Анна Коваль
Конспект интегрированного занятия «Хохломские мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: средняя
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие» : закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях;
воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» : учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на листе бумаги, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла. ;
знакомить со способами нетрадиционного рисования-восковыми мелками;
развивать умение выполнять узор в определенной последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья, мелкие элементы (трава, осочки и т. д.);
учить выполнять ритмично движения, слушать музыку, выразительно танцевать.
Образовательная область «Речевое развитие» : развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности. Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Демонстрационный и раздаточный материал: Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; конверт, расписанный хохломской росписью; флешкарта с презентацией «Золотая Хохлома»; панно с матрешкой, хохломские узоры, вырезанные из ткани, магнитная игра «Ягодки, цветочки», изделия народного творчества; тарелки, вырезанные из бумаги на каждого ребенка; кисти; акварель; баночки с водой; влажные салфетки, восковые мелки; карточки с изображением настроения.
Предварительная работа:
• Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
• Чтение.
• Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Хохлома».
• Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
• Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
• Загадывание загадок.
Ход занятия
В группу заходит Матрёшка в русско-народном сарафане, кокошнике.
- Добрый день, честной народ. Я весёлая матрешка, шла, шла, да на вас набрела. Иду из края не близкого и не далекого. Из Нижегородской области, из села Хохлома, что стоит на великой реке Волге.
- Наши края не простые, а чудесные. Чего не коснется рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки — всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного. А с собой я принесла вам письмо. Отдает его воспитателю, прощается и уходит. (Показывает письмо и обращает внимание на конверт, расписанный хохломской росписью).
Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог нам его прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера.
Ребята я хочу вам рассказать одну необычную сказку о том, как возникла хохломская роспись.
«Жил-был старичок, который занимался изготовлением тарелок. Был он очень беден. И жил он только тем, что продавал на базаре свои тарелки. Поехал он как-то раз на базар и совсем ничего не продал. Расстроился, устал да прилег под дерево. Жарко было, старичок задремал. Выглянуло солнышко из-за тучки, увидело, что тарелки у старичка совсем не яркие. Сжалилось солнышко над ним и позолотило его тарелочки, да попросило солнце зверей лесных ягод принести из леса, чтобы они ягодным соком ягоды нарисовали, а травинками – зеленые завитки. Очень красиво получилось! Звери раскрасили тарелочки и в лес убежали. Старик, как пробудился, удивился, конечно, чуду такому, а потом на базар поехал. А базар в деревне Хохлома был. И стали потом умельцы эту роспись Хохломской называть»
Воспитатель:А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? (Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в письме нам матрешка принесла? (Открывает и достает флешкарту).
Ребята, это не простое письмо, в нем видеоролик, который я вам предлагаю посмотреть.
Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома».
Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.
А теперь сказать пора о самих о мастерах,
Что не мастер чудодей, нет узора без затей.
Мастера резца и кисти из под ваших добрых рук
Травы, ягоды и листья распускаются вокруг.
Красота русской природы всегда отражалась в работах народных умельцев. Скажите, что вы здесь видите (ответы детей)
-Посуда, дети, не простая! Она точно-золотая! С яркими узорчиками, ягодками и листочками. Посмотрите внимательно, какие краски используют мастера для хохломской росписи? (золотой, жёлтый, красный, чёрный, зелёный)
Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, веселое)
Из чего мастера делают свою посуду? (из дерева липы и березы)
Какой цвет используют для фона? (красный, черный, желтый)
-А из каких элементов состоит хохломской узор? (ягодки, листья, завитки, т
равинки, капельки, осочки, кустики, трилистники)
Воспитатель: Понравился вам мой рассказ? Ребята, но хохломские мастера прислали нам не только видеописьмо, но и приглашение к ним в гости. Хотите в гости к хохломским мастерам? Что бы попасть к ним в гости, мы должны выполнить несколько заданий.
Ребята посмотрите, у нас в группе на панно висит матрешка, но она грустная, как думаете почему? (ответы детей). Правильно, потому, что у нее совсем нет наряда. Как думаете,чем мы ее с вами украсим? (ответы детей). Конечно, хохломской росписью.
Отлично!Мы с вами помогли нашим мастерам украсить матрешку.
- А сейчас мы с вами выполним следующее задание. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да).
- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем
Физкультминутка.
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе).
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
- Молодцы! Присаживайтесь.
А сейчас мы с вами выполним последнее задание, превратившись в мастеров– художников Хохломы и распишем тарелочки, которые оставила нам в подарок матрешка. Но расписывать их мы с вами будем необычным способом-с помощью восковых мелков, чтобы удивить своим мастерством самых умелых мастеров. Сначала мы нанесем на тарелочку узоры восковыми мелками, а потом уже раскрасим фон акварельной краской. Но ничего не бойтесь, наш узор не пропадет. Как думаете почему? (ответы детей). Воск имеет свойство отталкивать капли воды и не пропускать их на бумагу. Поэтому наш узор останется нетронутым. Во время работы детей звучит русская народная музыка.
Посмотрите, сколько красивых изделий у нас получилось, давайте полюбуемся (дети рассматривают работы, обсуждают).
-Молодцы, вы сегодня замечательно поработали и мне хотелось бы, чтобы вы сейчас выбрали ту картинку с эмоцией, которая соответствует вашему настроению.
(дети выбирают карточки с эмоциями)
-Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.