Оксана Прудникова
Интегрированное занятие по обучению пониманию смысла пословиц «В гости к бабушке Забавушке» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Тема: В гостях у бабушки Забавушки
Цель: продолжать учить раскрывать иносказательный смысл пословицы
Задачи:
• Познакомить детей с новой пословицей. Учить понимать смысл пословиц.
• Обогащать представления о труде людей.
• Формировать навыки сотрудничества в продуктивной деятельности
• Развивать ассоциативность мышления, речевую активность, доказательность и образность речи.
• Приобщать к национальной культуре, вызвать интерес к изучению пословиц.
• Воспитывать уважение к чужому труду.
Публикация «Интегрированное занятие по обучению пониманию смысла пословиц „В гости к бабушке Забавушке“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Интеграция: чтение художественной литературы-познание-коммуникация
Необходимое оборудование: игрушка Домовёнок, рис, поднос, печь, ступка, проектор, компьютер, листы бумаги, карандаши, модели источников исследования пословицы.
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Воспитатель в роли бабушки Забавушки приглашает детей в гости. Но чтобы попасть в дом необходимо выстроить мостик из пословиц о труде. (дети называют пословицы и выстраивают мостик из модулей)
Слышен голос недовольного Домовёнка Кузи.
-Так, это положил, это положил. Ну вроде готов.
Воспитатель:
-Кто же это может так ворчать за печкой (Домовёнок Кузя)
-Кузя, это ты?
Появляется Домовёнок из-за печки в китайской шляпе и с чемоданом.
Воспитатель:
-Ты куда собрался?
Кузя:
-В Китай
Воспитатель:
-Зачем так далеко?
Кузя:
-Да я тут случайно вот в книге прочитал загадку "В каждом зёрнышке риса есть капля пота". Хотел узнать отгадку, а рис у нас оказывается не растёт, а растёт в Китае, вот я и собрался.
Воспитатель:
-Ребята, а вы согласны с Кузей, что это загадка (нет)
А что это (пословица)
Кузя: А что такое пословица (предложение в котором есть тайный смысл и она чему-то учит)
Кузя:
-Да какой тут тайный смысл? Простая загадка!
Воспитатель:
Давайте докажем домовёнку, что это пословица и раскроем ее тайный смысл.
2. Практическая часть.
2.1. Беседа воспитателя
• Дети, скажите, пожалуйста, ели ли вы когда-нибудь рисовую кашу? Вкусная ли она?
• А из чего варят эту кашу?
• Вам приходилось видеть эту крупу? Держали ли вы её в руках?
• Сейчас я предложу всем вам потрогать рис руками, он находится здесь на подносе, и каждый из вас возьмёт в горсточку рис и просыплет его на поднос, ощутив крупинки между ладонями. (Воспитатель подаёт всем поднос с рисом, дети просыпают рис между ладошками, потом вытирают руки салфетками.)
• Ребята, когда вы просыпли рис ладошками, заметили ли вы там пот? Каким был рис – влажным или сухим?
• В чем же мы убедились? Какой рис – сухой или влажный?
• Почему же тогда китайцы утверждают, что в каждом зёрнышке риса есть капля пота? Может быть, она спряталась внутри? Давайте растолчём зёрнышки риса в ступке, посмотрим, какая получится мука – влажная или сухая (воспитатель толчёт рис, а дети трогают)
• Какой вывод мы можем сделать (рис сухой)
• Как мы это выяснили? С помощью чего (с помощью рук)
(воспитатель ставит модель «руки»)
• Где мы можем ещё узнать о значении пословицы (из книги)
Воспитатель выставляет модель «книга»
• К сожалению у нас словарь только русских пословиц, а мы уже знаем, что это китайская пословица.
Дети предполагают, что можно узнать в интернете.
Воспитатель выставляет модель «интернет»
2.2. Просмотр презентации или фильма «Как выращивается рис"
• Ребята, для того, чтобы понять смысл пословицы, необходимо узнать, как же растёт рис, как его выращивают.
• А видел ли кто-нибудь из вас, как растёт рис (нет)
• И это неудивительно – ведь в нашей стране климат недостаточно тёплый и недостаточно влажный для того, чтобы мог вырасти рис. Он произрастает в теплых странах, в том числе и в Китае.
Воспитатель показывает презентацию и задаёт вопросы по содержанию слайдов. Дети рассуждают по ходу презентации.
Физ минутка
Дети, а вы пробовали наклониться?
Давайте встанем и наклонимся. Достанем ладошками пол! Ещё раз! И ещё! (5–7 наклонов). Устали? Давайте востановим дыхание, сделав соответствующие упражнения, и сядем, продолжим наш разговор.
• Так правильна ли эта пословица? Правдива ли она?
• Может быть, пословица содержит какой-то скрытый смысл? Давайте вместе подумаем, почему так говорят в Китае?
• Как вы думаете, почему в пословице упомянуто слово "пот"? Когда человек может вспотеть (Рис выращивать очень тяжело, и человек проливает много пота для того, чтобы получить урожай)
• Понятно ли нам теперь, что означает эта пословица?
• А какие зёрна у нас в России выращивают (Рожь, пшеницу.)
• А есть ли в русском языке похожие пословицы про выращивание урожая (В каждой крошке хлеба труд.
В каждом зёрнышке пшеницы- сила солнышка храниться.)
• Что эти пословицы означают (дети рассуждают)
• Какие душевные качества нужны человеку, чтобы выращивать рис, пшеницы, ржи и т. д. (Терпение, трудолюбие, ответственность, старание.)
2.3. Игра «Нарисуй пословицу»
Воспитатель предлагает разбиться на пары и нарисовать схему к пословице «В каждом зёрнышке риса есть капля пота»
Организуется выставка.
3. Итоговая часть.
Воспитатель:
• Кузя, ты теперь понял, что это не загадка, а пословица?
Кузя: Да
Воспитатель: Давайте напомним кузе что такое пословица?
• Смогли мы помочь Кузе понять тайный смысл пословицы?
• Как мы выясняли смысл пословицы (дети отвечают с помощью моделей "руки","книга","интернет"
• В каких случаях можно применить эту пословицу (дети рассуждают)
Отвечают по моделям