Мария Родионова
Конспект интегрированного занятия НОД «Русская каша-матушка наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия НОД (познание, художественная литература, развитие речи)на тему: «Русская каша — матушка наша» детей средней группы.
Программное содержание: Закреплять знание детей о названии и внешнем виде злаковых культур (гречиха, ячмень, круп (гречка, перловка, продолжать учить детей определять крупу опытно-экспериментальным путем. Продолжать знакомить детей с жанром потешки, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки, декламировать стихи; закреплять знание пословиц о каше.
Публикация «Конспект интегрированного занятия НОД „Русская каша-матушка наша“» размещена в разделах
- Закреплять умение детей четко произносить звуки с-з, ц, х во фразовой речи. Развивать фразовую речь.
- Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
- Воспитывать чувство сострадания, формировать желание помочь нуждающемуся, способствовать формированию самоконтроля.
Оборудование: Печь, самовар, ухват; сундук, горшок с кашей; скамейка, половик; игрушки: Петушок, Серенькая Кошечка; тарелки (малые) с крупой (гречка, перловка, лупы, влажные марли (по количеству детей, тарелка (большая).
ИКТ: Фонограмма: 1- «во поле березка» 2 - мелодичная русская народная мелодия
Слайды: 1)Осенний пейзаж 2)Тропинка через осенний лес 3)Деревенский двор 4)Каша на столе 5)Гречиха 6)Ячмень 7)Крупы 8)Варим кашу 9)Грустный петух 10) Радостный петух 11)Печь
Ход занятия.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Дети заходят в группу, приветствуют гостей: Здравствуйте, гости дорогие!
Восп. : Рады гостям! А ещё чему мы радуемся? Посмотрите в окно, какая красивая природа? Поприветствуем солнце, небо. потешкой.
- Здравствуй, солнце золотое! поднимаем руки вверх, делаем круг
- Здравствуй, небо голубое! руки вверху, раскрыли круг
- Здравствуй, вольный ветерок! покачивание руками перед собой
- Здравствуй, маленький дубок! присели, руки вверху
- Мы живём в родном краю! встали, обняли себя
- Всех я вас приветствую! руки вперед, развести, наклониться
Восп. : Погода солнечная, предлагаю отправится в гости к хозяюшке.
Запряжём лошадь в тележку и поедем (дети держат в руках воображаемые вожжи, цокают языком, имитируя цоканье копыт лошади, имитация движений)
Едем-едем на тележке
Распевать в лесу потешки,
Ручеёк журчит: Буль-Буль-Буль.
Едем-едем на тележке
Распевать в лесу потешки:
Белочка на ветке орешки грызёт:
Цок-цок-цок.
Рыжая лисица зайца стережёт: ух!
Долго-долго ехали, наконец, приехали!
В яму - бух! А там-петух!
2. ОСНОВНАЯ ЧАТЬ
Восп. : Ребята, посмотрите, какой петух! Какой он нарядный и важный! А какой ещё у нас петух? (Красный гребешок, разноцветные крылья, шёлкова бородушка, разноцветный хвост, голосисто поёт)
Петуху понравилось как вы о нем рассказываете. Повеселел петушок и хочет с вами поиграть.
Тух-тух, тух-тух, дети идут, размахивая руками,
Ходит по двору петух, вытянутыми в стороны, вверх-вниз
Хвост с узорами! остановились, вращение ладоней
Сапоги со шпорами! притопы ногой
На шесте сидит, руки на пояс, повороты туловища в стороны
На весь двор кричит:
- Ку-ка-ре-ку! руки в стороны, притоп ногой
Восп. : На лежанке у дорожки, разлеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, петухов всех догоняет. (берет в руки игрушку) Догонит-догонит.
Дети рассаживаются на стулья полукругом (мелодия «во поле березка»)
Выходит хозяюшка (восп. одевает сарафан р. н.)
Хоз. : Кто это кричит? Я думала петухи, а это дети.
Здравствуйте, гости дорогие,
И маленькие и большие!
Добрый день, народ честной,
Весёлый, добрый, заводной!
Всех я в гости приглашаю,
Сегодня кашей угощаю!
У нас на Руси народ сложил много пословиц – коротких поучений про кашу. Какие пословицы вы знаете?
Дети: Щи да каша – пища наша
Русская каша – матушка наша
Кашу маслом не испортишь
Что за обед, коли каши нет
Хоз. : Дети, какие каши вы знаете, расскажите
Дети: Каша из гречки
Где варилась? В печке.
Кашу хвалили,
На всех разделили!
Кушай кашу «Геркулес»-
Это чудо из чудес!
Кушай – станешь силачом,
Любая гиря нипочём!
Кашу манную любят малыши!
Белую пушистую едят от души.
Любят её с маслом,
Любят с молоком.
Станут все красивыми
И сильными потом!
