Панова Екатерина Николаевна
Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе на тему «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы,
Образовательная задача: познакомить с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности, Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе на тему „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
Развивающая задача: Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички, активизировать словарь словами: чучело, бубен, Кострома, зять,тёща, развивать координацию речи с движениями, Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.
Воспитательная задача : Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа
Ход образовательной деятельности:
В: Ребята посмотрите кто к нам пришел в гости?
Д: Солнышко.
В: С чем у вас ассоциируется солнышко?
Д: варианты детей
В: Солнышко пришло не с пустыми руками, оно хочет что то нам рассказать. И просит разгадать загадку, разгадав загадку вы узнаете о чем оно нам расскажет.
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
В: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Д: Масленица
Слайд2
В: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня солнышко нам расскажет об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот и солнышко принесла нам блины. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
По считалке «Блин, блинчик, блинок выходи ко мне дружок» ребенок, на кого выпало, приносит первый блин. Так же и с остальными блинами.
«Первый блин»
Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день-
Понедельник- (встреча)
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, Слайд 3. строят снежные горы и раскатывали их, по поверьям известно, чем дальше катятся сани тем лучше будет урожай. Слайд 4 Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, Слайд 5 усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. и, вот и вы со своими родителями сделали куклы- Масленицы (выкатываю их на санях). И конечно же, в этот день начинают печь блины. И мы сейчас с вами напечем блинов. Присаживайтесь за столы, с начало разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
И блинов мы напечем.
Рисование «Испеки блин на сковороде»
Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности – раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик. (Детям предлагается черный картон в форме сковороды и белый круг. Круг надо приклеить на центр сковороды и раскрасить белый круг (блин).)
«Второй блин»
У меня ещё вопрос….
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит веселый наигрыш
А вторник у нас (заигрыш)
Слайд 6. В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры. Крепость мы с вами вчера построили, (нарисовали снежные глыбы в форме кругов и овалов, осталось сделать снежки
Подвижная игра «Снежок» (Мнут в руках бумагу, делают снежок)
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним
И метаем
«Третий блин»
Разгулялись,господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названьем (лакомка)
Среда называется «лакомка».
Слайд 7. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Слайд 8. В этот день зятья – папы – приходят на блины к тещам – маминым мамам, нашим бабушкам.
Словесная игра «С чем едят блины» (передают друг другу блин)
Я люблю блины со сметаной
Я люблю блины со сгущенкой и тд.
«Четвертый блин»
Он и чистый, и широкий
То четверг уж на пороге
В этот день ты не зевай,
Он зовётся (разгуляй)
Слайд 9. Четверг – «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать – значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
Слайд 10. Играют в разные игры и водят хороводы.
Динамическая пауза «Перезвон»
Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий. «Блин, блинчик, блинок выходи ко мне дружок.»
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!
«Пятый блин»
Вот и пятница пришла
Гостей в дом привела
Есть блины, кататься с горки
Это тёщины (вечёрки)
Слайд 11. Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один – называем просто … (блин).
Много испекли их мы – тогда назовем … (блины).
Испекли для дочек – назовем … (блиночек).
Будет кушать их сынок – назовем тогда … (блинок).
Огромный, как домище – назовем … (блинище).
«Шестой блин»
А теперь пришла суббота,
Сидеть девчатам неохота,
И резвятся, словно белки,
Это –(посиделки)
Суббота – «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Слайд 12-13. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
В: И мы сейчас с вами устроим посиделки, присаживайтесь на ковер
Игра с мячом: «Назови ласково»
В: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
«Седьмой блин»
День последний подошёл,
Великий пост с собой привел.
В последний день едим блины печёные
А зовётся воскресение (прощенное)
Слайд 14. Последний день Масленицы – «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели – воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. И мы сейчас попросим друг у друга прощение. Вставайте в круг.
Прости меня! Простите!
Прошу своих друзей. -
Обиды не таите,
Простите поскорей!
Я тоже всех прощаю –
Любовь сильнее зла.
Я вам друзья желаю
И счастья, и тепла!
В: Вот так на Руси и проводили масленицу, с песнями и плясками, с играми и хороводами, а нам осталось попробовать наших блинчиков, которых мы напекли, они уже наверно пожарились.
Д: Но они же бумажные, как мы их будем есть?
В: А мы проведем обряд и превратим бумажные блины в съедобные. Несите свои блины на разнос (на одном разносе лежат блины, сверху ставится разнос пустой на него и кладут дети свои блины, накрываем салфеткой и водим хоровод, поем песню)
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
В: А теперь подуем. (дуют, убираем салфетку, а волшебства не произошло). Кто то плохо песни пел, надо всем дружно петь. (водим хоровод еще раз, убираем верхний разнос с салфеткой, нижний разнос остался с блинами).Радостное настроение детей
В: Вот и подошла к концу масленица. Какие задания для вас были сложными? Какие интересными?. Давайте скажем солнышку спасибо. Моем руки и идем кушать наши блины