Наталья Соколова
Конспект интегрированного занятия на тему «Русская матрешка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 10
г. Россоши
Конспект интегрированного занятия
на тему:
«Русская матрешка»
в подготовительной группе № 7
Воспитатель:
Соколова Н. И.
г. Россошь
2012 г.
Публикация «Конспект интегрированного занятия на тему „Русская матрешка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Цель:- приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.
Программное содержание:
- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- завершить с детьми изготовление плоскостной игрушки – матрешки, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения;
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.
Словарная работа:- обогатить словарный запас детей существительными, обозначающими детали одежды матрешки;
- активизировать в речи детей существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Предварительная работа:
Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Русская матрешка»:
- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;
- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской, Воронежской;
- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках;
- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины, из которого они выточены;
- загадывание загадок о матрешках;
- чтение стихотворений о матрешках;
- рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания;
- изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.
Оборудование:
- демонстрационный материал: игрушка матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской) и Воронежской, образец плоскостной игрушки - матрешки; магазин сувениров;
- раздаточный материал: плоскостной силуэт игрушки - матрешки, клей ПВА, кисть для клея, подставка для кисти, заготовки для украшений передника, рубахи и платка матрешки, салфетка, ножницы на каждого ребенка, медали «Мастер».
Содержание занятия.
I. Организационный момент.
(Дети под музыку народной мелодии входят в группу, становятся полукругом).
Воспитатель: Дети, какие вы красивые, нарядные. Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу, нашим гостям, покажем, что у нас хорошее настроение, что мы готовы творить и фантазировать.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. У нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем мы о сувенирах, а потом самостоятельно изготовим сувениры.
Ребята, а что такое сувенир? (Ответы детей). Какой предмет может выступать в роли сувенира? (Ответы детей).
В иллюстрированном толковом словаре современного русского языка Лопатиных слово «сувенир» имеет два значения: 1. Подарок на память. Накупить сувениров для родных. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города. Магазин сувениров.
III. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Сувениры бывают разными, но каждый по-своему красив и дорог. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь! (Дети идут с воспитателем в магазин сувениров).
1-й продавец:
Магазин «Матрешечка»!
Не беда, что крошечный,
Сувени ов много здесь –
Каждому по вкусу есть.
Воспитатель: Какой красивый магазин! Ребята, какие игрушки здесь продаются? (Ответы детей).
2-й продавец:
Хоть матрешки небольшие,
Они очень славные!
Все цветами расписные,
А одна – заглавная.
3-й продавец:
Эти куклы все с сюрпризом…
Посмотрите-ка, внутри
У матрешек-невеличек
Живут младшие сестрички.
IV. Беседа «История возникновения матрешек».
Воспитатель: Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки). Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена.
Двадцать лет назад в популярной передаче «Что? Где? Когда?» знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери». Знатоки не ответили. Ребята, а почему считают, что у матрешки два отца? (Ответы детей). Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ иллюстрации).
Из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей). Делают матрешек из лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин.
Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Ребята, как в России появилась матрешка? (Ответы детей).
Матрешке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ иллюстрации). Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо.
По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы – лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. (Показ иллюстрации). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой.
V. Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки».
Воспитатель: Давайте, немного поиграем с матрешками.
Мы - веселые матрешки -
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту).
VI. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Не так давно наши ученые сделали величайшее открытие. Давайте мысленно перенесемся в Египет. В переводе с египетского на русский слово “саркофаг” обозначает “матрешка”. Саркофаг, в котором хоронили мумию египетского правителя Фараона, состоит из пяти саркофагов разного размера.
Первый саркофаг выполнен из золота, второй – из дерева, третий – из драгоценных камней, четвертый – из простого материала, какого именно неизвестно, и лишь в пятом хранится мумия. (Показ иллюстрации).
VII. Исполнение частушек детьми.
Воспитатель: Сегодня в нашем магазине «Матрешечка» мы празднуем День рождения русского сувенира – матрешки. Дети дарят вам в подарок частушки о матрешках.
1. Дуйте в дудки, бейте в ложки –
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
2. Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
3. Шли подружки по дорожке
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
4. Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
5. Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
VIII. Беседа «Виды и особенности росписи матрешек».
Воспитатель: В матрешке отображается образ русской женщины. (Показ иллюстрации). Она одета в национальный русский костюм: рубаху – очень длинную кофту, латок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.
1-й ребенок: Сергиево-Посадская матрешка.
Я – Загорская матрешка
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Матрешки из Сергиева Посада имеют приземистую форму, “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее.
2-й ребенок: Семеновская матрешка.
Из города Семенова
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
В подарок принесла.
Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек. Матрешки из Семенова имеют большую стройность, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещен вправо. Расписывают семеновских матрешек анилиновыми красками, затем лакируют. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0,5 метра.
IX. Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и потанцевать с матрешками.
Мы - Матрешки, расписные крошки,
У нас розовые щечки.
Мы – Матрешки, расписные крошки,
У нас чистые ладошки.
Мы – Матрешки, расписные крошки.
У нас модные прически.
Мы – Матрешки, расписные крошки.
У нас пестрые платочки.
Мы – Матрешки, расписные крошки,
У нас красные сапожки.
(Дети выполняют движения по тексту).
3-й ребенок: Полхов-Майданская матрешка.
Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными:
Спелыми и красными.
Форма Полхов-Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета.
4-й ребенок: Воронежская матрешка.
Рубаха, черная понева,
Яркий ситцевый платок.
«Это кукла из Воронежа!»
Смело скажет нам знаток.
Воронежская кукла появилась в конце 60 годов прошлого века. «Мамой воронежской матрешки» стала Елена Матвеева. Мастерскую она вместе с мужем Владиславом организовала в квартире, прямо на кухне. По форме матрешка напоминает пасхальное яйцо, что символизирует жизнь, бесконечность рода человеческого. Яйцеобразная форма получилась случайно: однажды она увидела бракованную матрешку слишком округлую по форме и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый платок с цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует солнце. Черная понева (юбка) с красными линиями, образующими клетки,– символизирует чернозем и земельные наделы. В костюме присутствует три цвета – белый, черный и красный.
Воспитатель: В настоящее время все большее распространение получает авторская матрешка, когда художниками одновременно комбинируются в одной матрешке элементы разных видов матрешек. Используются декоративные мотивы росписи: палеха, хохломы и т. д.
5-й ребенок:
Ох, и русские матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с ними дети
В нашем садике играть.
X. Изготовление плоскостной матрешки детьми.
Воспитатель: Давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают свои сувениры росписью. Посмотрите, мастера оставили свои работы незаконченными. Ребята, давайте поможем мастерам закончить работу над сувенирами. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
(Дети украшают матрешек узорами).
XI. Дидактическая игра «Собери матрешку».
(Дети собирают из частей матрешку, определяют, к какому виду она относится).
XII. Подведение итогов занятия.
(Итогом работы является выставка плоскостных кукол - матрешек).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось изготавливать плоскостных матрешек? (Ответы детей). Ребята, что интересного вы узнали о матрешке? (Ответы детей). Сувениром какой страны является матрешка? (Ответы детей). За то, что вы помогли изготовить матрешек, я приготовила вам награду – «медали», на которых написано «Мастер». Вы их заслужили.