Марина Булахтина
Конспект интегрированного занятия по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
▼ Скачать
Задачи:
- познакомить детей с творчеством И. Грабарь «Февральская лазурь», учить осмысливать картину, понимать ее содержание;
-обратить внимание детей на выразительность языка произведения;
- развивать пространственное мышление, творческое воображение;
-воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Ход занятия:
1. Загадки о зиме (сидя на ковре) :
Прозрачен как стекло, но не вставишь в окно (лед)
Идет, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Легкий, а крыши ломит.
(Снег)
Публикация «Конспект интегрированного занятия по картине И, Грабаря „Февральская лазурь“» размещена в разделах
Невидимкой осторожно он является во мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне (мороз)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(Снежинки)
2. Беседа о зиме (сидя на ковре)
- О каком времени года все эти загадки? (о зиме)
-Вам нравится зима? Почему? (Ответы детей.)
-Назовите три зимних месяца. (Ответы детей.)
- Как вы думаете, чем отличается один месяц от другого? (Ответы детей.)
Декабрь-славится снегом, узорами на окнах.
Январь- самый холодный зимний месяц.
Февраль- солнце чаще пригревает, но обманчиво, короткий месяц.
-Все ли зимние дни похожи один на другой? (Ответы детей.)
Даже в течение одной недели часто меняется погода.
- Какая погода бывает зимой? (морозная, метель, вьюга и тп).
Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, в музыке, в стихах, их часто вдохновляет зимняя природа.
Я хочу познакомить вас с таким художником, как Игорь Эммануилович Грабарь и его картиной «Февральская лазурь»
3. Работа с картиной (стоя у доски)
Игорь Грабарь известный советский художник (его портрет на доске, он написал много картин вот одна из них «Февральская лазурь»
- что такое лазурь? (светло-синяя, голубая краска с сиреневым оттенком)
- почему художник выбрал это название?
-Когда бывает такое небо? (в конце февраля в яркий солнечный день)
- Что нам помогает понять, что день изображенный на картине, -солнечный? (сверкают стволы берез)
- Какими красками нарисованы стволы березы и веточки? Можно сказать, что они чисто белые? (Нет, они с желтым, красноватым, оранжево-коричневым оттенком, потому что на них играет солнышко).
- А какой день показывает художник холодный или теплый? (Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день холодный. Но уже пригревает солнышко, так бывает ближе к весне).
- Какие деревья изобразил на картине художник Грабарь? (березы)
- Что напоминает узор веток, сплетение белого на лазоревом фоне? (Морозный узор на стекле, кружево).
-А почему именно березу выбрал художник для своей картины?
На переднем плане стоит большая белая берёза. Она величественная и красивая. Берёза жемчужина этой картины. Она красива в своём бело-коричневом наряде, с длинными ветками. На макушке остались прошлогодние жёлтые листья. Снег вокруг светло-голубой, а около берёз снег начал подтаивать. На снегу от стволов берёз лежат тёмно-синеватые тени. Небо синего цвета над берёзами плавно переходит в голубой, над полоской леса. На заднем плане картины изображены маленькие берёзки. Их стволы тоже окрашены голубоватым оттенком. На горизонте виднеется единая полоска леса. Художник изображает февральское утро, морозный воздух, лазурное небо, берёзовую рощу в февральский утренник и глубокие сугробы снега.
- В каком жанре живописи создана эта картина? (Это зимние пейзажи.)
Не только художников вдохновляла русская береза, но и многие поэты в своих произведениях любовались этим символом России.
Я хочу прочитать стихотворение русского поэта Сергея Есенина «Берёза».
4. Чтение стихотворения (сидя за столами)
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (чувство радости, восторга, гордости).
-Какие ощущения вы испытывали при прослушивании? (таинственности, волшебства, покоя, лёгкости).
- Как вы понимаете «принакрылась снегом»? (Легкое прикосновение снежного покрова).
-Что, такое кайма? (Небольшая снежная полоска).
- Как, вы понимаете слово «бахрома»? (Свисающая нить).
-Кто сможет объяснить понятие «Обсыпает ветки новым серебром»? (идёт снег и осторожно покрывает ветви новыми снежинками).
Мы немного разогреемся.
5. Физкультминутка (стоя у столов)
Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз, тронет щёки, тронет нос.
Надо только не стоять, будем бегать и играть.
6. Творческая работа
Сейчас, я предлагаю вам, превратиться в маленьких художников. Сядьте за столы, обратите внимание на осанку.
Я предлагаю, вам, нарисовать берёзу на листе бумаги мелком.
Выставка рисунков.
-У нас получилась берёзовая роща.
(Педагог ещё раз читает стихотворение).
7. Итог:
- Что понравилось на занятии?
Где испытывали трудности?