Борисова Ирина
Конспект интегрированного НОД с применением ИКТ для детей 4–6 лет «Спасем волшебницу осень»
Конспект интегрированного НОД с применением ИКТ по развитию речи и ознакомление с природой для детей 4-6 лет ««Спасем волшебницу Осень»»
Цель. Обобщить знания детей об осени.
Задачи.
Образовательная:
• обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.
Публикация «Конспект интегрированного НОД с применением ИКТ для детей 4–6 лет „Спасем волшебницу осень“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
• уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных, птиц и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.
•обогащать и активизировать речь детей.
• совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
• закрепить представления детей о связи живой и неживой природы.
Развивающая: развивать мышление, память через игры и упражнения.
• Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
• развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к животным, птицам; бережное отношение к природе; развивать наблюдательность и желание общаться с природой.
Предварительная работа.
Беседа об осени, о занятии людей осенью, о том, как звери и птицы, растения готовятся к зиме.
Оборудование: мультимедийная система, презентация по теме «Осень», муляжи – деревья, карнавальный костюм – «Баба Яга», корзинка, конверт.
Оглавление работы:
1. Организационный момент.
2. Сюрпризный момент (сказочный персонаж –Баба Яга)
3. Основная часть.
• 1 задание «Разгадай загадки». Презентация «Осень» Слайд 2-7.
• 2 задание «Дремучий лес».
• 3 задание «Что перепутал художник» Слайд 8-9. Дидактическая игра: “Да или нет”
• 4 задание «Признаки осени» Слайд 10.
• 5 задание «Осенние месяцы» Слайд 11.
• Физкультминутка «Мы осенние листочки».
• 6 задание Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы», «Четвертый лишний» слайд 11-14.
• Задание 7 «Лесные жители» : слайд 15-22.
4. Подведение итогов. Слайд 23.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята сегодня утром, когда я пришла в нашу группу, увидела на столе письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно ответили. Это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаё т письмо и читает:) «Здравствуйте ребята я волшебница Осень. Я жила в волшебном лесу, помогала лесным животным и сказочным растениям и птицам готовиться к наступлению зимы. Но злая Баба-яга не хочет, чтобы в лесу наступила осень. Она меня заперла в своей избушке. Спасите меня!»
Воспитатель: Ребята поможем освободить Осень?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нам нужно закрыть глаза, хлопнуть в ладошки, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова «Раз, два, три, покружись и в волшебном лесу очутись»
Сюрпризный момент: (Появляется Баба-Яга).
Основная часть:
Б. Яга: Ага, куда это вы собрались голубчики.
Дети: Осень спасать.
Б. Яга: А зачем нужна эта Осень? Дождь, грязь, слякоть фууу….! Пусть будет сразу зима! Чисто, бело… И вообще, я вашу Осень забрала и отдавать не хочу.
Воспитатель: Да что ты, Баба Яга! Осень очень нужна! Мы ее ждем. Правда, ребята?
(рассуждение детей о пользе осени).
Воспитатель: Отдавай нам ее!
Б. Яга: Хитренькие вы какие! Вот выполните все мои задания, тогда и поговорим!
Воспитатель: Ну ладно, давай свои задания!
Б. Яга: Загадаю вам загадки, вы же дайте мне отгадки.
1 задание «Разгадай загадки». Презентация «Осень» Слайд 2-7.
Б. Яга: Ну что, голубчики мои, 2 задание называется «Дремучий лес». А просто так по нему не пройти, лес не простой, сказочный. Чтобы через него пройти, нужно крепко взяться за руки и аккуратно, не задевая деревья, пройти всей командой.
(Дети выполняют задание)
Б. Яга: Ага…справились, ну ничего, есть у меня еще одно задание, сейчас я вас запутаю!
Задание 3. :Презентация «Осень» «Что перепутал художник» Слайд 8-9.
Дидактическая игра: “Да или нет” (дайте правильный ответ)
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же делать?
Куртки, шапки надевать?
Б. Яга: Чем осень отличается от других времен года? Вы это точно не знаете?
Задание 4. : «Признаки осени». Презентация «Осень» слайд 10.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие признаки осени вы увидели в презентации и знаете сами?
Ответы детей : Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Б. Яга: Ну ладно вот вам следующее задание, вы его точно не выполните. У Осени есть три помощника, три осенних месяца. Я их спрятала в домики. Чтобы вы их названия не вспомнили, я их заколдовала.
Задание 5. «Осенние месяцы» Презентация «Осень» слайд 11.
Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
- Скажите мне, пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
-А как называют осень в октябре? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
-Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: А давайте мы с вами полетаем как осенние листочки.
Физкультминутка «Мы осенние листочки»
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
(движения руками по полу вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся)
Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад).
Воспитатель: Молодцы ребята.
Б. Яга: Удивили. А сейчас пришла пора следующее задание выполнить. Сейчас я узнаю, что вы знаете о птицах.
