Наталия Александровна Водолажская
Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Любовь к родному краю Белгородскому»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культуры, оставленной нам многими поколениями людей. Ознакомление детей подготовительной группы с духовно-культурным наследием России, земли Белгородской :
Образовательные задачи: Дать первоначальное представление о православном храме, познакомить детей с правилами поведения в храме. Расширять представление детей об иконе. Познакомить детей с православной традицией отношения к иконе -почитание икон. Дать детям представление о назначении колокольни, колокольного звона. Ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста „Любовь к родному краю Белгородскому“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Воспитательные задачи: воспитывать терпеливость и организованность; чувства красивого и возвышенного, чувство благоговейного отношения к святыням. Воспитывать духовный интерес к традициям своего народа; чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре.
Развивающие задачи: Способствовать развитию образного восприятия. Содействовать становлению духовно -нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, вызывая у детей удивление красотой и радостью при посещении храма. Развивать внимание и любознательность; навыки произвольного поведения: внимания, терпения.
Материалы к занятию :
Подбор музыкального сопровождения: И. С. Бах Органная хоральная прелюдия фа минор, Р. Щедрин Запечатленный ангел №1, В. Кикта Фрески Софии Киевской, Концертная симфония для арфы с оркестром, Пасхальный перезвон.
Используемая литература:
• Основы православной культуры. «Мир прекрасное творенье» Л. П. Архимадрит Зиновий)А. А. Корзинкин) В. М. Меньшеков.
• Белгородоведение : Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. В. А. Шаповалова. – Белгород : БелГУ, 2002. – 410
• с. Белгородская губерния. 1727- 1779гг. : Сборник документов и материалов / Сост. О. И. Григорьева, Л. Б. Хромых. – Белгород : Везелица, 2002. – 410 с.
• Белгородская область : История и современность / Автор-сост. \В. В. Овчинников. – М. : Колсантиговая группа «Имидж-Контакт», 2007. – 64 с.
• Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В. В. Овчинников. – Белгород : Изд-во областная типография, 2000. – 464 с.
• Давыдов, В. И. Храмы Белгородчины / В. И. Давыдов. – Белгород : Издательский дом «В. Шаповалов», 2000. – 256 с.
• Истоки: Историко-краеведческий сборник статей о Белгородчине / Гл. ред. Ф. П. Тройно. – Белгород : «Везелица», 1992. -162 с.
• Духовное краеведение Белгородчины : Краткий словарь / Автор-сост. : С. С. Чернова. – Белгород : Изд. Центр ООО «Логия», 2005. – 39 с.
• Колесникова, Л. И. Православное церковное зодчество Белгородской области : Каталог / Л. И. Колесникова. – Белгород : Белгородско-Старооскольская епархия, 1997. – 148 с.
• Осыков, Б. И. Белгородский алфавит : Краткий краеведческий справочник / Б. И. Осыков. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1990. – 208 с.
• Пархоменко, И. Г. Белгородская губерния : Социально-экономический и историко-культурологический очерк / И. Г. Пархоменко. – Белгород, 2002. – 309 с.
• Русские монастыри: Юг России / Гл. ред. А. А. Феоктистов. – Новомосковск – Москва: Изд-во «Очарованный странник - АФ», изд-во «Троица», 2006. – 536 с.
• Храмы Белгородской и Старооскольской епархии. – Белгород : Белгородская и Старооскольская епархия. – 2005. – 224
Ход занятия:
Под музыку дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, сегодня необыкновенное занятие. Я приглашаю вас на экскурсию в православный храм. Она будет не простая, а интерактивная. С помощью новейших технологий мы сможем побывать во многих храмах нашей необъятной Родины. И конечно же посетить храмы родной Белгородчины. Увидеть святыни нашей родной земли.
Начнём мы наше необыкновенное путешествие с исполнения песни о нашей любимой Родине.
Дети исполняют песню «У моей России», В конце произведения начинают звенеть колокольчики и бубенцы.
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы ничего необыкновенного не услышали? Может добавился необыкновенный звук?
Ответы детей:
Музыкальный руководитель: Конечно, вы совершенно правы. Добавились звуки колокольчиков и бубенцов.
Отгадайте загадку. «Говорун говорит -народ в храм спешит.»
Ответы детей:
А если сделать колокольчик большим, что получится? Правильно, колокол. (Беседа о колокольне.)
У входа в храм или над его входом есть колокольня.
Колокольня –это башня,
Где звонят колокола,
Нас зовёт от дел домашних
На священные дела!
Но колокол не может говорить сам, в колокол звонит звонарь.
Звони звонарь!
Ещё ударь!
Пусть туча удивляется,
Как без грозы и без дождя
Гром звонкий получается?
Показ слайдов с №2 по №29. (Комментарии к слайдам.)
А вы знаете, где можно увидеть и послушать колокол? Совершенно верно. В храме Божьем. Рассмотреть изображения храма. Храм - самое красивое здание. Оно отличается от других зданий, в которых живут люди.
Показ слайдов с №29 по № 67. (Комментарии к слайдам.)
Музыкальный руководитель: Люди, взрослые и дети ходят в храм, что бы зажечь свечи и помолиться Богу перед иконами. Ребята а что нужно еще для того чтобы мы смогли посетить с вами храм?
Ответы детей:
Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Девочки должны покрыть голову платком. И конечно нам с вами не хватает свечей которые мы должны зажечь в храме.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам сделать свечи самим.
Детям даётся воск, нити и делаются свечи. Когда свечи готовы мы продолжаем нашу экскурсию.
Музыкальный руководитель:
Город холмов и оврагов,
Город зеленых садов,
Уличных пестрых зигзагов
Чистых и всяких прудов.
Город – церквей не дочтешься:
Их колокольный напев
Слушая, к небу несешься,
Душу молитвой согрев.
Молча читает их время!
С заревом славных веков
Льется на позднее племя
Доблестный отблеск отцов
(П. Вяземский)
***
Какая в сердце музыка возникла
У звонаря из древнего села! –
Вновь заиграли по Руси великой
Молчавшие до сель колокола.
В их перезвоне было меньше
горя
Чем радости,
надежды,
торжества…
И музыка дошла до Белогория,
И известила:
– Родина жива.
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят ее, сияют купола.
От моря и до моря
с новой силой
Звонят, звонят ее колокола…
И, кланяясь малиновому гуду,
Я слышу свыше голос у плеча:
– Молись за Русь…
пока горит свеча,
Пока звонят колокола повсюду…
И. Чернухин.
А теперь мы отправимся в храмы нашего святого Белогорья.
Показ слайдов с №68 по № 76
Музыкальный руководитель: Теперь когда наша экскурсия подошла к концу, давайте зажжём свечи что вы сделали и глядя на огонь свечи пожелаем всем мира, добра и благополучия.
А свечи вы заберите себе домой, что бы показать и рассказать родителям о нашем необыкновенном интерактивном путешествии в храм.
Музыкальный руководитель: А теперь приглашаю вас в хоровод.
Дети исполняю танец-хоровод «Светит-месяц».