наталья юхник
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей среднего дошкольного возраста «Стайка снегирей на ветке рябины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей среднего дошкольного возраста.
Тема: «Стайка снегирей на ветке рябины».
Цель: Расширять представления детей о многообразии зимующих птиц. Познакомить с птицей – снегирь и характерными особенностями его внешнего вида и поведения, его жизнью в природе.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей среднего дошкольного возраста „Стайка снегирей на ветке рябины“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снегирь
- Темочки
Обучающие: Учить выделять характерные особенности снегиря : размер, окраску, разный цвет оперения, познакомить с жизнью этих птиц в природе (чем питаются, из чего строят гнезда). Закреплять умение рисовать нетрадиционным способом с помощью ватных палочек
Развивающие:
Развивать речевую активность детей. Развивать представления детей о многообразии птиц. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
Воспитательные:
Воспитывать в детях любовь к природе, к птицам.
Воспитывать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, Воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период, вызывать желание помогать выжить в это трудное для них время, подкармливать их.
Воспитывать аккуратность при работе с ватными палочками и красками.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материал и оборудование к занятию : Панно с изображением снегирей на заснеженных ветках рябины, видеофильм про снегирей, фонограмма пение птиц в зимнем лесу, картинки с изображением снегиря (на каждого ребенка,половина листа бумаги формата А 4 с изображением ветки рябины, ватные палочки, гуашь красного цвета,салфетки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: Наблюдения за птицами, прилетающими на участок. Кормление птиц. Подвижные игры «Воробушки и кот», «Снегири». Чтение стихов о птицах. Рисование и лепка птичек. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Методические приё мы: загадывание загадки, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, подведение итогов.
Словарная работа: снегирь, стайка, самец, самочка, неуклюже, мох.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игровое упражнение «Улыбка».
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Дети проходят в группу под звуки шума леса и пение птиц, садятся на стульчики.
2. Основная часть
Беседа о птицах.
Воспитатель: -Ребята,Какое сейчас время года? (Зима). Правильно зима, в это время года к нам на участок прилетают разные птицы
Мы с вами часто наблюдали за птицами, прилетающими к нам на участок.
- Каких птиц вы видели на участке детского сада во время прогулки? (Ответы детей.)
- Почему они прилетают к кормушке?
(Им трудно добыть себе корм)
Зимой к кормушке прилетают синички, голуби, воробьи и другие птицы, так как им трудно найти себе корм в это время года.
Сегодня мы с вами будем говорить еще об одной удивительно красивой птице. Она редко прилетает на наш участок, но не заметить ее нельзя. Чтобы узнать, о какой птице мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам отгадать загадку:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появятся опять.
Дети: Снегирь.
Конечно!
Рассматривание картины с изображением птиц (рассказ воспитателя о снегиоях)
Звучит музыка. Педагог приглашает детей к зимней панораме, на которой изображены заснеженные рябиновые ветки и сидящие на них снегири.
Приглашаю вас рассмотреть этих замечательных птиц.
Педагог сопровождает рассказ -показывает видеоматериалы про снегирей
(продолжительность 1–2 минуты).
Их всегда можно узнать по яркой окраске. Грудка у снегирей-самцов ярко-красная, а у самочек — темно-серая. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой.
- Как вы думаете, что такое стайка? (Ответы детей.)
Стайка — это когда много птиц, и они летают вместе.
Люди заметили: прилетят стайки снегирей, значит, скоро выпадет первый снег.
Снегири почти не боятся человека, поэтому за ними можно наблюдать, расположившись неподалеку. По земле снегири скачут короткими прыжками, немного неуклюже. Зимой снегири приближаются к жилью человека, с наступлением весны снова улетают в леса. Весной снегири строят гнезда в лесу.
- Как вы думаете, из чего строят птицы гнезда? (Ответы детей.)
Они строят гнезда из веточек, а внутри выкладывают мягкими материалами — мхом, шерстью, волосом, чтобы маленьким птенчикам было тепло и уютно. Гнезда строят невысоко над землей, примерно на высоте вашего роста.
Физминутка «Снегири».