Задание 6 «Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»» Презентация «Осень» слайд 11-14.
Воспитатель: Но сначала вас спрошу. Что меняется в жизни птиц с приходом осени?
Ответы детей : Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.
Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
Ответы детей : Такие птицы называются перелетными.
Воспитатель: - А почему же они улетают?
Ответы детей : мало корма.
Воспитатель: А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие).
Б. Яга: Молодцы справились! А что делают животные осенью? Вы знаете?
Задание 7 «Лесные жители» Презентация «Осень» слайд 15-22.
Воспитатель: Ребята, назовите животных, которые живут в наших лесах? (Медведь, лиса, волк, заяц, еж, белка, лось, бобр) А почему все эти животные называются дикими?
Дети: Потому что они живут в дикой природе, сами добывают себе корм, сами устраивают себе жилище.
Воспитатель: Ребята вы знали что медведя называют хозяин леса. Скажите, пожалуйста, что медведь делает осенью?
Дети: Много ест, готовит к зиме берлогу.
Воспитатель: - А для чего он много ест? (Чтобы накопить достаточно жира на зиму и спокойно спать в берлоге всю зиму) Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего - под корнем вывороченного дерева или в буреломе. Бурелом – это поломанные бурей, сильным ветром деревья в лесу. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 месяцев, и даже тогда, когда она спит зимой.
Воспитатель: - А кто ещё из диких животных так же, как медведь копит жир, чтобы спать всю зиму?.
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Правильно. Ёжик кубарем катается по траве, накалывает листву на свои иглы, найдёт удобное место и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом. И снится ему, как он бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, жучков и червей. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. А вы знаете, (слайд №18) что зимой спят не только медведи и ежи, а ещё большинство грызунов: барсуки, бобры, лесные мыши, и другие. Вот только сон у грызунов прерывистый – они просыпаются, чтобы питаться припасенной на зиму едой, которую прячут прямо в норке.
Воспитатель: Когда наступает осень белочка собирает сухие листочки, траву и утепляю свой домик-дупло, чтобы не замерзнуть зимой. А ещё я делает запасы на зиму, прячу в свои лесные кладовые шишки, орешки, жёлуди, сушёные грибы. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. А кто знает, какого цвета шубка у белки зимой? (серая). Почему? (Чтобы быть незаметной среди зимних деревьев в лесу). Белка меняет свою рыжую шкурку на серую, но это не значит, что она снимает свою шкурку и надевают новую, просто у неё отрастает другой, более теплый мех серого цвета. Кто знает, как называется такой период в жизни животных? (Линькой).(Слайд 19-21).
Воспитатель: Ну вот, видишь, Баба Яга, и с этим непростым заданием наши ребята справились.
Б. Яга: Вижу, вижу. Но ничего, осталось последнее, самое сложное задание, вы его наверняка даже и не найдете.
Воспитатель: Давай скорее нам его, Баба Яга. Где нам его искать?
Б. Яга: Есть у вас в детском саду гуси. Вот у них и спрашивайте!
Ищут задание, но не находят.
Воспитатель: Баба Яга, ты, наверное, нас обманула. Ай – ай – ай…разве можно обманывать? И не стыдно тебе?
Б. Яга: Стыдно…но только чуть-чуть.
Воспитатель: Но почему ты нас обманула?
Б. Яга: Почему, почему? Да потому, что скучно мне и обидно! Вон, вы, какие задания сложные прошли, со всеми испытаниями справились. Доказали мне, что Осень важное время года. Нужна она и людям, и животным. Мне с вами весело было и интересно. Вот я вам сейчас Осень отдам и снова мне будет скучно и грустно. (плачет).
Воспитатель: Не плачь, Баба Яга! Давай договоримся! Ты нам Осень отдашь, а мы к тебе в гости приходить будем. Правда, ребята? (ответы детей)
Воспитатель: А ты не будешь больше вредничать и хитрить?
Б. Яга: Не буду, обещаю! Спасибо вам, ребята! Ну, пора мне, побежала я!
Появляется Осень. Презентация «Осень» Слайд 23
Осень : Ребята, спасибо вам за помощь! Если б не вы, так бы и остались все без осени. За то, что вы такие смелые, умные и находчивые я принесла вам гостинцы. (Слайд 23)
Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей)
Давайте вспомним, какие месяцы осени вы знаете. На какие периоды делится осень? Как называются птицы которые улетают в теплые края? Как называются птицы которые остаются зимовать? Каких птиц вы знаете? О каких диких животных наших лесов мы сегодня не говорили? О каких животных мы сегодня говорили? Как они готовятся к зиме? О каких диких животных наших лесов мы сегодня не говорили? (Лось, дикий кабан) Предлагаю вам выяснить дома с родителями, как они осенью готовится к зиме, и мне завтра расскажите.