теперь вы являетесь членами клуба «Юный пожарный».
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия по музею «Юных пожарных». Пора возвращаться в детский садик (под музыку уходят)