Дети становятся в круг и имитируют различные движения в соответствии с текстом:
Вот на ветках посмотри, Руками хлопают себя по бокам
В красных майках снегири. Показывают грудки
Распустили перышки, Руки слегка в стороны,
Греются на солнышке. Шевелят пальчиками
Головой вертят, вертят, Повороты головой вправо, влево
Улететь они хотят. Взмахивая руками
Кыш! Кыш! Улетели!
А метель, за метелью! Машут руками
Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится,
Завертелись как волчок, Прыжки вокруг себя
Прыг - скок, прыг - скок.
Полетели пообедать, Машут руками
Но кругом лишь снег да снег.
Дети садятся за столы.
Продолжение беседы с рассматриванием снегирей на картинке.
Педагог раздает детям картинки с изображением снегирей.
Воспитатель: -Ребята, в природе интересно наблюдать за птицами, но нужно быть очень осторожными, чтобы не спугнуть, иначе они улетят. Я предлагаю вам рассмотреть картинки, на которых изображены снегири.
- Какие цвета есть в оперении снегиря? (Ответы детей)
Педагог обобщает ответы детей : «Снегирь – красивая птица, перья у него разных цветов. Грудка красная. У снегирей-самцов грудка ярко-красная, а у самочек темно-серая. Над хвостиком белое пятнышко, спинка голубовато-серая, голова, крылья и хвост – черные».
- Как вы думаете, чем питаются снегири? (Ответы детей)
Педагог обобщает ответы детей : «Снегири питаются семенами различных трав, деревьев и кустарников. Мы с вами видели на прогулке, что около рябины были разбросаны ягоды. Это снегири полакомились рябиной. Мякоть ягод снегирь не ест, а достает из ягоды только зернышки, поэтому вокруг рябины часто разбросано много мякоти от ягод».
- Ребята, как вы думаете, птицам легко добывать себе зимой корм? (Нет)
- Почему? (Снег покрыл всю землю)
Предлагаю вам помочь птицам в трудный для них зимний период – «подкормить» их, нарисовать веточку рябины с ягодами.
- Какая краска понадобится для рисования? (Красная)
Предлагаю вам интересный способ рисования, мы с вами уже пробовали, рисовать такими волшебными палочками (ватные палочки)
Рисование детьми веточки рябины с ягодами.
(Звучит музыка – пение птиц зимой, дети выполняют работу)
Пальчиковая гимнастика:
Сколько птиц к кормушке нашей
(Дети ритмично сжимают и разжимают кулаки.)
Прилетело? Мы расскажем.
(Машут перекрестно сложенными ладонями.)
Две синицы, воробей,
(Загибают пальцы на руках.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек!
(«Насыпают» корм в кормушку.)
(Н. Нищева)
Рисование детьми веточки рябины с ягодами. Дети рисуют на веточке рябины, ягоды с помощью ватной палочки.
(Звучит музыка – пение птиц зимой, дети выполняют работу)
Затем педагог дополняет рисунками детей коллективную композицию «Стайка снегирей на ветках рябины».
Выставка работ.
Смотрите, ребята, сколько красивых веточек рябины с ягодами у вас получилось. Ягоды получились крупные сочные. Я думаю, снегири будут теперь сытые и довольные. - Мне очень понравились ваши работы. Я рада, что вы смогли помочь птицам! Ягод стало больше, и снегири могут ими полакомиться. А весной снегири будут строить гнезда, откладывать яйца и ждать появления маленьких птенчиков.
Самка высиживает яйца, а самец заботливо приносит ей корм. Если вы будете внимательны, то можете зимой на улице, во дворе или в парке увидеть этих красивых красногрудых птиц.
Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес…
Хорошо подсластил,
Хорошо угостил.
- Ребята, а вам нравится наблюдать за птицами?
- Как нужно наблюдать за птицами?
(Ответы детей.)
Наблюдать нужно тихо, чтобы не мешать птицам. Кто хоть раз видел снегирей, то никогда уже не забудет их красоты.
3. Итог. Рефлексия.
Ребята,вы сегодня молодцы! Хорошо слушали и дружно работали!
- О какой птице мы с вами сегодня говорили?
- Снегирь это перелётная или зимующая птица?
- Из чего они строят свои гнёзда?
- Чем питаются эти удивительные птицы?
- Вам понравилось занятие? (Ответы детей.)
- А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Если вам занятие понравилось, то предлагаю взять на память снегирька.