Валентина Бормотина
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Где вода — там жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Образовательная область: Познание. Творчество
Раздел: Ознакомление с окружающим. Музыка
Тема: Где вода, там жизнь.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы „Где вода — там жизнь“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Цель: Познакомить детей со свойствами и состояниями воды; расширять представления и знания о разных состояниях воды (снегвода, лёд вода, парвода) и свойствах (прозрачная, не имеет запаха и постоянной формы); развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; Стимулировать желание самостоятельно делать выводы; активизировать речь и обогащать словарный запас с помощью музыкальных произведений и репродукций картин.
Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в формочки для льда и поставить их в морозильную камеру.
Билингвальный компонент: Вода –су, снег – кар, лед- муз, пар - бу, капелька –тамшы.
Оборудование: аудиозапись шума прибоя, картинки с разным состоянием воды, вода в стаканчиках, чайные ложечки, фото пустыни и леса, таблички название пристаней., аудиозапись «Вешние воды» С. Рахманинова, картина Левитана «Весна- большая вода»
Этапы
деятельности
Мотивационно-
побудительный
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об удивительном веществе, а вот о каком, вы узнаете если ответите на вопрос: без чего не было бы жизни на Земле? Без чего человек не может прожить больше 1 недели?
Может вы догадаетесь если услышите стихотворение?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (воды.)
Воспитатель. И, правда, без воды жизнь представить сложно.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, и поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой- нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете?
- Пароход, лодка, яхта, катер, катамаран.
- Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждёт путешествие с несколькими остановками- пристанями. В каждой из них мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде (в аудиозаписи звучит шум прибоя)
(дети закрывают глаза, представляя, что плывут на выбранном транспорте)
Организационно –поисковый
Пристань1: «Где вода- там жизнь»
Ребята. скажите для чего нужна вода?
(Воду пьют, в ней готовят еду, купаются, в воде стирают)
, Да вода нужна везде, даже тело человека больше, чем на половину состоит из воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
А как по- казахски произносится слово вода?
(Вода по- казахски : су.)
- Почему нужно поливать комнатные растения?
(- Их поливают, чтобы растения не завяли и не засохли, а всегда радовали нас красотой.)
-Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?
(Ответы детей)
-Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без неё всё гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от 3-х до 7-ми). Взгляните на эти две картинки (показывает картинки пустыни и реки). Так выглядит пустыня, где нет воды. А вот так выглядят берега реки. Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждёт ещё одна остановка.
А чтобы веселее было в пути, давайте исполним песню «Солнечный круг». (Дети исполняют песню на русском и казахском языках)
Муз. рук-ль: Плыли, плыли и приплыли на пристань «Откуда к нам пришла вода?»
(слайд с надписью).
- Послушайте рассказ капельки, а на казахском языке «капелька» будет «тамшы».
(проводит музыкально- пластический этюд «Капелька» под музыку С. В. Рахманинова «Нежность»)
( дети выполняют движения в соответствии с текстом: делятся на два ручейка, сливаются в одну реку, кружатся, как бы проходя очистку, присаживаются, как будто осадок в воде, перестраиваются в одну линию)
- Жил- был маленький ручеёк. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него. «Ты кто?» -спрашивает он. «Я- ручеёк. А ты кто?». «И я ручеёк» : отвечает наш ручей. «Давай дружить и потечём дальше вместе». -Так воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришёл человек к реке, залюбовался её чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать её в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода человеку, в ней всё равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к вам.
- Вот такой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.
- А мы продолжаем наше путешествие (показывает следующую табличку).
Воспит-ль: А следующая пристань:
«Драгоценная капелька»
- Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду?
(дети рассказывают о поливе и экономии воды, высказывают своё мнение) Давайте обратим внимание на воду, будем беречь и её. Если вы заметили незакрытый кран- закройте, если заметите неплотно закрытый кран- закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду.
Не засоряйте водоемы, родники, колодцы.
Они нужны для жизни растений, животных, птиц, насекомых, человека.
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!
Ну что же, плывём дальше. (показывает следующую табличку)
Воспит-ль:
Пристань «Исследователи».
Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.
Рассмотрите эти рисунки.
В каком состоянии бывает вода в природе? (вода бывает жидкая, твердая и газообразная)
-закончите предложение: «Вода- это дождь,
…» (пар, град, снег, лёд, роса, иней)
Мы знаем 4 времени года и в каждом из них своё состояние воды: зимой- снег, лёд. Весной- капель, таяние воды. Летом- дождь, роса. Осенью- дождь, изморозь.