Полезней всякого ириса.
Зёрна белые тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк,
Да подсыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко –
И берись за ложку.
Познакомьтесь с кашей новой
Все зовут ее перловой.
Если спросят у меня:
«Каша есть из ячменя?»
У меня ответ готовый:
Да! Зовут ее перловой!
Хоз. : Дети, из чего кашу варят?
Дети: Из крупы
Хоз. : Какие крупы вы знаете, назовите.
Хоз. : Дети, наш петух хочет узнать, откуда крупа берется.
Д/игра: «Узнай растение» (проектор)
Описание: Дети называют растение и какую крупу делают из него
Хоз. : Зацветает — белая, поспевает — красная.
В поле качается гречихой называется.
Зерна гречихи — коричневые.
Убедитесь сами: колоски с усами!
Прямо как у кошки — колкие немножко!
В каждом колосочке — зернышки-комочки!
Хоз. : Котята-шалунишки, рассыпали крупу, помогите определить где, какая крупа
Дети рассаживаются за столы
Д/игра: «Узнай и назови крупу»
Описание: Дети рассматривают крупу визуально; трогают, какая на ощупь; называют цвет, форму, название крупы
Хоз. : Назовите, чем отличаются гречка и перловка. В этом нам поможет лупа.
Д/игра: «Назови отличия»
Описание: Дети рассматривают крупу через лупу, называют отличия (размером, формой, цветом, у гречки есть уголки, рёбрышки, у перловки — полосочка посередине)
Хоз. : Дети, крупа, какая? (гречневая, перловая, коричневая, белая, желтоватая, округлая, овальная, угловатая, гладкая, сухая). А что произойдет с зернами, если их намочить, и оставить мокрыми? (зерна прорастут) Проверим?
Исследовательская деятельность: Дети помещают зерно во влажную марлю, кладут на тарелку (наблюдают за изменениями в последующие дни)
Хоз. : Дети, что нужно, чтобы кашу приготовить? (молоко, вода, соль, сахар, крупа) Предлагаю сварить кашу?
Игра малой подвижности «Каша Дружба»
Описание: Дети встают в круг – это «горшок». Распределяют роли: «молоко», «вода», «соль», «сахар», «крупы» - надевают маски. Ребёнок слышит название своего продукта и выходит в круг.
Хоз. : Раз, два, три, Кашу Дружба, горшок вари!
Мы внимательными будем, дети идут по кругу
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко или воду… имитация: наливаем молоко или воду
"молоко" и "вода» выходит в круг
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем:
Сыплем соль… имитация: растираем б., ук., ср. пальцами
"соль" выходит в круг
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем:
Сыплем сахар… имитация: насыпаем ложкой сахар
"сахар" выходит в круг
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем:
Насыпаем крупу…
"крупы" выходит в круг
Мы внимательными были, дети идут по кругу,
Ничего не позабыли - внутренний круг в противоположном направл.
Все продукты поместили.
Каша вариться: «Пых-пых!» - сели на корточки, «моторчик»
Для друзей и для родных. встали, разводим руки
Хоз. : Вкусную кашу сварили дети! Серенькая Кошечка довольна, а Петушок? Какой петух? (грустный) Что же делать, как порадовать? (дети: сделать подарок) Помните, мы с вами делали солнце? Подарим его петуху? Вот только лучики на нашем солнце не светятся. Украсим лучи солнца.
Дети подходят к столам
Хоз. : Перед тем, как мы начнем работу, подготовим наши пальцы, и глаза
Пальчиковая гимнастика: «Солнышко»
Солнышко, солнышко! ладошка к ладошке (пальцы расставить) - вращение
Выгляни в окошечко.
На ребяток погляди, реснички: руки в замок, пальцы вверх-вниз
Всем ребяткам посвети! руки вверх, сжимаем пальцы в кулаки/ разжимаем
Гимнастика для глаз: «Глазки» (кинезиологическое упражнение)
Глазки — влево, глазки — вправо,
Вверх, вниз, и все сначала
Работа детей с крупой (коллективная)
Описание: дети украшают лучи солнца крупой по выбору (музыка: р. н. мелодия)
3. ИТОГ:
Хоз. : Дети, посмотрите, какой теперь петух? (радостный) Что вы сделали сегодня, чтобы петушка порадовать? Как хозяюшке помогли? Что вам понравилось больше всего? (порадовали дети петуха потешкой, подарком; смогли помочь Хозяюшке, потому что старались говорить четко, правильно, вы знаете и умеете определять крупы) Есть у меня для вас подарок. Только вот я позабыла, куда его припрятала, чтобы его найти, нужно отгадать загадку:
Летом — спит,
Зимой — горит!
Пасть открывает,
Что дают, глотает.
Хоз. : (восп. достает чугунный горшок из печки) Вот он и подарок: «Каша — матушка наша».