Светлана Возилова
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Масленица приехала!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с народным праздником Масленица.
Задачи:
-воспитывать любовь и уважения к русским традициям;
- обогащать духовный мир;
- развивать творческий потенциал ребенка.
Подготовительная работа:
- рассматривание иллюстраций о Масленице
- чтение стишков о празднике
- разучивание игры «Почта"
- смастерить куклу Масленицу
Оборудование:
- ноутбук, флешка
- принадлежности для рисования
- магнитная доска и магнитики
- сундучок
Публикация «Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ „Масленица приехала!“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Воспитатель: Ребята, с минуты на минуту к нам придет один очень интересный гость. Он очень много повидал на своем веку, поэтому и знает очень много.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: А вот и он. Пожалуйста, не забывайте о правилах вежливых хозяев, встречайте гостя ласково, будьте внимательны к нему.
Открывает дверь и говорит:
Воспитатель: Проходите, почтеннейший и наимудрейший. Присаживайтесь, пожалуйста.
Входит старичок, в руках у него сундучок.
Дети, давайте дружно поздороваемся с нашим гостем.
Дети здороваются.
Воспитатель: А как, Вас звать, величать, уважаемый?
Старичок: Зовут меня Иван, да и по батюшке я Иванович, можете звать меня просто дедушка Иван.
Воспитатель: Дедушка Иван, слышали мы, что вы много где побывали, да много чего повидали. Очень хочется нам послушать Ваши истории.
Старичок: Да чего ж не рассказать. Посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. В нем много различных историй. Сейчас я в него загляну, да и узнаю, о чем сегодня мы речь поведем.
Заглядывает в сундучок и достает из него куклу Масленицу.
Воспитатель: Вот так да! Это же кукла Масленица!
Старичок: Твоя правда. А куклу эту я не случайно принес. Ведь совсем скоро весь народ будет отмечать старинный праздник Масленицу. Вот о ней то я вам сегодня и расскажу. Хотите?
Дети отвечают.
Старичок: Ну, что ж, слушайте. А чтобы было интересней, принес я с собою вот такую штучку (показывает флешку).Как она называется – не помню, правнук говорил, да я опять забыл. Никак не могу запомнить эти необычные новые слова. А у вас этот, как его, ноутбук то есть?
Воспитатель: Все у нас есть дедушка Иван, и ноутбук есть и с этой штучкой, она флешкой называется, я вам помогу разобраться. Давайте я буду показывать, а Вы рассказывать.
Старичок: Вот и хорошо, милая! А вы, детишки, садитесь поудобнее, да слушайте повнимательней.
1 слайд.
С давних – предавних пор, когда вас ещё и на свете не было, не было и ваших родителей и даже ваших бабушек и дедушек, в конце зимы народ стал широко праздновать веселый праздник – Масленицу. Масленицей провожали зиму и встречали весну.
2 слайд.
Этот праздник длился целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей.
Масленицу еще называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра, яиц.
3 -5 слайд.
Самое главное угощение на этой неделе, несомненно, блины! Без блинов нельзя представить себе Масленицу. Блины – это символ солнца. Каждый день женщины пекли блины.
Даже поговорка такая пошла в народе: «Не житье, а масленица». На седьмой – последний день Масленицы пекли «Царские блины» - самые большие. Кушать блины было принято со сметаной, маслом, вареньем, медом, особенно вкусны были блины с красной или черной икрой.
Еще на Масленой неделе хозяйки выпекали ритуальные блины – блины символизирующие солнце; девушки пели песни, водили хороводы. Парни и девушки надевали свои лучшие одежды.
6 слайд.
Есть масса народных поговорок про Масленицу и блины:
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
7 слайд.
Главная участница празднования - большая кукла сделанная из соломы по имени Масленица. Куклу Масленицу наряжали в одежду, повязывали платок, а на ноги обували лапти. Куклу сажали на сани и с песнями и танцами везли на самый высокий пригорок. Рядом вприпрыжку скакали ряженые, выкрикивали шутки, дразнились. На сани с куклой Масленицы садили молодого парня, наряжали его в разные колокольчики, бубенцы, погремушки. Ставили перед ним сундук с пирогами, блинами, рыбой. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, а затем ехали в соседнее село.
8 слайд.
Народ веселится, катается с горок на санках, устраивает кулачные потехи - в общем, предается «масленичным удовольствиям».
9 слайд.
Дети, готовят к Масленице ледяные горки, поливают их водой, приговаривая:
Душа ли ты, моя Масленица,
Перепелиные косточки,
Бумажное твое тельце,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор,
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться.
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса,
Русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Ты ж моя перепёлочка!
Приезжай ко мне в гости
В тесовый дом,
Душою потешиться,
Умом повеселиться,
Речью насладиться!
Когда горки были готовы, детвора съезжала с них на санках крича «Приехала Масленица!». Еще ребятня часто лепила снежную бабу прямо на санях, называли ее Масленицей, и спускали с самой крутой горки, приговаривая: «Здравствуй, Масленица широкая!».
10 слайд.
Каждый день Масленой недели имеет своё название.
11 слайд.
Понедельник — встреча. В этот день Масленицу встречали, наряжали куклу-чучело, ходили друг к другу в гости.
12 слайд.
Вторник — заигрыш. Начинались игрища и потехи, возводились снежные городки, народ катался на санках, на лошадях.
13 слайд.
Среда — лакомка, или сладкоежка. В этот день лакомились круглыми горячими блинами.
14 слайд.
Четвёртый день — широкий четверг, разгуляй. С четверга начинали колядовать, ходили по дворам, поздравляли хозяев, водили хороводы, пели частушки.
15 слайд.
Пятница — тёщины вечёрки. В этот день зять едет к тёще на блины.
16 слайд.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день вспоминали умерших, провожали зиму.
17 - 18 слайд.
Воскресенье — прощёный день, целовальник, проводы. На ледяных горках разводили огонь, чтобы растопить лёд.
В этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы и приговаривали:
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай.
19 – 20 слайд.
В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда.
21-22 слайд.
Вот так и заканчивалась Масленица.
Воспитатель: Спасибо, дедушка Иван, очень интересно. Правда, ребята?
Дети отвечают.
Воспитатель: Дедушка Иван, давай немного отдохнем. Наши ребята разучили интересную игру. Давайте поиграем все вместе.
Проводится физминутка в форме игры.
Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Старичок: Ай да ребята, ай да молодцы. Порадовали меня, старика. А сейчас, ребятки, я хочу попросить вас изобразить на рисунках свои впечатления от моего рассказа. Справитесь?
Дети отвечают.
Воспитатель: раздает детям листы бумаги, карандаши или краски и говорит:
Ребята, давайте очень-очень постараемся и порадуем дедушку Ивана нашими работами.
Звучит спокойная мелодия, дети рисуют. По окончанию работы дети вывешивают свои работы на магнитную доску.
Воспитатель: Посмотри, дедушка Иван, какие прекрасные получились работы. Ребята здорово передали красоту и раздолье праздника, изобразили чем занимаются в праздник дети и взрослые.
Старичок: Молодцы, ребята! Отлично поработали, значит и меня слушали внимательно. Сегодня я прощаюсь с вами, а завтра мы встретимся и я научу вас тем играм, в которые играли в старину на празднике. До свидания, девочки и мальчики.
Дети прощаются с дедушкой Иваном.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? А что вам понравилось больше всего? Молодцы, вы все прекрасно поработали! А завтра нас ждет новая встреча с дедушкой Иваном и его рассказами и играми.