Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по краеведению в средней группе «Тайны деревянной ложки»

Андронюк Татьяна
Конспект интегрированного занятия по краеведению в средней группе «Тайны деревянной ложки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей русской ложки, расширять представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами.

2. Расширить кругозор детей об укладе, быте и традициях русского народа, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по краеведению в средней группе „Тайны деревянной ложки“» размещена в разделах

3. Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

4. Развитие творческих способностей детей и познавательной активности.

5. Воспитание интереса к изучению истории русского народа, любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

6. Формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности у дошкольников.

7. Развивать творческие способности.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков», рассматривание разных видов ложек на иллюстрациях, разучивание пословиц, игра на ложках.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «История деревянной ложки», атрибуты: банка варенья, «волшебный платок», миска, деревянные ложки по количеству детей. Большая расписная ложка. Для игры матрешка; ложка, запелёнатая в лоскуток ткани; иллюстрации разных видов ложек, народные костюмы для детей (для мальчика и девочки по одному)

Ход занятия.

Мотивационная технология - введение в ситуацию

Воспитатель: Ребята, я сегодня вам приготовила сюрприз! Давайте посмотрим, что же там внутри? Вынимаю из корзинки банку варенья. Варенье! Вкусное, ароматное, давайте будем угощаться!

Дети: А как кушать? Ложек-то нет!

Поисково-проблемная технология-постановка проблемы

Воспитатель: Ах, и правда, я забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье! Как же быть?

Технология ТРИЗ-«Мозговой штурм» - Индивидуальные высказывания детей. Они предлагают разные способы решения этой проблемы - взять палочку, вилку, пальцам, перевернуть банку и т. п

Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись! Правда? Почему вы так думаете? Вы знаете, про ложку то я неспроста забыла, а для того, чтобы мы узнали, когда появилась ложка на Руси и какими ложками люди ели в давние времена. Отправляемся в путь! Где наш волшебный платок из бабушкиного сундука? Он нам поможет перенестись на много-много лет назад. Возьмите платок за края.

Глазки вы сейчас закройте

И тихонечко постойте. Платком ярким мы махнем И все в сказку попадем.

В хороводе покружились, Где сейчас мы очутились?

Слайд 2. Воспитатель обращает внимание детей на русскую избу. На столе лежат деревянные ложки. Воспитатель предлагает детям сесть на скамейки вокруг длинного стола.

Презентация «История деревянной ложки»

Коммуникативная и игровая технология - включение нового знания в систему знаний и умений.

Слайд 3. Воспитатель: Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками.

Слайд 4. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были непрочные, они часто ломались, крошились. (показываю образец).

Слайд 5. Люди решили делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались.

Слайд 6. Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, она получалась легкая, удобная, не нагревалась от горячей пищи и стоила совсем недорого!

Слайд 7,8. И ложки стали появляться в каждой семье.

Слайд 9-10. Богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, долго служили. В богатых семьях ложки украшали драгоценными камнями, резьбой, а бедные люди ели самой простой ложкой.

Слайд 11. У деревянной ложки стачивались быстро края, потому что ими задевали о дно посуды.

Воспитатель: Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски.

Слайд 12. Физминутка: «Ложки»

Мы попали в странный лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – ели,

Там березки побелели.

Дятел сверху тук да тук!

Огляделись мы вокруг.

Перед нами у дорожки

Ветхий дом на одной ножке.

В доме том Лешак живет,

Нашу ложку стережет.

Дверь тихонько открываем,

Ложку нашу забираем

И скорей домой бежать.

Ложку бы не потерять!

Слайд 13. У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или голенищем сапога. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет. Даже царь, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку.

Слайд 14. А теперь я вам вот такую ложку покажу - она завернута в лоскуток, как малыш в пеленку. Зачем была нужна такая ложка? Как вы думаете? Такую ложечку делала мама для своего маленького ребенка, когда он плохо кушал или плохо засыпал. Ложка превращалась в игрушку, чтобы дать маме возможность заняться домашними делами. Игральная ложка делалась на скорую руку и в любой момент могла вернуться на стол.