Муз. рук-ль: Вот об одном таком состоянии воды сочинил музыку С. В. Рахманинов, а называется она «Вешние воды». Давайте её послушаем и поделимся впечатлениями об услышанном. (включает запись, дети с интересом слушают пьесу)
-Музыка такая проникновенная, живая, вначале спокойная, а затем как бы нарастает движение вперёд. Так же и в природе- сначала тает маленький кусочек реки или озера, затем полынья увеличивается и превращается в быстрый поток. С помощью каких средств музыкальной выразительности этого добился композитор? (- С помощью темпа и ритма, а также громкости звучания.)
А теперь посмотрите на экран
(на экране картина И. Левитана «Весна- большая вода»)
Восп-ль: А вот как художник изобразил это время года. Ведь правда очень похожи эта музыка и картина? (- Да, в них чувствуются одинаковые нотки живого просыпания природы,начало новой жизни.)
- Как чётко художник показал пробуждение природы, с помощью неярких тонов красок, а река какая голубая с серым оттенком, вроде как уже и ожила, но с другой стороны, всё ещё впереди.
- Ну а теперь вернё мся к опытам: возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? (вода не имеет запаха, бесцветна и безвкусная.)
- Насыпьте в стакан с водой ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? (- Она растворилась в воде)
- Давайте проверим, а что же будет, если в воду насыпать песок?
(- Песок не растворяется, а оседает на дно)
Воспитатель. Ребята, а кто скажет мне, что такое пар?
А знаете ли вы из чего состоит снег и лёд?
Давайте мы с вами проведём несколько экспериментов и узнаем что же это такое на самом деле.
Опыт 1.
Взять ёмкость с горячей водой (не более 60С) и зеркало.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что вы видите в нашей ёмкости.
Правильно, в ней вода. А какая она?
А почему?
Молодцы. Давайте теперь подержим над паром наше зеркало и посмотрим, что получится.
Держим над паром зеркало, на нём появляются капельки воды.
Воспитатель. Взгляните, у нас на зеркале вода. А как она здесь оказалась.
Тёплый пар, попав на холодное зеркало, остыл и превратился в воду. Значит пар это что?
Правильно, вода. Ещё пар называют газообразным состоянием воды, потому что он как и все газы поднимается вверх.
Опыт 2
А теперь давайте возьмём по кубику льда и тоже подержим на ладони. Что с ним происходит?
Да, тает, но на ладони он тает очень медленно, снег у нас растаял быстрее.
Опыт 3.
Взять 2 прозрачные ёмкости с холодной водой, лёд и снег.
Воспитатель. Ребятки, давайте теперь с вами проделаем такой эксперимент. Опустим кубик льда в одну банку с водой, комочек снега – в другую. Что мы видим?
Да, ни снег, ни лёд не утонули, а плавают на поверхности воды. А кто скажет почему?
Потому что мы с вами уже видели, что снег и лёд это вода, а вода в воде утонуть не может.
Физминутка
Пошел мелкий дождь,
Потом крупный дождь,
Застучал град,
Грянул гром.
Засверкала молния.
Все убежали домой.
- А у нас есть еще снежиночки, которые хотят исполнить для вас танец.
- Ну и наконец наша последняя пристань
«Вредная и полезная»
Восп-ль: Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья?
- Но есть ещё источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды.
На этом наше плавание закончилось.
Рефлексивно – корригирующий
- Сегодня мы с вами путешествовали и узнали много интересного и нового о воде. Узнали о композиторе С. В. Рахманинове. сравнили его музыку с картиной Левитана «Большая вода»
А теперь давайте сядем по- турецки, прислушаемся к музыке и мысленно нарисуем любое состояние воды. (дети рисуют картины природы и состояние воды, навеянное музыкой. Затем высказываются.)
Спасибо ребята за активное участие на занятии. Давайте покажем и громко скажем: «Мы- молодцы!»
Ожидаемый результат:
Знать: - свойства и состояние воды
- музыкальные средства выразительности, рисующие образы природы
- как нужно охранять и беречь воду
- слова, связанные с водой на казахском языке
Иметь:
- навыки слушания классической музыки
- представление о бережном отношении к природе
Уметь:
- Исполнять песни на 2-х языках
- рассуждать и анализировать
- делать выводы во время опытнической деятельности
- выполнять несложные музыкально- пластические этюды.