Ольга Чекунова
Конспект интегрированного физкультурно-речевого занятия «Будущие космонавты»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие разработано для старшей группы компенсирующей направленности детей с ТНР. В данной группе реализуется Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ детского сада № 55 (АООП ДО детей с ТНР). Она разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, реализуется посредством УМК к «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой. В основу физического развития таких детей положены формы и методы работы «Примерной программы физического образования и воспитания детей логопедических групп с ОНР» Ю. А. Кирилловой.
Темочки:
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Физическое воспитание детей
- Темочки
Детям с тяжелыми нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Им необходима постоянная смена деятельности, сочетание статических и динамических нагрузок.
Данную группу посещают 16 детей с основным диагнозом «общее недоразвитие речи» 3 и 4 уровня, у двоих детей выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата ( диагноз: «плоско-вальгусные стопы»). Для этих детей предусмотрена замена прыжков на подскоки.
В интегрированные физкультурно-речевые занятия имеет смысл включать коррекционные и развивающие технологии. В конце данного занятия предлагается задание из игрового набора «Дары Фребеля».
Содержание занятия :
Цель: создание условий для формирования представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов, посредством выполнения ОРУ, упражнений на развитие координации речи с движением, упражнений в ходьбе, ползании, подлезании, прыжках.
Задачи:
1. Углубить и систематизировать элементарные знания о космосе, звездах, освоении космоса людьми.
2. Способствовать развитию устойчивого внимания, координации движений; продолжать учить детей выполнять движения по словесной инструкции в игровых ситуациях;
3. Продолжать развивать чувство равновесия и ориентировку в пространстве, содействовать развитию общей моторики.
4. Осуществлять профилактику нарушения осанки и плоскостопия за счет укрепления «мышечного корсета», верхнего плечевого пояса, мышц ног.
5. Создать атмосферу эмоционального комфорта при выполнении физических упражнений.
Материалы и оборудование: ребристые дорожки, набивные мешочки по количеству детей, тактильная дорожка, гимнастические палки по количеству детей, гимнастическая скамейка, мягкие модули, канат, дуги, обручи, мультимедийная установка.
Предварительная работа:
1. Просмотр видеофильмов по теме «Космос».
2. Чтение художественной литературы: БулычевК. «Тайна третьей планеты»,Медведев В. «Звездолет Брунька», Бороздин В. «Первый в космосе».
3. Речевая деятельность: беседа по теме «Солнечная система», дидактические игры «Звездный путь», «Жители других планет».
4. Продуктивная деятельность: лепка из пескаколлективная работа «Космодром», конструирование по В. В. Воскобович «Космические корабли», рисование с использованием свечей «Звездное небо», аппликация «Планета Земля».
5. Опытно-экспериментальная деятельность: «Летает – не летает», «Солнечная система», «Запуск ракеты», «Лунная поверхность» https://jablogo.com/teaching-children-at-home/12-prakticheskix-razvivayushhix-zanyatij-na-temu-kosmos.html
Для ребенка с диагнозом ЧБД - снижение нагрузки на 50%.
Для детей с плоско-вальгусными стопами предусмотрена замена прыжков на подскоки.
Прогнозируемый результат:
Расширен кругозор детей по теме «Космос», знания о первом космонавте Ю. А. Гагарине, о профессии космонавта, о космических ракетах.
У детей развито внимание, координация движений, ориентировка в пространстве.
Создана атмосфера эмоционального комфорта при выполнении физических упражнений.
Ход занятия:
Спортивный зал украшен рисунками и поделками детей на тему «Космос».На экран выведен «Лист календаря 12 апреля 1961 года» (слайд 1).
Инструктор: ребята, какой праздник отмечают 12 апреля? Назовите имя первого космонавта Земли (слайд 2). На чем летают в космос? (слайд 3)Как называется космический корабль, на котором совершил свой первый полет Ю. А. Гагарин? (слайд 4) Маша, а женщины в космос летали? (слайд 5). В космос могут летать только умные машины с сильными и умными людьми (слайд 6). Как вы думаете, сложно ли быть космонавтом? Почему? Сережа, что должен уметь делать космонавт? Витя, каким он должен быть?А вы хотите побывать в космосе? Что нам для этого нужно? Для этого необходимо на земле хорошо подготовиться.
(Дать возможность высказаться замкнутым и застенчивым детям).
Комплекс ОРУ «Подготовка космонавтов»
( под музыкальное сопровождение: музыка П. Мориа)
«Разминка»
лежа на спине, развести руки в стороны и соединить вместе перед грудью.
«Тренируем ноги»
руки согнуты в локтях – поднять одну ногу, согнутую в колене, затем вторую.
«Состояние невесомости»
лежа на спине, в позе «группировки», перекаты вперед, назад.
«Пытаемся сесть в кресло космонавта»
из положения лежа на спине, перейти в положение сед с прямыми ногами, руки вниз.
«Смотрим в иллюминатор»
из положения сед, ноги врозь, руки вперед, поворот туловища вправо, затем влево.
«Разминаемся перед выходом из ракеты»
из положения стоя на коленях, руки на поясе, перейти сед на пятках, руки в стороны.
«Продуваем скафандры»
из положения стоя на ногах, наклоны вперед произнося звук ш-ш-ш.
«Одеваем скафандры»
стоя, ноги на ширине плеч – повороты туловища в обе стороны.
«Проверка снаряжения»
присед, руки вперед, вернуться в и. п.
Инструктор: Теперь мы готовы лететь в космос на ракете?
Упражнение «Полёт»
(координация речи с движением, развитие общих речевых навыков)
Дружно в ногу мы идем,
Мы идем на космодром.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету,
Отправляемся на Марс
Звезды, в гости ждите нас (легкий бег на носочках).
(Детям с диагнозом «плоско-вальгусные стопы» –быстрая ходьба).
Инструктор: Ребята, вы знаете, когда я летела, моя ракета издавала такой шум - у-у-у! А ваши ракеты как шумели? ( предполагаемые ответы детей: р-р-р, ж-ж-ж). Ребята, мы прилетели на неизвестную планету, предлагаю ее исследовать.
Упражнения в ходьбе, ползании, подлезании, прыжках
(профилактика плоскостопия и нарушения осанки)
• Ходьба по ребристым дорожкам с мешочком на голове.
• Ходьба по тактильной дорожке с гимнастической палкой за спиной.
• Ползание на животе по гимнастической скамейке.
• Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием мягких модулей.
• Ходьба по канату приставным шагом в правую и левую стороны.
• Подлезание под дуги правым и левым боком.
• Прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
(Дать положительную оценку детям с низким уровнем физического развития, детям с диагнозом «плоско-вальгусные стопы» заменить прыжки на подскоки).
Инструктор: молодцы, ребята! Попав на другую планету, вы не растерялись и смогли преодолеть все трудности и препятствия. Как вы думаете, кто может жить на этой планете?Как можно назвать жителей иной планеты? Вова, а как ты назвал бы этих жителей? Даша, а как они выглядят? Кирилл, чем они могут заниматься? А любят ли они играть, как мы с вами?
(Выслушать ответы детей,учитывая интересы и возможности каждого ребенка, побуждать детей к полным и развернутым ответам).
А теперь представим, что на другой планете, мы встретили инопланетян. Я предлагаю поиграть в игру.
Подвижная игра «Земляне и инопланетяне».
Дети перестраиваются в две команды. Одна – «Земляне», другая – «Инопланетяне». Зал делится пополам. На одной стороне зала в «домах» - обручах располагается первая команда, на противоположной – вторая. Включается музыка. Пока играет музыка, все дети свободно двигаются по залу. С прекращением музыки педагог подает команды. По команде «Земляне», земляне ловят инопланетян, которые должны убегать в свои дома. По команде «Инопланетяне» - наоборот. Игра проводится 3-4 раза.
(Ребенку с диагнозом ЧБД сократить время игры).
Инструктор: Нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Занимайте места в космическом корабле (дети ложатся на ковер, звучит космическая музыка). Посмотрите в иллюминатор, видно небо и звезды (на потолке расположены звезды разного цвета). Найдите глазами звезду красного цвета, синего, зеленого, белого (гимнастика для глаз). Сколько звезд на нашем небе? (ответы детей)А над городом, в честь нашего с вами возвращения на землю, пускают салют.
Инструктор: вот мы и приземлились. Снимайте скафандры (имитационные движения). Леня, куда мы сегодня летали? Максим, на чем мы летали? Лера, что мы делали на неизвестной планете? Кого мы там встретили?
Предлагаю на память о нашем путешествииеще немного поиграть. В конструкторском бюро можно построить новые ракеты, а в фотолаборатории сделать фотоснимок инопланетянина. Кому что нравится, кто чем будет заниматься? Тогда делимся на две команды и занимаем рабочие места. Одна команда выкладывает ракеты, другая – инопланетян.
(Дети берут приготовленные тарелочки с конструктором «Дары Фребеля» и погружаются в творчество, готовые работы каждая команда выкладывает на заранее подготовленном ватмане с изображением звездного неба).
(Предложить детям помощь друг другу, поддержать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора команды).
Список использованной литературы.
1. С. А. Аверин «Сборник методических рекомендаций к игровому информационно-дидактическому комплекту «Детям о Космосе» - М. : «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2011. – 96 с., илл.
2. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.-704 с.
3. Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 – 224 с.
4. Интернет сайты : https://jablogo.com/teaching-children-at-home/12-prakticheskix-razvivayushhix-zanyatij-na-temu-kosmos.html, https://nsportal.ru/user/664283/page/didakticheskiy-material-k-leksicheskoy-teme-po-razvitiyu-rechi-detey-doshkolnogo-2
5. Джейн Уокер «Солнечная система». ООО Издательство «Фламинго» 1996.
6. Л. Я. Гальперштейн Вселенная: Научно-популярное издание для детей / Ил. М. О. Дмитриева, С. в. Дурнева, Л. Х. Насырова, Е. К. Самойлова; Оформл. серии И. П. Смирнова – М. : ООО «Росмэн-Издат», 2001. – 31 с. – (Я открываю мир).
7. Робин Керрод «Космическое пространство» (иллюстрированный атлас для детей). Оникс. Москва 1998.