Ритмическая музыкальная игра «Танец барынь» под музыку «Калинка-малинка». Сейчас я вам предлагаю тоже поиграть с такими ложками. Мы устроим настоящий танцевальный ансамбль. (собираю ложки)

А как вы думаете, как же ложки вырезали из дерева? Пилой пилили? Ножом строгали? Сколько ложек получалось из одного полена?

Презентация «История деревянной ложки» продолжение.

Слайд 15. Делали ложки из разных пород деревьев (показываю образец березового полена).

Слайд 16. Сначала раскалывали чурбан на баклуши (чурки) и обтесывали баклуши вчерне – эту работу доверяли детям, а заключительные - скобление готовой ложки ножом, ошкуривание и полировку - женщинам.

Воспитатель: А что же дальше? Не знаете? А что было дальше нам Иван да Марья расскажут!

Выходят два ребенка в русских народных костюмах-мальчик и девочка.

Слайд 17. Мальчик Иван: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало, заготовит он древесины из разных пород деревьев : из берёзы, осины, липы. Возьмё т в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева резал мастер ложки. А замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые.

Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Слайд 18. Девочка Марья: Но как-то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Слайд 19. Воспитатель (с лукошком в руке) Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех сторон, и купили у Мастера и Мастерицы все ложки. И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

Слайд 20. А как вы думаете, как называлась профессия человека изготовлявшего ложки? Таких мастеров называли «ложкари».

Слайд 21. Воспитатель: А еще деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент, при соприкосновении они издают удивительно гармоничный, красивый, чистый звук. А музыкантов, играющих на ложках, называют «ложечники».

Игра «Ложки по кругу»

Все дети становятся в круг. По кругу под музыку передаются ложки. На ком остановилась музыка, тот играет на ложках, а дети танцуют.

Рефлексивная технология-итог, осмысление, рефлексия.

Вам понравилось в гостях? О чем мы сегодня с вами говорили? Индивидуальные высказывания детей.

Воспитатель: Как много интересного и забавного узнали мы здесь про нашу привычную всем ложку. А теперь нам пора домой возвращаться! Беритесь все за волшебный платок!

Глазки вы сейчас закроете

И тихонечко постойте.

Платком ярким мы махнем

В детский сад попадем.

На этом наше путешествие закончилось, и мы все вместе пойдем пить чай с малиновым вареньем.

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

«Волшебная метель». Конспект интегрированного занятия в средней группе«Волшебная метель». Конспект интегрированного занятия в средней группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; социально- коммуникативное развитие; познавательное.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие к черепашке Капельке» в средней группеКонспект интегрированного занятия «Путешествие к черепашке Капельке» в средней группе Цель: 1. Заинтересовать выполнением задания нетрадиционным способом. 2. Развивать познавательные способности детей, развивать воображение,.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чудо-дерево»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чудо-дерево» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чудо-дерево» Задачи: Уточнять знания детей о фруктах и ягодах. Закреплять обобщающее.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес» Цель: Расширение знаний и представлений детей об окружающей природе. Задачи: Образовательные: - Закрепить с детьми характерные особенности.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени»Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени» Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени» Тема: «В гостях у осени». Цели и задачи: 1. Продолжать учить детей.

Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе «Путешествие по станциям» Цель: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП, познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей о цифрах,.

Сценарий праздника русской деревянной ложки для детей подготовительной группы с использованием ИКТСценарий праздника русской деревянной ложки для детей подготовительной группы с использованием ИКТ С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Народные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по краеведению в средней группе «Тайны деревянной ложки»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 17:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по краеведению в средней группе «Тайны деревянной ложки»» (включая файлы) размещена пользователем Андронюк Татьяна (УИ 1269051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД