Лариса Селихова
Конспект интегрированной НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы на тему : «Будьте бдительны: финансовые мошенники».
Публикация «Конспект интегрированной НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Формировать у детей модель ответственного финансового поведения и основ финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать представление детей о том, как правильно вести себя в проблемных ситуациях.
Учить соблюдать некоторые меры безопасности, вырабатывая алгоритм поведения в неожиданных ситуациях, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие: Развивать представления о мошенниках, как о людях, которые ради наживы обманывают других людей и даже детей.
Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
Воспитательные: Способствовать воспитанию нравственных качеств: бережливости, честности, трудолюбию, правильному отношению к деньгам.
Интеграции образовательных областей: Познание. Коммуникация. Социализация. Художественное творчество. Музыка.
Предварительная работа:
1. Беседы: «Откуда берутся деньги», «Деньги, семья, бюджет».
2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Аптека».
3. Разучивание стихотворений о труде.
4. Игровое занятие «Деньги всякие нужны».
5. Решение проблемных ситуаций «Хочу и надо».
6. Рисование на тему «Моя будущая профессия».
Оборудование: Плакат на тему «Финансовые мошенники», костюмы для инсценировок, ширма, «денежные знаки», детское лото-коллаж «С кем нельзя общаться».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, каждый новый день надо начинать с хорошего настроения и мне кажется, что оно у вас есть. Давайте проверим:
-Пусть улыбнуться те, кто помогает своим друзьям;
-Пусть возьмутся за руки те, кто не обманывает других;
-Пусть хлопнут в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
(Из-за ширмы сверху падают деньги)
Воспитатель: Ой, ребята, а что это такое? (деньги)
Воспитатель: А деньги могу сыпаться с неба? (нет)
Воспитатель: А откуда они берутся? (их зарабатывают)
Воспитатель: Кто хочет подойти и проверить, настоящие деньги, или нет? (выходят желающие ребята)
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами уже знаем, как отличить настоящие «денежные знаки» от фальшивых. Настоящие деньги разбрасывать никто не будет, так как они зарабатываются честным, добросовестным, а порой и очень тяжелым трудом.
«Коль трудился целый год, будет кругленьким доход».
Ребята, скажите, пожалуйста, для чего люди трудятся? (для покупок, чтобы съездить в отпуск, копить и т. д.)
Воспитатель: В современном мире трудятся все люди, чтобы зарабатывать деньги. Без них прожить невозможно. Но, к сожалению, с развитием новых технологий, появились нечестные по отношению к нам люди. Их называют мошенниками. Мошенники – это плуты, жулики и обманщики, которые, втираясь к нам в доверие, присваивают наши деньги и наше имущество. Их цель – заставить нас отдать свои денежные средства, или квартиру «добровольно». Им без труда удается обмануть человека, вступившего с ними в условный контакт, так как они хорошие психологи и им хочется верить. Вот поэтому они очень опасны.
Ребята, для того, чтобы вы лучше понимали, о чем я говорю, давайте вместе с вами рассмотрим этот плакат.
-Как вы думаете, кто находится вверху посередине плаката? (ответы детей)
Воспитатель: Я с вами согласна, это мошенник. Не тот, который выполняет какие-либо действия и задания, а тот, который придумывает все схемы преступлений. Этот человек не похож на обычного преступника: он умный, интеллектуально развитый, опрятный, аккуратный, вежливый, и нередко приятный на внешность. Вообщем, интеллегентный.
На плакате изображены довольно распространенные виды мошенничества. Один из них касается картинки, расположенной посередине внизу. Что на ней изображено? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, компьютер. А вот как компьютер может быть связан с мошенниками, вам сейчас расскажут ребята. Это один из самых распространенных видов мошенничества – игра на детском любопытстве.
Ситуация 1:
Инсценировка (мальчик сидит за компьютером и «играет»)
Ребенок: Тра-та-та-та-та-та-та,
Ну, давай, иди сюда!
Бах! Тебя я победил!
Эй, сдавайся, ты без сил!
Я, вообще, самый крутой,
Суперемен, супергерой! (делает вид, что рассматривает что-то в компьютере)
Новый мультик, здорово!
Кликну в баннере его!
(«нажимает»)
Вот, нажал, а что еще?
Я не знал, как просто все!
(«ждет ответ»)
Предлагают мне ввести телефона номер,
Чтоб название узнать, посмотреть героев.
Номер нужен, ну и пусть,
Цифры знаю наизусть!
(«ждет ответ»)
А куда они пропали?
Ничего не показали…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно поступил мальчик, нажав на кнопку? (ответы детей)
Воспитатель: Что, по вашему мнению, могло произойти после нажатия на рекламный баннер? (ответы детей)
Воспитатель: А как надо было поступить? (воспитатель уточняет ответы детей)
Воспитатель: После того, как мальчик ввел номер телефона, то деньги с маминой, или с папиной карточки были списаны. Семья осталась без средств к существованию.
Воспитатель: Догадайтесь, что обозначает картинка, которая находится в правом нижнем углу? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, это женщина стучится дом. А вот в знакомый, или в незнакомый дом она постучала, мы сейчас узнаем.
Ситуация 2:
Инсценировка (в комнате сидит ребенок и «слушает музыку», раздается стук в дверь)
Мальчик : Кто стучится в дверь ко мне?
(«смотрит в глазок»)
Тетя, с сумкою в руке.
Женщина
(незнакомая) : Это я, соседка ваша,
А зовут меня теть Маша.
(мальчик «открывает дверь»)
Извините, что пришла,
Вот, гостинцев принесла.
(«отдает» гостинцы)
Что-то плохо стало, ты,
Принеси, милок, воды.
(мальчик выходит и возвращается обратно со стаканом воды) Мальчик: Где же эта тетя Маша?
Дверь открыта в доме нашем…
Где конфеты, где планшет?
Где компьютер? И вообще…
Ничего я не пойму!
Что же маме я скажу…
(плачет)
Воспитатель: Ребята, а вы открыли бы дверь незнакомому человеку? (ответы детей)
Воспитатель: Что надо было сказать, чтобы незнакомка ушла? (варианты ответов детей)
Воспитатель: Правильно, надо было сказать, что папа моется в ванной, или, что мама зашла к соседке и сейчас вернется, или, что вы никому не откроете и сейчас позвоните в полицию. Мошенники могут прийти под видом врача, полицейского, или другого социального работника. Никогда не открывайте дверь незнакомым людям.
Воспитатель: Девочка на картинке слева наверху очень рада, интересно, чему? (она увидела наряды)
Воспитатель: Где она могла их увидеть? (на картинке, в магазине, в интернетете)
Воспитатель: Я согласна с вами, ребята. На самом деле, люди часто делают заказы в интернет-магазинах. Это очень удобно: низкие цены, экономия времени, полная информация о товаре, который приобретаешь и даже не страшна территориальная удаленность, то есть другая страна. Ваши родители, я знаю, тоже пользуются нередко услугами интернет-магазинов. Но есть такие ребята, которые пытаются заказать понравившуюся вещь самостоятельно. Вот вам такой пример.
Ситуация 3:
Инсценировка:
(у девочки Оли День рождения, все гости сидят за столом и скучают, Оля за компьютером)
Марина: Как же много здесь всего:
Юбки, кофточки, зажимы.
Слышала, что продают все
В инернете, в магазинах.
Но не буду рисковать
И на кнопки нажимать.
(подходит к гостям)
Не позволю вам скучать,
Лучше вместе поиграть.
Думаю, что в День рожденья
Это лучшее веселье!
Хороводная игра «Ходит Оля».
(Именинница находится в середине круга, гости с подарками в руках ходят по кругу и произносят слова: «Ходит Оля, ходит Оля,
Посреди кружочка, посреди кружочка.
Ищет Оля, ищет Оля
Для себя дружочка, для себя дружочка» и т. д.
Тот, кого Оля выбрала, дарит ей подарок и вместе с ней танцует.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, славно повеселились. Понравилось на Дне рождения у Оли? Скажите, пожалуйста, девочка Оля правильно поступила, что не стала самостоятельно нажимать на кнопки и заказывать понравившуюся вещь? (ответы детей)
Воспитатель: Я с вами согласна, Оля поступила правильно. Ведь не зная можно зайти на сайт мошенников, то есть на поддельную страницу для онлайн-покупок, оставить на ней свои данные по просьбе «продавцов» и остаться и без денег, и без товара. Может быть вы знаете такие случаи из жизни? Это довольно распространенная ситуация. (ответы детей)
Воспитатель: Очень часто в нашей жизни встречаются «уличные» мошенники, которые предлагают что-то у них купить, погадать, снять сглаз и т. д. Посмотрите историю о такой встрече.
Ситуация 4:
Ведущий: Мама и Таня вышли из дома,
А во дворе все красиво, знакомо.
Мама: Дождик пошел, за зонтом я вернусь.
Сумку держи, быстро я обернусь.
Ведущий: Девочка Таня с сумкой осталась,
Рядом с ней женщина вдруг оказалась.
Женщина эта была величава,
За поводочек собачку держала.
Женщина: Девочка, хочешь собачку себе?
Видишь, как ластится крошка к тебе.
Мне за нее ничего ведь не надо.
Только копеечку, я буду рада.
Ведущий: Таня за повод собачку берет,
Сумку открыла, копейку дает.
Тетенька сумку вдруг вырывает,
Собачку берет и прочь убегает.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Таня почувствовала опасность, когда к ней подошла женщина с собачкой? (ответы детей)
Воспитатель: Доверчивых детей часто обманывают на улицах, поэтому всегда надо быть бдительными. К Тане подошла незнакомая женщина, значит как должна была поступить девочка? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас посмотрим с вами инсценировку еще об одном виде мошенничества – это телефонный звонок, или SMS сообщение.
Ситуация 5:
Ребенок: У меня зазвонил телефон,
По дому раздался трезвон,
Но номер мне был незнаком.
Сказал я звонившему: «Здравствуйте»!
В ответ я услышал ласково:
-Вас беспокоят хорошие люди,
Вам деньги нужны?
Мы для вас их добудем
-Конечно, нужны, но их платят за труд!
Нет, не всегда, можно выиграть тут.
-И что же мне делать, как поступить?
-Вам надо свой код в SMSку забить.
Но я не поверил такому вранью.
Скорее в полицию я позвоню!
Воспитатель: Правильно поступил человек, которому позвонили? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, ни в коем не отвечайте на звонок и не открывайте SMS сообщение, если они поступили с неизвестного вам номера телефона.
«Звонит мобильник, и голос приятен
Вам говорит, что приз необъятный
Выигран вами – не верьте!
Но, выслушав новость – проверьте»!
Мошенники всегда просят предоставить им какие-либо данные: № телефона, №, карты, или № кода банковской карты. Эти данные являются секретной информацией, их сообщать никому нельзя. А для обманщиков они являются доступным «ключом» к вашим деньгам. Я надеюсь, что вы все усвоили правила поведения, которые уберегут вас от встречи с мошенниками? А если эта встреча все-таки произошла, то, как уберечь себя, свои денежные средства и остаться в безопасности? Что бы проверить, как вы запомнили эти правила, я предлагаю вам игру.
Лото «С кем нельзя общаться».
Детям раздаются карточки с изображением различных жизненных ситуаций. Дети должны закрыть фишками те картинки, на которых, по их мнению изображены мошенники. Ребята так же должны пояснить, почему они закрыли именно эту карточку и подтвердить свой выбор следующими правилами, относящимися к изображенной на ней ситуации:
-Не открывайте дверь незнакомым людям;
-Не отвечайте на звонки и SMS рассылки с незнакомого номера;
-Не заходите в интернете на незнакомые сайты;
-Не вступайте в диалог с незнакомыми людьми на улице;
-Будьте внимательны во время онлайн-игр.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все прекрасно справились с заданием, а значит, мошенники вам не страшны! Желаю вам всегда быть бдительными и никогда не попадаться на уловки незнакомых людей.
«Жизнь стремительно несется, не догнать ее.
Хорошо бы, что б обличье сберегли свое!
И теперь не те бандиты, что взбирались в дом
И творили, что хотели в вашем доме том!
Им сейчас гораздо проще – взламывают код
На твоей странице с фото пакостят всем вот!
Но друзья охотно верят, в том, что тот тебя.
Сообщения приходит с просьбою любя.
Помогают, кто чем может, только ни тебе,
А мошенникам в инете – поворот в судьбе!
Как бы это все исправить, как бы их поймать?
Ведь страничку нам закроют, их уж не видать.